$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Аренда и лизинг

Аренда: стоит ли расти базовой ставке

22.03.2016

С 1 апреля базовая арендная величина в Беларуси составит 136 тыс. Br.

Этот показатель ежегодно устанавливается правительством с учетом изменения индекса потребительских цен за предыдущий год. Но в нынешних макроэкономических условиях очередное повышение расходов на аренду может стать довольно болезненным как для арендаторов, так и для арендодателей.

В текущем году базовая арендная величина вырастет на 14,3%: со 119 тыс. Br до 136 тыс. Br. Этот размер в соответствии с постановлением Совмина от 17.03.2016 № 208 будет действовать с 1 апреля по 30 июня т.г. С 1 июля с учетом деноминации он составит 13 рублей 60 копеек.

Базовая арендная величина применяется в расчетах арендной платы при аренде площадей, находящихся в государственной собственности, а также принадлежащих хозяйственным обществам, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) находится в собственности Беларуси или ее административно-территориальных единиц, включая капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, их части, в т.ч. на рынках и в торговых центрах.

Такой подход выглядел приемлемым компромиссом 4 года назад на момент принятия Указа от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом». Но с тех пор ситуация на рынке недвижимости существенно изменилась. Рекордные объемы ввода бизнес-центров и логистических комплексов создали избыток предложения офисных и складских площадей. Из-за спада в промышленности простаивает часть производственных мощностей. Если еще несколько лет назад условия во всех сегментах рынка диктовали арендодатели, то теперь их главная забота – найти «постояльцев» для простаивающих офисов, складов и цехов. В таких условиях уровень арендных ставок неизбежно должен падать. Частные владельцы недвижимости пытаются гибко реагировать на ситуацию, предлагая различные условия аренды, чтобы побыстрее снизить уровень вакантности. У их государственных конкурентов нет такой возможности: они связаны требованиями Указа № 150.

Впрочем, учитывая рост курса евро за год почти на 44%, нынешнее повышение базовой арендной величины выглядит довольно скромным. Но и оно болезненно воспринимается субъектами хозяйствования, ощущающими существенное падение своих доходов и вынужденными искать пути сокращения издержек.

Поэтому предприниматели не оставляют надежду, что государство поможет снижать себестоимость не только директивными указаниями, но и конкретными действиями. Например, в Национальной платформе бизнеса на 2016 год выдвигаются предложения снизить ставки арендной платы, отменить повышающие коэффициенты в помещениях государственной и коммунальной собственности, оплачивать аренду и эксплуатационные услуги по факту, без авансовых платежей. Кроме того, остается актуальным требование вернуть для общественных и некоммерческих бизнес-объединений право арендовать офисы с применением понижающего коэффициента 0,1 к ставкам арендной платы.

Впрочем, в планы властей такие шаги, по-видимому, не входят. По крайней мере, ни в Указе № 78, ни в Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы какие-либо изменения, касающиеся ставок аренды недвижимости, не упоминаются. Зато в плане действий Правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, отдельным пунктом значится совершенствование порядка предоставления малым и средним предприятиям в аренду федерального имущества, чтобы обеспечить к нему доступ. Белорусский бизнес тоже оценил бы подобные меры со стороны государства.

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