Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Отрасли и рынки
05.04.2002 22 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Анатолий ТЮТЮНОВ: "Работаем так, как и следует работать в условиях рынка"

Визитная карточка ОАО "Керамин" -- высокосортная керамическая плитка и сантехнические изделия, успешно реализуемые на внутреннем и зарубежных рынках. Однако недавнюю встречу с корреспондентами "НЭГ" генеральный директор "Керамина" Анатолий Дмитриевич ТЮТЮНОВ начал с рассказа о том, что главную свою задачу видит в создании для людей -- а это 3,5 тыс. человек -- пристойных условий труда, обеспечении их работой и заработками -- тогда и хороших результатов долго ждать не придется.

Визитная карточка ОАО "Керамин" -- высокосортная керамическая плитка и сантехнические изделия, успешно реализуемые на внутреннем и зарубежных рынках. Однако недавнюю встречу с корреспондентами "НЭГ" генеральный директор "Керамина" Анатолий Дмитриевич ТЮТЮНОВ начал с рассказа о том, что главную свою задачу видит в создании для людей -- а это 3,5 тыс. человек -- пристойных условий труда, обеспечении их работой и заработками -- тогда и хороших результатов долго ждать не придется.

-- В минувшем году объединение произвело и реализовало товарной продукции почти на 100 млрд руб. -- примерно 1/148 часть промышленного производства Республики Беларусь и 40% Октябрьского района Минска. На мой взгляд, коллектив предприятия сделал все, что было в его силах, для успешной реализации планов. По крайней мере, горечи от того, что за плечами осталось что-то несделанное, нет. А когда не обременен невыполненными обязательствами, легче двигаться дальше.

-- Ни одно предприятие не может рассчитывать на успех, не имея выверенной инвестиционной стратегии. Как она формируется на "Керамине"?

-- Не могу сказать, что мы изобрели что-то новое. Просто, реализуя планы развития, старались не изменять своему назначению. В начале 90-х годов мы, оценив потенциальные возможности предприятия, поставили во главу угла техническое перевооружение, модернизацию, занялись новым строительством. В 1987г., предполагая, что понадобится собственное машиностроение, начали расширять механические мастерские. И сегодня мы им действительно занимаемся -- по лицензиям известных фирм Италии.

Получив изначальную финансовую подпитку со стороны отечественных банков и итальянских компаний, развиваем свои конструкторское бюро, строительные подразделения. Начинали буквально с полушагов, но с каждым годом они становились все увереннее, что потом позволило рассчитывать уже не только на родной Белпромстройбанк, который, к слову, всегда идет нам навстречу, но и на зарубежные лизинговые компании. Сегодня они охотно поставляют "Керамину" новейшее технологическое оборудование под гарантии банков и предприятия. Наши партнеры знают, что "Керамин" никогда не подводил и не подведет. Мой собственный опыт подсказывает: при наличии хорошо проработанной инвестиционной программы можно рассчитывать на понимание и поддержку руководства страны.

-- Качественный продукт можно сделать только на первоклассном оборудовании. Откуда оно у "Керамина"?

-- Предприятие еще в 80-е годы получало через московские внешнеторговые организации фрагменты итальянских линий по производству керамической плитки. После развала Союза такие поставки, правда, прекратились, но адреса производителей были известны. В 90-е годы, когда наше предприятие акционировалось и стало экономически самостоятельным, сотрудничество с итальянской фирмой "Сакми" -- мировым лидером в области производства технологического оборудования для керамической промышленности -- получило дальнейшее развитие. На деньги, полученные от реализации своей продукции, "Керамин" стал закупать линии уже не отдельными фрагментами, а комплексно.

Значительная часть прибыли инвестировалась в обновление производства, выпускалась перспективная, пользующаяся спросом продукция. И если 10--12 лет назад более 60% основных производственных фондов ПО "Минскстройматериалы", на базе которого в 1994г. было создано ОАО "Керамин", имели от 10 до 20 лет эксплуатации, то на данный момент 62,9% активной части основного капитала "Керамина" моложе 10-ти лет. 20-летнего оборудования не осталось совсем. Более трети технологических линий закуплены и смонтированы в течение последних 3--4 лет.

-- Порой приходится слышать, будто к "Керамину" его производственные и коммерческие успехи приходят сами собой: предприятие, дескать, оседлало "золотую жилу" и действует, как булочник, выпекающий пирожки, которые расходятся со свистом...

