$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

АПК

АПК: БЕСКОНЕЧНЫЙ ПОИСК ДЕНЕГ И ЭФФЕКТИВНОСТИ©

03.11.2015

Белорусское сельское хозяйство вновь нуждается в экстренной бюджетной помощи. На совместном заседании палат Национального собрания выступающие призвали внести изменения в пакет указов, принятых в июле прошлого года, которые должны были существенно улучшить финансовое положение сельхозпредприятий и повысить их эффективность.

Напомним, указы от 17 июля 2014 г. № 347 «О государственной аграрной политике», № 348 «О мерах по повышению эффективности работы организаций агропромышленного комплекса», № 349 «О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов)», № 350 «Об особенностях поставки сельскохозяйственной продукции для республиканских государственных нужд» (см. «ЭГ» № 43 и 53 за 2014 г.) предусматривали ряд мер по улучшению финансового положения сельхозорганизаций, стимулы для инвесторов и реорганизацию колхозов в хозяйственные общества или коммунальные унитарные предприятия до конца 2015 г. Но ни смена вывесок, ни преференции в кредитовании и расчетах, ни налоговые и финансовые льготы для тех, кто пожелает приобрести предприятия АПК, не помогли.

Заместитель премьер-министра Беларуси Михаил Русый заявил на заседании, что рост числа убыточных сельхозпредприятий составил до 15% от их общей численности. Отметим, что это лишь часть картины. 14,8% общего числа сельхозорганизаций считаются убыточными с чистым убытком 1375 млрд. Br только с учетом господдержки. При этом чистая прибыль в отрасли по итогам 8 месяцев т.г. по сравнению с январем–августом 2014 г. сократилась на 54,6% – до 2025,2 млрд. Br даже с учетом господдержки. Но без господдержки убыточных организаций в 4,4 раза больше – 955 единиц, или 65,6% общего количества, а сумма их чистого убытка достигла 3257,1 млрд. Br. По сути, вся отрасль ушла в «минус».

Не лучше обстоят дела с долгами. По словам главы Минсельхозпрода Леонида Зайца, финансовые обязательства АПК возросли к началу года на 19%, просроченные задолженности – на 35%. Он также сообщил, что в 2011–2015 гг. в аграрный сектор привлечено 274 трлн. Br, из них 187 трлн. (почти 70%) – на общих основаниях. В 2015 г. таких кредитов – около 42 трлн. Br. Их стоимость в зависимости от банка достигает 36–40% годовых. На погашение кредитов и уплату банковских процентов сельхозорганизациями за январь–август направлено 24% выручки, предприятиями переработки – порядка 43%.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, если выручка организаций сельского хозяйства за 8 месяцев т.г. составила около 60,4 трлн. Br, то кредиторская задолженность на 1 сентября т.г. – 57,7 млрд., а задолженность по кредитам и займам – свыше 54 млрд. Br. Причем если первая по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. увеличилась на 8,3%, то указанные долги – на 24,3 и 19,4% соответственно, а их просроченная часть – на 54,8 и 62,7%. При этом выручка АПК составляет всего 5,9% совокупной выручки белорусских организаций, кредиторская задолженность села – 16,8% общего объема, задолженность по кредитам и займам – 10,1%, а просроченная часть – 27,7% и 23,5% соответственно. По данным Нацбанка, коэффициенты закредитованности (отношение задолженности по кредитам банков к среднемесячной выручке) и общей закредитованности (отношение суммарной кредиторской задолженности к среднемесячной выручке) в сельском хозяйстве за год мало изменились – 633,4 на 1 июля 2014 г. против 630,3 на 1 июля т.г. и 1430,2 против 1484,6 соответственно. Эти показатели вдвое выше, чем в среднем по республике. Таким образом, меры, принятые в рамках пакета упомянутых указов, практически не повлияли на долговую нагрузку агропромышленного комплекса. По сути, он находится в состоянии перманентной неплатежеспособности, и лишь покровительство свыше защищает его от массовых банкротств и судебного взыскания долгов.

Министр сельского хозяйства и продовольствия Л.Заяц назвал кредиты, привлеченные в 2011–2014 гг. для модернизации агропромышленного комплекса, одной из причин неэффективной работы сельского хозяйства. По его оценке, агропромышленный комплекс имеет 1,8 трлн. Br просроченных долгов перед Белагропромбанком, Беларусбанком и Банком развития, а также 2,2 трлн. Br просроченных процентов по ним.

