Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Бюджет
16.06.2020 10 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №44 (2343) от 16.06.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Антикризисные налоговые и бюджетные меры: — как помочь бизнесу и населению

Фото: pixabay

О тенденциях в бюджетно-налоговой сфере и возможных оперативных мерах, способных облегчить жизнь бизнесу и населению в условиях существенных внешних и внутренних шоков, «ЭГ» рас­сказали научные сотрудники сектора финансовой политики Института экономики НАН Беларуси.

 

Лидеры и аутсайдеры налоговых доходов

Доходы консолидированного бюджета страны только за I квартал 2020 г. снизились на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Есть все основания полагать, что по итогам II квартала положение значительно усугубится. Интересно, что сократились не только общие налоговые поступления в казну, но существенно изменилась и структура налоговых доходов.

Во-первых, это резкое падение – иначе и не назовешь – поступлений налога на прибыль. Да, снижение этого показателя вполне ожидаемо и закономерно, но все же уменьшение его в 2 раза (с 7,8% до 3,9%) – очень тревожный сигнал и явно свидетельствует о заметном ухудшении финансового состояния субъектов хозяйствования. Во-вторых, весьма существенно уменьшилась и доля налогов от внешнеэкономической деятельности (с 15,2 % до 9,6 %). Причина тоже понятна: сжатие внешнеторгового оборота. Сократилась и значимость в налоговых доходах казны имущественных налогов (с 5,2% до 4,6%).

А вот поступления НДС резко рванули вверх и достигли едва ли не половины, а точнее, 43,8% налоговых доходов, хотя в абсолютном выражении увеличились всего на 13,6%. Несколько выросла и доля подоходного налога (с 17,6 % до 20,5 %). Однако такой рост является временным, и во II квартале следует ожидать уменьшения этой доли из-за снижения уровня занятости и доходов.

Расходы консолидированного бюд­жета в I квар­тале увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9,3%. При этом в структуре расходов возросла доля затрат на оборону, здравоохранение, образование, но снизился удельный вес расходов на национальную экономику и общегосударственную деятельность (за счет сокращения рас­ходов на обслуживание госдолга).

Бюджет сектора госуправления (консолидированный бюджет и ФСЗН) в том же I квартале исполнен с профицитом 0,3 млрд руб. Профицит в размере 0,1 млрд. руб. был у ФСЗН. То есть некоторый, пусть и небольшой, финансовый резерв на поддержку экономики и населения во II квартале все же удалось обеспечить. Но однозначно негативным трендом следует считать существенное увеличение госдолга (на 8,9 млрд руб., или на 19,9% с начала года). Кстати, на 2020 год впервые за последние годы запланирован дефицит республиканского бюджета в размере 1,3058 млрд руб. и местных бюджетов – 375,3 млрд руб. И не будем забывать, что эти цифры были «заложены» в планы еще до внешних и внутренних шоков, связанных с пандемией и не только с ней.

 

Что делать с налогами и бюджетом

Напомним, что Указом Президента от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ № 143) предусмотрен ряд мер, направленных на снижение влияния на отечественную экономику негативных тенденций. Там есть и отдельные налоговые преференции для некоторых видов экономической деятельности. В частности, местным органам власти предоставлено право изменять установленные сроки уплаты в форме отсрочки с последующей рассрочкой и налогового кредита налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в местные бюджеты, а также арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности, подлежащей уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г.

Принятые меры в определенной степени могут помочь субъектам хозяйствования, но они явно недостаточны. Во-первых, отсрочка касается только налогов, уплачиваемых в местные бюджеты. Во-вторых, эта мера не освобождает, а только от­кладывает уплату налогов. До конца года надо будет оплатить не только задолженность, но и текущие налоговые платежи, тогда как понятно, что ожидать резкого роста выручки и прибыли в большинстве отраслей до конца года, а может и в более длительной перспективе не приходится. То есть предусмотренные Указом № 143 меры рассчитаны на быстрое преодоление последствий пандемии, что маловероятно в складывающихся условиях.