-- Такое сравнение не выдерживает никакой критики. Керамическая плитка, кирпич, в отличие от хлеба, -- продукт не первой необходимости. Чтобы такой товар покупали, надо, во-первых, сделать его доступным, во-вторых, как следует чувствовать конъюнктуру рынка и, в-третьих, рассчитать потребительский спрос. Формула успешных продаж известна: лучшее, чем у других производителей, качество плюс более низкая цена. Для этого надо профессионально вести дело. В производстве керамической плитки энергетические затраты формируют до 40% себестоимости готовой продукции. В результате реконструкции предприятия мы снизили этот показатель до 14--16%. Достигнув при этом совершенно других потребительских качеств плитки: теперь она ни в чем не уступает лучшим мировым образцам. Что, кстати, подтверждает успешное завершение в 2000г. сертификации продукции ОАО "Керамин" на соответствие международным стандартам качества ISО 9002.

Особым спросом пользуется плитка "грес". Эта очень прочная, не уступающая граниту керамика является универсальным, не знающим износа, внешне очень привлекательным материалом, который годится для облицовки стен, укладки полов, а также для наружных работ. Белорусской керамикой отделываются жилые помещения и офисы, мостятся перроны станций метро, пешеходные дорожки и платформы аэро- и железнодорожных вокзалов в России, Казахстане, Украине, среднеазиатских странах, Прибалтике.

-- На реконструкцию предприятия, наверное, уходит уйма денег?

-- Средства требуются действительно немалые: с 1994г. на эти цели направлено 55,2 млн.USD. Но расходы могли быть неизмеримо большими, если бы не особые условия, на которых "Керамин" закупает и приобретает в лизинг оборудование у фирмы "Сакми". Долгосрочное сотрудничество с итальянским партнером позволяет добиваться значительной экономии средств за счет изготовления многих -- до 40% -- компонентов технологического оборудования в механическом цехе ОАО. Руководство "Сакми" убедилось, что на "Керамине" их могут делать не хуже, чем в Италии.

Показательно, что никому из своих партнеров, кроме "Керамина", подобное импортозамещение итальянская фирма не позволяет. Причина проста: опасается, что фирменное оборудование, доукомплектованное на месте, не сможет обеспечить надлежащего качества выпускаемой продукции.

Полностью доверять специалистам "Керамина" "Сакми" стала после того, как ее ведущие инженеры и менеджеры лично убедились в компетентности наших работников и в высоком уровне собственного машиностроения. По словам итальянцев, им интересно иметь дело с партнером, который заботится о собственном имидже так же, как они о своем. Немаловажно и то, что сотрудничество с "Керамином" обогащает наших партнеров знаниями о новых рынках, где продаются керамические изделия и где в будущем может быть востребовано оборудование фирмы "Сакми". Вот почему они рассматривают "Керамин" как одного из своих самых привилегированных партнеров.

-- В чем находят выражение инвестиционные интересы "Керамина" сегодня?

-- На предприятии разработана и успешно реализуется рассчитанная на 5 лет инвестиционная программа "Расширение и реконструкция производства изделий строительной керамики с применением новых энергосберегающих технологий и оборудования". К моменту ее завершения прирост выпускаемой продукции составит 48 млн.USD. Это позволит в течение 2,5--3 лет полностью окупить затраты на модернизацию.

Сегодня одним из приоритетных направлений для нас стала реконструкция завода сантехизделий. Построен он был 16 лет назад и до недавнего времени считался "современным". Но сегодня очередь дошла и до него. Объем капитальных вложений оценивается в 20,1 млн.USD. Весь комплекс работ планируется завершить в 2004г. Монтаж технологического оборудования идет без остановки производства. То есть выпуск изделий санстройфарфора европейского качества "Керамин" будет наращивать по той же схеме, что и производство керамической плитки. И партнер у нас испытанный -- все та же "Сакми". Проект, надо сказать, достаточно рисковый. На этот раз речь идет не о плоской, а об объемной керамике, где и технология посложнее, и оборудование новое. Фактически мы осуществляем совместный инновационный проект. При этом итальянцы наравне с "Керамином" разделяют все риски и несут финансовые затраты. Сам факт реализации такого проекта говорит за себя. Партнер уверен в том, что "Керамин" осуществит эту идею в хорошей динамике и, как и в случае с плиткой, где в результате использования современного технологического оборудования удалось более чем в 2 раза уменьшить расход энергоресурсов, выдержит линию на дальнейшее снижение издержек производства и повышение конкурентоспособности своей продукции.