«Указ № 348, который, казалось бы, планировал разрешить все проблемы АПК в отношении финансов, сработал не так эффективно, как хотелось», – сказал Л.Заяц. По его словам, большая просрочка за неуплаченные проценты парализует сельхозпредприятия и мешает им погасить долги по инвестиционным кредитам.

ВЫХОД видится в корректировке Указа № 348, чтобы возможность реструктуризации задолженности распространялась и на обслуживание кредита, в т.ч. на начисленные проценты. Доработать предлагается и 3 остальных указа, «чтобы с 2016 года можно было предметно вести разговор об эффективности ведения сельского хозяйства в Республике Беларусь».

Не хочется верить, что до сих пор разговор на эту тему был абстрактным. Но речь снова идет об очередной порции господдержки. «Необходимо, чтобы страна взяла на себя эти тяжелые проценты и как-то облегчила участь производителей сельхозпродукции, – призвал министр. – Необходимо найти эти средства, чтобы успешно конкурировать с Россией и Казахстаном, с которыми мы сегодня находимся в Едином экономическом пространстве. Тяжелые кредиты надо заместить льготными, не более чем под 3–4%».

Некоторые специалисты полагают, что причина хронической убыточности АПК – в диспаритете цен на аграрную и промышленную продукцию. Кроме того, есть мнение, что господдержка в виде компенсации части процентов по льготным кредитам, по сути, уходит в банки, ничем не помогая селу. Отчасти это верно – если не принимать во внимание, что, когда рыночная ставка кредитов на порядок выше той льготной планки, на которую согласно село, разницу кому-то придется возмещать. В конечном итоге «кто-то» – это белорусские налогоплательщики. Им снова придется погашать долги АПК, т.е. заплатить авансом за продукты, за которые они потом повторно заплатят в магазинах. Кроме того, они же заодно дотируют экспортируемое продовольствие, реализуемое за рубежом по «конкурентоспособным» благодаря бесконечным бюджетным вливаниям ценам.

ЕЩЕ один способ исправить ситуацию, рассматриваемый в Минсельхозпроде, – это ликвидация убыточных предприятий путем управляемой ликвидации, санации, досудебного оздоровления, «выхода на эффективного собственника». Какие условия этому собственнику будут выдвигаться, глава Минсельхозпрода не уточнил. Поощрить руководителей успешно работающих хозяйств, «которые из года в год обеспечивают их эффективную работу», а также тех, кто сможет превратить ныне убыточные предприятия в прибыльные и обеспечить положительную динамику в течение 5 лет, предлагается путем наделения их «неким пакетом акций от имени государства». Заодно предлагается дать возможность выкупать пакет акций, который держит в своем ведении государство, собственникам сельхозпредприятий за счет своей прибыли, причем для особенно успешных субъектов предусмотреть какие-нибудь льготы. По-видимому, предполагается, что обладание миноритарным пакетом акций с сомнительной доходностью (в частности, из-за неликвидности рынка и преимущественного права исполкомов на покупку акций) станет мощным стимулом для директоров сельхозпредприятий.

В очередной раз на заседании прозвучал призыв разграничить функции хозяйственного и государственного управления в АПК. Заметим, что этот тезис гуляет по планам и концепциям уже 5 лет, начиная с Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 18.02.2011 № 216. Но ни в одной сфере реализовать его до сих пор не удалось, и особенно – в аграрной. Теперь министр сельского хозяйства и продовольствия призывает «формировать собственников, чтобы АПК развивался более эффективно». «Поверьте, у нас немало молодых людей, которые готовы попробовать себя в агробизнесе, – заявил Л. Заяц. – А нам необходимо создать им условия».

В основе таких условий во всем мире лежит не столько разграничение функций государства в разных ипостасях, сколько сведение его вмешательства в хозяйственное управление к минимуму. Это в глубине души понимают и сами чиновники. На заседании они обмолвились, что фермеры работают эффективнее сельхозорганизаций. Но проводить в АПК глубокие реформы, которые привели бы к доминированию фермерства в республике, власти все еще не готовы.

Вадим ЛЕБЕДЕВ