Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Исследования, рейтинги
29.06.2004 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Антимонопольный рычаг - потребителям газа

Продолжаем публикацию результатов мониторинга инфраструктуры Беларуси (МИБ), осуществленного Исследовательским центром Института приватизации и менеджмента совместно с Немецкой экономической группой.

Продолжаем публикацию результатов мониторинга инфраструктуры Беларуси (МИБ), осуществленного Исследовательским центром Института приватизации и менеджмента совместно с Немецкой экономической группой.

На протяжении последних лет газ остается стратегическим сырьем для белорусской экономики. В прошлом году структура его потребления  распределилась таким образом: население - 8%, энергетика - 58%, промышленность - 29% объема поставок. Пытаясь снизить затраты национальных производителей за счет использования дешевого российского газа, Беларусь увеличила долю потребления голубого топлива в энергетическом балансе с 43% в 1990г. до 79% в 2003г. В результате 92% электростанций работают на этом виде топлива. В промышленности самые крупные предприятия - потребители газа ("ГродноАзот", могилевское "Химволокно", "Нафтан") являются крупнейшими экспортерами и налогоплательщиками.

Поставки газа по цепочке: РУП "Белтранс-газ" - концерн "Белтопгаз" - областные сбытовые предприятия (облгазы) - конечные потребители - осуществляются таким образом, что стоимость услуг распределения топлива внутри страны скрывается в конечной цене. И конкуренция в этих секторах ограничивается отсутствием ясных правил, регулирующих доступ третьих лиц к газотранспортным сетям.

С 1 февраля 2003г. установлены новые нормативы использования бартера в расчетах за потребляемые ТЭР: почти все потребители газа и энергии должны оплачивать 95% сделок деньгами. Однако это ужесточение не коснулось предприятий, для которых правительство сделало исключение, приняв во внимание их финансовое положение. В итоге удельный вес неденежных форм расчетов в структуре оплаченной выручки за 2003г. сократился с 53 до 25,9%.

Необходимость 100-процентной оплаты текущих поставок вынудила всех участников топливного рынка использовать кредитные ресурсы. Одновременно значительно вырос объем вексельного обращения в прошлом году. Общий объем сделок с векселями ОАО "Белтрансгаз" на вторичном рынке составил 253 млрд. руб. (126,5 млн. USD). Количество выпущенных векселей выросло на 83,7%.

Стремясь укрепить свои позиции на переговорах с Газпромом, белорусская сторона боролась и с долгами прежних лет, однако серьезного успеха достичь не удалось: на начало прошлого года долги составляли 172,1 млн. USD, на конец - 170 млн. USD. На этом фоне обязательства потребителей в 2003г. сократились с 774,6 до 594,4 млн. USD. На внутриреспубликанские расчеты в 2003г. приходилось 88,7% всей суммы задолженности за энергоресурсы, в т.ч. за газ - 39,1%.

Поскольку более дешевый российский газ составил лишь половину потребности, то цены на него росли неоднократно. На протяжении 2000-2003гг. их рост для населения опережал темпы инфляции (по ИПЦ) - таким образом правительство сокращало перекрестное субсидирование: за четыре года газ подорожал в 83 раза, в то время как потребительские цены - "всего" в пять раз. Динамика изменений представлена на графике.

К 2003г. перекрестное субсидирование потребления природного газа было ликвидировано. В декабре прошлого года цена на голубое топливо для населения возмещала затраты газоснабжающих предприятий в среднем на 150% (55-80 USD за 1000 м3).

Однако прогресса в области покрытия затрат газосбытовых предприятий  повышением тарифов недостаточно для гарантированного стабильного функционирования газового сектора, поэтому ему необходимы реформы. Более гибкая организация сектора может способствовать снижению издержек приспособления к новым, более высоким ценам на российский газ в будущем, а также привлечению новых инвестиций в сектор. Первый и наиболее важный шаг в этом направлении - улучшение процедуры установления тарифов путем разделения тарифа на транспортировку и сбыт внутри системы концерна "Белтопгаз".

Затем, предотвращая установление слишком высоких цен для потребителей, следует ограничить газовых монополистов в возможности злоупотребления рыночной властью. Для этого обычно создается независимый регулирующий орган, в компетенции которого определение цен на топливо для потребителей. Это - первый элемент в системе контроля над уровнем цен, при котором, по мнению газовых компаний, покрываются затраты.

Для стимулирования эффективности регулирующий орган может изменить подход к формированию тарифов с текущего "издержки плюс" - на метод "ценового потолка". Это означает, что вместо установления нормативов затрат и прибыли для транспортных и сбытовых компаний им устанавливается максимальная цена, которая и становится стимулом снижения затрат и увеличения прибыли.

И, наконец, необходимо разделить функции сбыта и распределения газа путем разделения концерна "Белтопгаза" на предприятие, владеющее распределительной сетью, и предприятие, непосредственно продающее газ конечным потребителям. Это внесет элементы конкуренции в газовый сектор, в т.ч. за счет предоставления доступа к распределительным сетям потенциальным конкурентам по транспортировке и продажам газа.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений