Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Проблемы и решения
27.09.2002 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Анализ и ответственность за прогноз

Скандалы, связанные с недостоверностью отчетности крупных компаний, пошатнули мировые фондовые рынки и стабильность доллара, но, казалось бы, мало затрагивают интересы белорусской экономики...
Скандалы, связанные с недостоверностью отчетности крупных компаний, пошатнули мировые фондовые рынки и стабильность доллара, но, казалось бы, мало затрагивают интересы белорусской экономики. Однако и в нашей стране, по данным Минстата, более 40% предприятий убыточны, а счет банкротств пошел на сотни. Поэтому методы предотвращения финансового краха актуальны для субъектов хозяйствования Беларуси не меньше, чем для транснациональных гигантов.

БЕЛОРУССКИЙ рынок капитала в лучшем случае находится еще в зачаточном состоянии. Акционерные общества, созданные в процессе приватизации, как правило, имеют значительную государственную долю и в любом случае сохраняют черты управления и контроля, присущие госпредприятию.

Чтобы инвесторы могли убедиться в выгодности своих вложений, необходимо собрать абсолютно полные, достоверные и объективные данные о положении предприятия на рынке и его финансовом состоянии. Для этого существует особая процедура -- Duе Diligеnсе, что приблизительно переводится как "независимое всестороннее исследование достоверности финансового состояния и деятельности".

Такая проверка проводится с целью выявить достоверность финансовой и иной информации, оценить возможность реализации бизнес-планов, удостовериться в правильности налоговой и статистической отчетности, оценить конкурентные позиции предприятия и компетентность его руководства. Условно данное исследование можно разделить на несколько частей.

Первым этапом является независимая комплексная проверка финансового состояния (Finаnсiаl Duе Diligеnсе), при которой определяется способность предприятия приносить доход. Часто она проводится одновременно с общим аудитом. Изучаются активы предприятия, его доходы, финансовые коэффициенты, система финансового планирования и контроля. Здесь могут применяться правила, утвержденные постановлением Минфина, Минэкономики, Мингосимущества, Минстата от 2000-04-27г. N 46/76/1850/20, методики UNIDО и т.п.

Второй этап -- независимая комплексная налоговая проверка (Тах Duе Diligеnсе) проводится с целью оценки налоговой нагрузки и выявления возможности ее оптимизации.

Третий -- юридическая проверка (Lеgаl Duе Diligеnсе) направлена на оценку деятельности предприятия, его устава, договоров с контрагентами и персоналом по гражданскому, хозяйственному и трудовому законодательству.

В последнее время проводится также анализ воздействия на окружающую среду (Еnvirоnmеntаl Duе Diligеnсе), в рамках которого определяются и оцениваются риски, связанные с загрязнением окружающей среды и природоохранными действиями государства.

ВОПРОСЫ конкуренции на рынке, прогнозы, стратегическое планирование изучаются при анализе положения на рынке (Маrkеt Duе Diligеnсе). На данном этапе внутренняя информация о возможностях развития производства и технологий сравнивается с данными о потребностях рынка, оценкой деятельности его субъектов. Основными целями анализа являются определение положения предприятия в конкурентной среде, анализ потенциала и перспектив развития рынка и самого предприятия на нем.

Анализ положения на рынке включает внутренний анализ предприятия и конкурентной среды. Первый (Intеrnаl Соmраnу Аnаlуsis) изучает стратегию сбыта на рынках; сравнивает цены предприятия с ценами конкурентов; отношение клиентов; использование НИОКР и планирования в текущей деятельности; возможность осуществления поставленных целей в рамках бюджета проводимой маркетинговой стратегии.

На этом этапе изучается вся имеющаяся внутренняя информация, проводится опрос руководителей, сотрудников финансового и планового отделов. Рассматриваются их взгляды на активы предприятия и его ресурсы, на объем продаж и валовую прибыль, на организацию сбыта, рекламу и маркетинг, на стратегию развития и достижимость запланированных результатов. По завершении внутреннего анализа составляется отчет, в который входят вся собранная документация и записи опросов. Отчет содержит полную информацию о состоянии предприятия, планах его развития и обеспеченности ресурсами, а также об отношении сотрудников и руководства к нынешнему состоянию предприятия и его перспективам.

В ходе анализа конкурентной среды (Ехtеrnаl Соmраnу Аnаlуsis) определяются факторы успеха на рынке; средний уровень доходности и прибыли; рыночные тенденции в долгосрочном плане; преимущества по сравнению с аналогами.

Анализ конкурентной среды предполагает не только изучение доступной широкому кругу пользователей информации, но и исследование комментариев экспертов и аналитиков, мнения партнеров, потребителей и конкурентов. Дается оценка исследуемого предприятия, качества и цены продукции, рассматриваются его имидж и рекламная деятельность, взаимоотношения с контрагентами, соблюдение условий договоров. На этом этапе строятся прогнозы развития рынка и конкуренции, анализируются потенциальные возможности и наличие ресурсов для дальнейшего развития.

В результате создается полная картина деятельности предприятия и перспектив его развития. На разных этапах проводится перекрестная проверка ранее полученных данных.

Итоговый отчет содержит всю интересующую инвестора информацию о предприятии, в которое он собирается вкладывать (или уже вложил) свои средства. Объективность и достоверность отчета позволят принять правильное решение.

Подобная проверка может производиться в рамках аудита годовой отчетности или как отдельное исследование. Вопрос в том, заинтересованы ли в этом заказчики и готовы ли они заплатить. Ведь формально значительная часть перечисленных вопросов не являются целью ни аудита, ни налоговой проверки, ни ведомственной ревизии. Вдобавок далеко не всегда находятся квалифицированные кадры для выполнения такой задачи. В Беларуси, в отличие от России и других стран, законодательство не требует, чтобы в аудиторском заключении содержалось мнение аудитора о возможности предприятия продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом.

КОНЕЧНО, акционеры, обладающие более чем 10% акций, вправе согласно ст.103 ГК потребовать проведения независимого аудита, чтобы узнать, как распорядились их деньгами. Но нигде не сказано, как реализовать это право. И на практике миноритарные акционеры не смогут заставить администрацию заказать аудит, если, конечно, не оплатят его за свой счет. А поскольку на себестоимость относится лишь обязательный аудит и консультационные услуги в пределах весьма скромно установленных норм, то проводятся подобные работы крайне редко. Если же акционерное общество входит в состав концерна или министерства, имеющего свою службу ведомственного контроля, которая в Беларуси подменяет аудит, то шансы инвесторов реализовать это право равны нулю. Ведомственные ревизоры не вправе и не обязаны знакомить частных акционеров с результатами своих проверок. Да и вряд ли им под силу провести Duе Diligеnсе, что подтверждают финансовые результаты отраслей. А жаль. Признаки надвигающегося банкротства -- падение рентабельности, ухудшение показателей ликвидности и платежеспособности, нехватка оборотных средств -- не появляются внезапно. Можно рассчитать эффективность (а значит, и целесообразность) даже отдельных сделок. Грядущие изменения в отчетности можно смоделировать с помощью МСФО N 10 "Условные события и события, происшедшие после отчетной даты", если, конечно, его внедрят в нашей стране.

ВПРОЧЕМ если анализ Duе Diligеnсе иногда и входит в отчет белорусского аудитора, то он далеко не всегда используется по назначению. Ведь нанимает аудиторов администрация предприятия. И она вполне может скрыть от собрания акционеров выводы, свидетельствующие о неудовлетворительном качестве управления, или заставить аудиторов "смягчить" их. Для этого есть много возможностей. Так, постановлением Совмина от 2002-05-22г. N 649 установлено, что претензий заказчиков услуг (т.е. администрации проверяемого субъекта) достаточно, чтобы приостановить действие лицензии на аудит. А недовольство такого заказчика может вызвать и вывод аудитора о его некомпетентности. Мнение пользователей (включая собственников этого субъекта), например, не предупрежденных о близком банкротстве, не учитывается. Поэтому о независимости аудиторского суждения остается лишь мечтать. То, чего дирекция разорившегося американского концерна Еnrоn добилась путем подкупа аудиторов за 27 млн.USD, в Беларуси происходит бесплатно. Эта тучка весьма ощутимо портит наш и без того небезоблачный инвестиционный климат. Конечно, во власти правительства решить проблему, приняв нормативные акты, более соответствующие международным стандартам аудита и инвестиций. Но согласятся ли на это те, кто заинтересован в сокрытии информации от инвесторов и общества?
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by