Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Бизнес-союзы
12.09.2003 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Андрей НАРЕЙКО, депутат Палаты представителей Национального собрания РБ: "Цена административных барьеров чересчур высока"

В Министерстве экономики состоялось заседание Консультативного совета по развитию предпринимательства проекта правительства Беларуси и ПРООН "Активизация предпринимательской деятельности через развитие партнерства государства и частного сектора". На нем обсуждался экспертный отчет, посвященный оценке потерь, вызванных административными барьерами в данной области...

В Министерстве экономики состоялось заседание Консультативного совета по развитию предпринимательства проекта правительства Беларуси и ПРООН "Активизация предпринимательской деятельности через развитие партнерства государства и частного сектора". На нем обсуждался экспертный отчет, посвященный оценке потерь, вызванных административными барьерами в данной области. Прокомментировать это событие "НЭГ" попросила депутата Палаты представителей Андрея НАРЕЙКО.

-- В рамках проекта рассмотрены три документа. Это Основные направления экономической политики по минимизации административных барьеров на пути развития предпринимательства, Методические рекомендации по оценке потерь, вызванных административными барьерами и Отчет о результатах апробации этих методических рекомендаций. Подходы и цифры, изложенные в данных документах, могут быть скорректированы -- это, конечно, не истина в последней инстанции. Но некоторые результаты проведенных исследований все равно поражают.

Например, экспертам удалось высчитать потери предпринимателей от проверок. Общие потери одного субъекта хозяйствования, связанные с преодолением административных барьеров, возникающих в ходе контрольных проверок, составляют 1675,9 USD в год. В расчете на общее число субъектов малого предпринимательства потери в 2002г. составили 48,7 млн. USD.

Можно сравнить эти данные с официальными цифрами о количестве налоговых проверок за 2002 год: среди юридических лиц негосударственной формы собственности (данные по малым предприятиям не выделены) и индивидуальных предпринимателей проведено 159825 проверок, по их результатам начислено 39310,7 млн. руб. финансовых санкций, что составляет около 22,1 млн. USD.

-- Что именно, как правило, считается административными барьерами?

-- Можно провести параллель с таким видом спорта, как бег с препятствиями. Посмотрите на бегуна: вот он бежит, перепрыгнул один барьер, потом -- ровная площадка, затем -- снова барьер. И так бесконечно. У предпринимателя в его работе также существуют определенные препятствия, которые он должен преодолеть. Для того чтобы зарегистрировать компанию, нужно собрать огромное количество документов, что отнимает массу времени и достаточно много средств. Согласно результатам исследования, совокупные затраты на регистрацию предприятия и согласования в госорганах составляют от 361 USD и больше. Кроме того, на это понадобится почти 70 дней. Причем по сравнению с 2002 годом величина различных регистрационных платежей и затраты времени возросли.

Процесс перерегистрации предприятия обходится дешевле. Минимальные затраты на нее составляют в этом году 173 USD (при условии, что фирма воспользовалась услугами юриста, в противном случае они могут быть снижены, однако при этом значительно увеличиваются временные затраты) и 33 дня. В среднем же перерегистрация идет 45 дней. Суммарные затраты времени, необходимые для открытия бизнеса в Беларуси, достигают сегодня 145 дней. Для сравнения: в России -- 50, а в Украине -- и вовсе 30 дней.

Согласно расчетам экспертов, полные потери от преодоления излишних административных барьеров "входа" в 2003г. составят 21436,6 тыс.USD, что вполне сопоставимо с произведенным в 2002г. ВВП на малых предприятиях нашей страны.

Кроме того, деловой человек встречается с огромным количеством чиновников, каждый из которых выдвигает свои требования. Скажем, говорит: "Я занят, приходите завтра". Решение вопроса откладывается. И бизнесмен ломает голову, как ускорить процесс его принятия: может быть, чиновника надо "отблагодарить"?

Таким образом, нынешняя система состоит из множества препятствий, причем барьеры часто построены самими чиновниками, чтобы иметь больший "контакт с предпринимателями". Эти барьеры должны быть устранены.

-- Каким образом?

-- Количество чиновников, с которыми должен общаться предприниматель, надо свести к минимуму. Должны быть также снижены стоимость и сроки регистрации. То же самое, кстати, касается и лицензирования. В нынешних условиях сложность процедуры и затраты времени для получения лицензии приводят к коррупции. По данным опроса, 18,9% предпринимателей дополнительно платят за лицензию, конечно же, неофициально. Средний размер неофициальных платежей составляет 67 USD.

Есть и еще один момент, характерный для нашей экономики. Министерства как лицензирующие органы зачастую являются и субъектами хозяйствования. К примеру, Минторг руководит некоторыми крупными торговыми предприятиями. Министерство строительства -- государственными стройтрестами. И так далее. Когда заявитель просит о лицензии на определенный вид работ, у министра автоматически появляются мысли о защите подведомственных государственных предприятий. Если фирму возглавляют активные, опытные менеджеры, она все-таки сможет добиться нужной лицензии. А если, например, в такую ситуацию попадают новички, то останутся ни с чем.

Получается так, что, кроме того, что создана система, которая изобилует огромным количеством административных барьеров в виде чиновников с их требованиями, существует молчаливое противодействие конкурентам со стороны выдающих лицензии министерств.

-- Декрет о лицензировании ситуацию не изменил?

-- Декрет усилил ответственность чиновников. Но причина в другом -- в структуре нашей экономики в целом. Скажем, ни в России, ни в Украине подобной практики уже нет. Там ведомства давно не участвуют в хозяйственной деятельности. Они -- государственные структуры, которые определяют политику в отраслях.

Меня, например, радует, насколько глубоко понимают эту проблематику в российском правительстве. Не так давно услышал от помощника президента России по экономическим вопросам Андрея Илларионова совершенно четкую формулировку: "Государство не должно вмешиваться в экономическую, хозяйственную деятельность субъектов. Да, государство не может пустить на произвол сам процесс развития, но не наш вопрос регулировать отношения между субъектами хозяйствования и конкурировать с ними".

-- Какие административные барьеры эксперты проекта правительства Беларуси и ПРООН признали наиболее существенными?

-- К числу особенно негативно влияющих на деятельность хозяйствующих субъектов отнесены: несовершенство и чрезвычайная усложненность законодательной базы предпринимательской деятельности; сложность и высокая стоимость регистрации, а также проведения сертификации и стандартизации; изъяны системы лицензирования; ярко выраженный фискальный характер действующей системы налогообложения; отсутствие четкой регламентации масштабов и сроков проведения проверок; множественность контролирующих инстанций, деятельность которых официально не скоординирована между собой; избыточная жесткость норм и требований, несоблюдение которых влечет за собой санкции (причем многие из этих требований не могут быть выполнены по существу).

Эксперты считают, что для минимизации перечисленных барьеров следует перестроить ценностные ориентиры и улучшить качество административного управления и механизм распределения государственных услуг. Не экономические субъекты обязаны обслуживать нужды госаппарата, а государство -- служить интересам своих сограждан.

Конечно же, идеи правильные. Но, на мой взгляд, прежде всего должно быть заложено уважительное отношение к частной собственности. Должно присутствовать понимание, что частная собственность неприкосновенна и незыблема. Любое посягательство на нее должно караться по закону.

Итак, основные направления экономической политики по минимизации административных барьеров разработаны. Отчет о результатах апробации методических рекомендаций по оценке потерь, вызванных административными барьерами в развитии предпринимательства, на заседании Консультативного совета одобрен. Далее материалы будут переданы правительству, в частности, в межведомственную комиссию по поддержке и развитию малого предпринимательства, возглавляемую заместителем премьер-министра А.В. Кобяковым.

Будем надеяться, что скоро появится эффективная программа конкретных мер по снятию административных барьеров и она будет оперативно реализовываться.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений