$

2.0556 руб.

2.2626 руб.

Р (100)

3.1987 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Банки и расчеты

АПК в "зеленой корзине",

09.08.2005
или Как финансировать сельское хозяйство, чтобы попасть в ВТО

В сельское хозяйство государство ежегодно направляет огромные деньги, чтобы поддержать производство и продовольственную безопасность страны. Вступление в ВТО, по мнению противников этого процесса, поставит крест на привычной поддержке и будет иметь для села роковые последствия. Серьезность этих опасений можно оценить, если проанализировать действующие меры господдержки АПК и их эффективность. Иначе трудно понять, нужно ли что-то менять в схеме финансирования агросектора.

"Поводок" к продуктам и культурам

Объем и направления сельскохозяйственных субсидий у нас настолько велики, что оценить их достаточно сложно. Субсидии не только поддерживают сельхозпроизводство, но и содержат, прямо и косвенно, социальную сферу, инфрастуктуру и самих жителей. Каждый год на это расходуется 3-4% ВВП (10-12% консолидированного бюджета). Помимо этого, весьма значительные средства поступают из внебюджетных источников (вспомним хотя бы институт "шефства").

Во время переговоров о присоединении к ВТО белорусская сторона заявила базовую величину агрегированной меры поддержки (АМП), равную 502 млн. USD (средняя величина за 1997-1999 гг.), где поддержка производства конкретных продуктов составляет 87 млн., поддержка без привязки к ним - 313 млн., и так называемая "зеленая корзина"-- 102 млн. USD.

Большая часть субсидий, привязанных к конкретным продуктам, поглощается животноводством - 63% (производство яиц -15,2%, свинины -15,4%, молока -17,8%). Почти 20% субсидий забирает производство сахарной свеклы.

Среди несвязанных субсидий преобладали: компенсация затрат на приобретение удобрений, семян, комбикормов, средств защиты растений (31,3%), на приобретение и ремонт техники (26,3%) и лизинг сельхотехники (10,8%).

РЦП или "корзина"

Среди множества вариантов поддержки сельского хозяйства, отвечающих требованиям ВТО, традиционно выделяют несколько типов, получивших название "корзин" разного цвета.

Справка:

"Желтая (янтарная) корзина" включает те меры господдержки отечественных производителей, которые подлежат снижению. В этой корзине весь объем средств, направляемых в сельское хозяйство, не соответствующий критериям других корзин и не подпадающий под действие нормы dе minimis. В соответствии с Соглашением по сельскому хозяйству величина субсидий из "желтой корзины" в Беларуси подлежит  уменьшению на 20,0% на протяжении 5 лет.

"Голубая корзина" разрешает не ограничивать прямые выплаты фермерам, если они увязаны с программами по ограничению производства продукции на основе фиксированных базовых уровней.  В настоящее время "голубой корзиной" наиболее активно пользуются страны ЕС, Япония, Швейцария, Норвегия и ряд других. В Беларуси подобные меры не используются.

"Зеленая корзина" включает платежи, направленные на охрану окружающей среды, борьбу с вредителями и болезнями, развитие инфраструктуры, образования, обучение специалистов, исследования, консалтинг, страхование, а также на программы региональной помощи (поддержка районов, находящихся в худших природно-климатических, экологических и экономических условиях, оказание помощи при стихийных бедствиях и предоставление продовольственной помощи внутри страны, при условии, что она приобретается по текущим рыночным ценам). Кроме этого в "зеленую корзину" включаются прямые платежи производителям, если они увязаны с фиксированным и неизменным базовым периодом и не зависят от текущих объемов производства. Даже если какой-либо фермер примет решение вообще не выращивать конкретную сельскохозяйственную культуру, он имеет право на несвязанные платежи.

Отказываясь от традиционной рыночной и ценовой поддержки (РЦП) в виде надбавок к ценам, компенсации затрат на приобретение средств производства, страны-участницы ВТО выбирают меры "зеленой корзины". Так, если в 1986-1988 гг. удельный вес РЦП в объеме господдержки сельского хозяйства в странах Евросоюза составлял 91%, то в 2000-2002 гг. он сократился до 61%. А в дальнейшем в ЕС доля РЦП должна составить менее 40%. Вместо нее будут использоваться прямые выплаты фермерам, не оказывающие влияния на объемы производства.

Существуют три основные причины перехода стран ЕС от мер РЦП к мерам "зеленой корзины". Они уместны и для Беларуси.