О существенном падении экономики, в т.ч. у нас, говорят прогнозы многих международных организаций. Поэтому нужны дополнительные меры поддержания деловой активности. В частности, явно стоит рассмотреть возможность введения не отсрочки по уплате налогов, а налоговых каникул по имущественным налогам до конца текущего года. По такому пути в условиях экономического кризиса пошел ряд государств с развитыми и развивающимися рыночными экономиками, в т.ч. наши партнеры по ЕАЭС.

Важной антикризисной мерой в Указе № 143 стала рекомендация местным властям снизить повышающие коэффициенты к имущественным налогам. Однако в большей мере поддержку малому и среднему бизнесу оказала бы полная отмена повышающих коэффициентов и даже временное снижение самих этих ставок. При существенном падении и даже отсутствии выручки и прибыли у субъектов хозяйствования такая мера повысила бы их финансовую устойчивость. Это, конечно, окажет негативное воздействие на поступления в местные бюджеты, что потребует увеличения дотаций из республиканского бюджета в местные. Но можно напомнить, что тот же НДС сразу идет в республиканский бюд­жет. Вместе с тем нельзя забывать о том, что заметное снижение налоговой нагрузки по имущественным налогам, конечно, было бы правильным решением. Однако это окажет влияние на финансовое состояние только тех субъектов хозяйствования, у которых есть объекты недвижимости в собственности.

Малый бизнес, обычно не имеющий достаточных финансовых резервов для работы в сложных экономических условиях, особенно нуждается сегодня в государственной поддержке. Его доля в налоговых поступлениях по итогам I квартала составила 29,1 %. Для поддержки малого бизнеса, большинство субъектов которого применяет упрощенную систему налогообложения, мо­жно предложить использовать диф­ференцированную шкалу ставок налога при УСН в зависимости от размера выручки или сократить хотя бы временно ставку этого налога.

Важной мерой для поддержки бизнеса сейчас может стать мораторий на выборочные и внеплановые проверки субъектов малого и сред­него предпринимательства до конца текущего года при отсутствии явных зафиксированных нарушений налогового законодательства.

Для субъектов хозяйствования в нынешних реалиях особенно тяжелой оказывается высокая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда. В качестве антикризисной меры с целью сохранения численности работников можно предложить уменьшение по меньшей мере на 10 п.п. ставки отчислений в ФСЗН при сохранении численности работающих в организации по состоянию на 1 июля текущего года или ее сокращении не более чем на 10% по сравнению с 01.01.2020. Похожая мера принята в России и является одним из инструментом стимулирования занятости.

В целях поддержки малообеспеченных и социально уязвимых слоев населения пришла пора, наконец, увеличить стандартный вычет по подоходному налогу до бюджета прожиточного минимума. Также надо повысить и стандартные вычеты на детей, которые сегодня из-за своего крайне низкого размера не оказывают никакого влияния на поддержку семей с детьми.

В условиях возможных существенных проблем с наполнением государственного бюджета в качестве одной из компенсирующих мер можно рассмотреть сокращение не имеющих высокой социальной значимости налоговых льгот и повышение ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию.

* * *

Предлагаемые меры приведут к определенному сокращению доходов бюджета. При этом запланированный размер дефицита бюджета может быть превышен и по другим причинам. Для предотвращения чрезмерного дефицита необходима реструктуризация расходов, прежде всего за счет сокращения непервоочередных. Страны Евросоюза на текущий год и вовсе приостанавливают действия бюд­жетных правил, ограничивающих бюджетный дефицит, в связи с необходимостью принятия сроч­ных антикризисных мер. В условиях высокой долговой на­грузки нуж­ны меры и по реструктуризации уже накопленного внешнего дол­га. С целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов мож­но инициировать выпуск об­лигаций под совместные гарантии стран – ­членов ЕАЭС. Такая мера в настоящее время обсуждается в Евросоюзе.

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by