-- Каковы объемы ее выпуска и где она сегодня продается? Есть ли у "Керамина" товаропроводящая сеть за рубежом? С какими проблемами сталкивается предприятие при реализации продукции?

-- За минувший год наше акционерное общество выпустило и реализовало свыше 7,6 млн.кв.м плитки для облицовки стен, более 5,5 млн.кв.м для пола, в т.ч. 4,5 млн.кв.м плитки "грес". Кроме того, ОАО производит 450 тыс.шт. санитарно-технических изделий (умывальники, унитазы, бачки) и около 60 млн.шт. кирпича. Львиную долю доходов в денежном выражении (около 90%) обеспечивает керамическая плитка. В минувшем году без малого 80% продукции реализовано в странах ближнего зарубежья. Основные внешнеторговые партнеры предприятия -- Россия и Украина, где, как и в Беларуси, создана и действует специализированная товаропроводящая сеть.

За рубежом с нами работают несколько торговых домов. В России это -- ТД "Керамин-Урал" в Челябинске, ТД "Керамин-Северо-Запад" в Санкт-Петербурге и ТД "Керамин-Центр" в Москве. В Украине -- ТД "Керамин-Киев". Учреждаем свой торговый дом в Казахстане, достаточно уверенно чувствуем себя в Литве, Молдове.

Основная проблема на уже освоенных внешних рынках -- растущая конкуренция со стороны других производителей. Все время надо быть начеку. Ведь сегодня наблюдается активное вложение средств в производство керамической плитки. Причем инвестиции делают российские фирмы, которые еще недавно занимались различной коммерцией. С жесткой конкуренцией на рынках СНГ "Керамину" приходится сталкиваться уже сейчас. В подмосковном Ногинске, например, за 2,5 года на ровном месте вырос современный завод. Туда пришли хозяева с новыми технологиями и новаторскими подходами. Аналогичный проект реализован в Печоре Псковской области, еще один намечается в Самаре. К тому же мы работаем в условиях экспансии западных производителей. Они поставляют свою продукцию на наши традиционные рынки по цене, в полтора раза дешевле в долларовом выражении, чем в 1999г.

-- За счет чего, на ваш взгляд, можно минимизировать отрицательные последствия конкуренции?

-- На "Керамине" прекрасно понимают тщетность любых попыток отгородиться от конкурентов барьерами и тем самым обрести иммунитет от непредсказуемого воздействия внешних факторов.

Хозяйственная обособленность себя полностью изжила. Экономические рычаги, заставляющие корпорации и государства открывать свои хозяйственные системы для взаимодействия с потенциальными и реальными соперниками, идти с ними на компромиссы, сегодня работают во всем мире. "Керамин" -- партнер более чем привлекательный. Несмотря на доминирующее положение в своем секторе рынка, он вовсе не претендует на главенствующую роль в совместных проектах с участием однопрофильных предприятий России и Украины. Наше кредо -- взаимовыгодное сотрудничество. На базе корпоративного капитала участникам таких СП будет проще налаживать разветвленную систему комплектации, производства и реализации продукции. "Керамин" вышел на российских и украинских партнеров с предложениями о реализации совместных проектов, обозначив свое участие в них в качестве инжиниринговой компании. У нас есть свои исследовательские лаборатории, машиностроение, собственное конструкторское бюро, мы можем обеспечить инженерное сопровождение своих проектов. Такие услуги сегодня высоко ценятся на международном рынке. Один из совместных проектов уже реализуется в Киеве, где начато строительство завода. Идет подготовка к реализации аналогичного проекта на Урале -- в городе Снежинске.

-- Почему так далеко?

-- В исходной массе для выпуска качественной керамической плитки должно быть 40% полевого шпата, который добывается на Урале. Сегодня мы везем десятки тысяч тонн этого материала в Минск, потом отправляем готовую продукцию в Россию... Транспортные издержки огромные. Но даже не это главное. Мы прежде всего заботимся о качестве продукции, а также о том, чтобы сделать ее как можно более доступной для потребителя. Исходя из этого мы ориентируемся на сырьевую комплектацию не только из стран СНГ. Закупаем в разумных количествах сертифицированное сырье западно-европейского происхождения, что позволяет выпускать продукцию, ни в чем не уступающую лучшим зарубежным образцам.

Реализуя проекты в России и Украине, "Керамин" страхует прежде всего систему реализации своей продукции. Таким образом мы перестанем быть чужими в этих странах. На местных рынках будем присутствовать корпоративно -- совместно с производителями этих государств. Считаю, что альтернативы такому подходу нет.

-- Участвуя в создании корпоративной группы и строительстве новых заводов, рассчитывает ли "Керамин" на стратегическое партнерство с крупными инвесторами?

-- Да, мы сегодня ищем реального стратегического партнера, который сможет поучаствовать в финансировании строительства корпуса новых технологий, который оценивается в 40--45 млн.USD. "Керамином" интересуются многие потенциальные инвесторы, в т.ч. Европейский банк реконструкции и развития, российская компания "Итера" и другие. Мы не возражали бы против стратегического партнерства и с Кировским заводом. Но наше ремесло очень сложное, я бы сказал -- рисковое. Поэтому обвального интереса к нему нет, многие вполне обоснованно боятся обжечься.

Наблюдательным советом ОАО одобрено участие "Керамина" в строительстве киевского и уральского предприятий. У нас для этого есть достаточный инжиниринговый потенциал. Вот, скажем, Самара отказалась от корпоративного проекта, но обратилась к нам с просьбой помочь выполнить технологический проект. Все взвесив, мы с учетом нашего стратегического интереса заключили соответствующий договор. Стоимость услуг по разработке такого проекта -- около 80 тыс.USD. С учетом монтажа, наладки оборудования, сопровождения и других услуг при общей стоимости завода в 7--8 млн.USD на долю "Керамина" придется более 1 млн.USD. Такова цена инжиниринга, знаний наших специалистов.

-- Не будет ли участие "Керамина" в зарубежных корпоративных проектах ущемлять интересы внутреннего рынка в плане его насыщения продукцией предприятия? Какие отношения складываются у ОАО с отечественной торговлей?

-- Я двумя руками за то, чтобы наша торговля брала и реализовывала как можно больше нашей продукции. Другой вопрос -- как она это делает и хочет ли делать вообще. Сегодня для "Керамина" не стоит вопрос квоты: выбирайте ее на здоровье, если мало -- добавим. Отсрочка по оплате для белорусской торговли когда-то была 10 дней, потом стала 15, 20, а сегодня составляет месяц и более. Но мы уже поняли: какую отсрочку ни дай, все равно вовремя не заплатят. Суть, однако, даже не в этом, а в том, как преподносится наш товар. А практика показывает -- не всегда как надо.

По-другому организует торговлю "Керамин". Сегодня в наших фирменных магазинах в Минске и других городах республики любой покупатель может воочию убедиться в высоких потребительских качествах продукции предприятия. Продавцы подведут, покажут и подробно ответят на все вопросы. Такой и должна быть торговля.

-- Что вы можете сказать о нынешней ценовой политике? Насколько она способствует развитию производства? Какие надежды связывает "Керамин" с объявленным курсом на либерализацию экономики?

-- На "Керамине" привыкли работать в условиях реальной экономики, искать и находить решения в любых ситуациях. Находили их и тогда, когда ценовая политика на внутреннем рынке формировалась нерыночными методами, что, конечно, в определенной степени тормозило развитие. Но этот фактор не был для нас критическим, поскольку в Беларуси реализуется всего 14--16% кераминовской плитки. В основном финансовые показатели предприятия зависят от экспорта. Но в любом случае курс на либерализацию белорусской экономики можно только приветствовать. Сегодня мы реально оцениваем тот уровень цен, который складывается на внутреннем рынке. В Беларусь ввозится керамическая продукция из Польши, Чехии, Словакии, Италии, Испании, Турции, других стран. Мы стараемся удерживать свою цену ниже той, по которой предлагается импортная продукция.

Безусловно, с учетом высокого качества кераминовской плитки цена на нее могла быть и выше, но у нас пока существует индексация и другие ограничительные меры. Ввиду экспортной направленности нашей деятельности связанные с этим "колебания" сильно качнуть "Керамин" не могут. Что касается внешних поставок -- здесь, как говорится, существует рынок и мы в него "вписываемся". Во многом -- благодаря профессиональному подходу к своему делу работников наших торговых домов. Это и выверенный маркетинг, и достигающая своей цели реклама, и продуманный выбор стратегических клиентов, и другие факторы.

ОАО не имеет никаких зарубежных счетов, не сотрудничает с сомнительными посредниками. У нас реальные экспорт и продажи, прозрачные каналы движения выручки. Коллектив предприятия с удовлетворением встретил в конце минувшего года сообщение о том, что кераминовская плитка была признана Госстандартом Российской Федерации лучшей продукцией российского рынка.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений