Анатомия государственной экономии
Профицит бюджета сектора государственного управления за январь–апрель 2016 г. сложился в сумме 11,6 трлн. Br, или 3,9% к ВВП, профицит республиканского бюджета – 7,2 трлн. Br, или 2,5% к ВВП, сообщает Минфин.
Год назад бюджетный профицит составлял 6% ВВП. Доходы бюджета сектора государственного управления за январь–апрель 2016 г. сложились в сумме 127 трлн. Br, расходы – 115,4 трлн., а республиканского бюджета – 56,6 трлн. и 49,4 трлн. Br соответственно.
В частности, за 4 месяца т.г. в бюджет поступило 29,1 трлн. Br НДС (в текущих ценах на 12,4% больше, чем год назад), 6,1 трлн. – налога на прибыль (на 4,7% меньше), 6 трлн. акцизов (+5,3%). Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 10,6 трлн. Br (на 17,8% меньше, чем годом ранее) или только 25,4% уточненного годового плана.
Поступления в Фонд социальной защиты населения составили 38,1 трлн. Br, Фонд универсального обслуживания – 138,7 млрд. Br, Фонд гражданской авиации – 92,2 млрд. Br.
По состоянию на 1 мая т.г. задолженность по налогам и сборам составила 1,5 трлн. Br, тогда как год назад – 1,4 трлн.
В то же время из бюджета на общегосударственную деятельность направлено 20,7 трлн. Br (на 41,8% больше, чем годом ранее), на финансирование национальной экономики – 11,4 трлн. Br, на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и СМИ, Фонд социальной защиты населения) – 75,4 трлн. Br (на 10,4% больше). Расходы Фонда универсального обслуживания профинансированы на сумму 103,1 млрд. Br, Фонда гражданской авиации – 32,5 млрд. Br.
В реальном выражении доходы бюджета в I квартале т.г. существенно сократились по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., отмечается в докладе Минфина «О состоянии государственных финансов».
Так, в январе–марте т.г. доходы консолидированного бюджета составили 62,7 трлн. Br, что на 8,2% больше, чем в I квартале прошлого года, но на 3,4% меньше в реальном выражении. При этом отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП снизилось с 30,9% к ВВП, до 29,4%.
Основная доля доходов консолидированного бюджета (82,3%) формируется за счет налоговых поступлений, составивших 51,6 трлн. Br, что на 7,8% меньше, чем год назад (здесь и далее – в реальном выражении). Положение отчасти спасают неналоговые доходы, которые выросли на 23,9%, до 10,7 трлн. Br и безвозмездные поступления –0,4 трлн. Br (рост на 33,8%).
Налоговые доходы в I квартале т.г. на 90,3% обеспечили 6 источников. Из них на долю НДС приходится 37,4%, несмотря на сокращение поступлений на 5,9% в реальном выражении, подоходный налог – 17,3% (снижение на 2%), акцизы – 8,8% (–7%), налог на прибыль – 4,2% (–5,7%). Самый большой спад отмечен по неналоговым доходам от внешнеэкономической деятельности (14,9% общего объема) – на 26,6%.
Исключением стали налоги на собственность (7,7% в общем объеме), поступления по которым выросли на 34,3% в номинальном выражении и на 19,9% – в реальном. Это не удивительно, учитывая, что кадастровая стоимость земельных участков для целей налогообложения устанавливается в долларах, а местные власти активно воспользовались правом применять повышающие коэффициенты к налогам на недвижимость и на землю.
По данным Минфина, в январе–марте т.г. расходы на государственную и местные инвестиционные программы сократились относительно I квартала 2015 г. на 13,8%. Из 7 трлн.Br расходов бюджета по разделу «Национальная экономика» около половины было направлено на поддержку и развитие сельского хозяйства. Господдержка реального сектора экономики осуществлялась, главным образом, в виде возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, а также компенсации потерь банков по льготным кредитам.