Во-первых, рыночная и ценовая поддержка влияют на объемы производства и сбыта сельхозпродукции. Они ущемляют интересы зарубежных партнеров и создают почву для конфликтов, которые часто оказывают негативное влияние и на другие секторы экономики. Сейчас в Беларуси некоторые представители аграрного лобби выражают готовность пожертвовать вступлением в ВТО, чтобы сохранить неограниченные меры РЦП для отечественного агросектора. При этом оставлена без внимания угроза внешним торговым связям страны и перспективам общего экономического развития, которую несет отказ от участия в глобальной торговой системе. Беларусь находится между аграрными гигантами: Россией, Украиной и расширенным ЕС. Именно присоединение к ВТО обеспечивает защиту интересов страны в ходе международных переговоров.

Во-вторых, РЦП - крайне неэффективный способ поддержки. Например, использование интервенционной ценовой политики в Беларуси отнимает 3-4 рубля у потребителей и налогоплательщиков, чтобы на 1 рубль повысить доходы производителей сельхозпродукции. Прямые выплаты производителям, не связанные с объемами производства (меры "зеленой корзины"), намного эффективнее - более 90% средств, взятых у потребителей и налогоплательщиков, попадает к производителям. Опыт Беларуси свидетельствует о том, что значительные размеры субсидирования агросектора (по некоторым оценкам задолженность сельскохозяйственных предприятий составляет 1 млрд.USD, или 7% ВВП) не обязательно приводят к повышению производительности и эффективности.

В-третьих, применение "зеленой корзины" больше других способов поддержки способствует устойчивому развитию. Меры РЦП обычно направлены на повышение доходов производителей сельхозпродукции, но не гарантируют конкурентоспособности сектора в долгосрочной перспективе. Показателен опыт ЕС: расточительная рыночная и ценовая поддержка европейских фермерских хозяйств не только не сделала их эффективными, но сформировала устойчивую зависимость агросектора от финансовых инъекций государства. Причем способа избавиться от этой пагубной привычки в странах ЕС пока не нашли.

"Зеленая корзина" Беларуси

Маловероятно, что объем централизованного финансирования сельского хозяйства в нашей стране в ближайшие годы может значительно увеличиться. Это потребовало бы более рационального распределения имеющихся ограниченных ресурсов. Огромное значение будет иметь способность правительства выделить наиболее эффективные меры поддержки, которые позволят АПК лучше реагировать на сигналы рынка, максимизируют темпы роста сельхозпроизводства, и минимизируют искажения рыночных индикаторов. Для решения этих задач нам более всего подходят следующие меры "зеленой корзины":

сельскохозяйственная наука и образование;

финансирование государственных целевых программ;

капитальные вложения;

борьба с болезнями животных и вредителями растений;

известкование кислых почв и внесение увеличенных доз минеральных удобрений и микроэлементов на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

компенсация затрат по хранению государственного резерва зерна;

поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств;

финансовая помощь 12 районам, находящимся в худших природно-климатических, экологических и экономических условиях.

Среди перечисленных расходов сейчас у нас наибольший удельный вес занимает сельскохозяйственная наука и образование - около половины всей "зеленой корзины". Однако не уделяется должного внимания финансированию таких важных сфер, как консультационные услуги, строительство объектов инфраструктуры и проведение земельной реформы. Часто объем их фактического финансирования меньше запланированного. Например, в 2002 г. поддержка районов была профинансирована лишь на 63% от плана, а поддержка фермеров - на 56%.

"Зеленая корзина" позволяет поддерживать рост сельскохозяйственного производства в долгосрочном периоде, не искажая при этом рыночных индикаторов и не конфликтуя с торговыми партнерами.

Беларусь в отличие от Евросоюза не может себе позволить содержать неэффективное сельское хозяйство при помощи мер РЦП. Ограниченные финансовые ресурсы должны инвестироваться в будущее сельского хозяйства, а не в поддержку устаревшего производства. Меры "зеленой корзины" - идеальное средство инвестирования в факторы, обеспечивающие конкурентоспособность отрасли: в ноу-хау, современные технологии, современный менеджмент и инфраструктуру.

Размер расходов на меры "зеленой корзины" в последние годы у нас не превышал 100 млн. USD. Это немного, если учесть, что государство ежегодно тратит на поддержку сельского хозяйства по различным данным от 0,5 до 1 млрд. USD. Нужно не только увеличить, но и добиться полного финансирования соответствующих статей "зеленой корзины", уделив особое внимание НИОКР, консультационным услугам, инфраструктуре села и проведению земельной реформы.

Автор публикации: Дмитрий БАБИЦКИЙ, эксперт Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента


Финансы: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы