$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

АНАЛИТИКИ НЕ ВЕРЯТ В РОСТ,©

18.06.2013

но могут оценить проблемы

Требование оценить происходящее на финансовом рынке Беларуси в связи с неблагоприятной атмосферой в экономике, прозвучавшее 11 июня на совещании по вопросам развития промышленного комплекса, выполнено почти мгновенно. На прошлой неделе независимо друг от друга МВФ и Исследовательский центр ИПМ при поддержке Немецкой экономической группы представили свое видение ситуации в экономике Беларуси и прогнозы на будущее.

В обоих исследованиях констатируется недостаток потенциала роста, с которым республике придется столкнуться в ближайшие несколько лет. Вряд ли это совпадет с планами белорусских властей, резкие движения, по мнению экспертов, грозят усилением внешних диспропорций и утратой макроэкономической стабильности.

По мнению экономистов ИПМ, еще во II полугодии 2012 г. Беларусь утратила специфические посткризисные преимущества в ценовой конкурентоспособности. Рост затрат на оплату труда в сочетании с неизменным курсом рубля создал предпосылки для замедления динамики экспорта. В текущем году к этим тенденциям добавилось ухудшение условий торговли энергетическими товарами. В итоге вклад чистого экспорта в прирост ВВП будет отрицательным (-2,2 п.п.). Правительство не сможет впредь обеспечивать нынешний бурный рост доходов населения, полагают аналитики, а потому до конца года реальная зарплата вырастет на 9,4%, а потребление домашних хозяйств — на 4,6%. Вместе с тем кампания по модернизации промышленности и мобилизации ресурсов для ее финансирования обеспечит ускорение валового накопления капитала, который станет основным двигателем роста экономики.

Однако это не решает среднесрочную проблему дефицита источников финансирования, предупреждает ИПМ. Стимулирование кредитного рынка и административное давление на предприятия с целью повысить инвестиции за счет собственных средств позволит лишь на некоторый период сгладить проблему. По оценкам экспертов, в этом году за счет банковских кредитов и средств консолидированного бюджета инвестиции вырастут на 9,6%, что будет эквивалентно З,6 п.п. вклада в прирост ВВП, который в текущем году, по мнению ИПМ, составит лишь 3,8%.

Однако удержать даже такие темпы, которые в 2 с лишним раза меньше официального прогноза, не удастся. В ИПМ полагают, что в 2014 г. нас ждет очень большой внешний дефицит, который может быть несколько снижен за счет политики обменного курса или ограничительных мер фискальной и монетарной политики. Произойдет дальнейшее ухудшение чистого экспорта, а его вклад в прирост ВВП вновь будет отрицательным (-4,4 п.п.). Вследствие бюджетных ограничений реальная зарплата вырастет всего на 3,2%. Это обусловит дальнейшее замедление роста потребления домашних хозяйств до 1,2%, тогда как валовое накопление основного капитала в 2014 г. вырастет на 12,7%, обеспечив 5 п.п. прироста ВВП. В итоге, прирост ВВП составит 2,5%.

Нарушить макроэкономическую стабильность может экспансионистская монетарная политика наряду с прямыми мерами по стимулированию кредитного рынка. Если власти будут придерживаться курса на смягчение монетарной политики и поддержание относительной стабильности номинального обменного курса, понадобится существенное внешнее финансирование. Если рассчитывать на наращивании резервов на 500 млн. USD в 2013 и 2014 гг., разрыв в эти годы составит 3,3 и 5,9 млрд. Если эти ресурсы найдутся, то курс рубля удастся удержать на уровне 9200 USD/Br на конец текущего года и 9500 USD/Br — в конце следующего, а среднегодовую инфляцию — на уровне 17,8 и 9,6% соответственно.

Шанс на смягчение

В ИПМ ожидают, что фискальная политика в текущем и следующем годах смягчится. Это, в первую очередь отразится на затратной части бюджета, поскольку государство будет стремится стимулировать инвестиции за счет наращивания госрасходов. Тем не менее, дефицит бюджета прогнозируется на умеренном уровне в 0,6 и 1,8% от ВВП в 2013 и 2014 гг. соответственно, хотя расходы вырастут до 31,8 и 32,9% ВВП соответственно против 29,4% в 2012-м. В частности, в текущем году ожидается увеличение на 0,6% от ВВП расходов на зарплату и на 0,5% — на приобретение товаров и услуг, поскольку власти пытаются компенсировать падение экспорта, стимулируя внутренний спрос за счет государственного потребления. Кроме того, бюджетные средства вновь станут важным источником инвестиций: поскольку банковское кредитование реального сектора в условиях относительно жесткой монетарной политики растет медленно, капитальные расходы государства вырастут на 0,8% ВВП и составят 7,7%, а в 2014-м — до 8,6%. Между тем доходы консолидированного бюджета вырастут с 30% в 2012 г. до 31,2 от ВВП в 2013 г. (благодаря увеличению налоговых поступлений) и 31,1% — в 2014-м

В то же время дефицит текущего счета может вырасти до 5 млрд. USD (7,1% ВВП) в текущем году и 7,6 млрд. (9,9% ВВП) в следующем. Причина тому — отрицательное сальдо счета товаров и услуг, а также счетов первичных и вторичных доходов. Стране грозит возврат к стойкому тренду роста дефицита торгового баланса. Экспорт уменьшится на 16,7% из-за снижения поставок нефтепродуктов в ЕС и продукции белорусского машиностроения в Россию. Импорт будет снижаться медленнее из-за увеличения ввоза потребительских товаров в связи с ростом потребления домохозяйств, а также инвестиционных товаров – вследствие спроса на производственное оборудование со стороны модернизируемых предприятий. Поэтому дефицит торгового баланса может составить 2,8 млрд. USD, а в 2014-м — 5,4 млрд., а сальдо торговли услугами — +2,5 млрд. и 2,6 млрд. USD соответственно. Здесь выйти в «плюс» помогут транзит нефти и газа, другие транспортные услуги, несмотря на рост импорта строительных услуг и выездного туризма. Ожидается, что баланс счета товаров и услуг в 2013 г. составит - 284,5 млн. USD (0,4% ВВП), а в 2014 г. может достичь 2,9 млрд. (3,7% ВВП).

Сальдо счета первичных доходов будет отрицательным из-за увеличения выплат по обязательствам органов госуправления (в т.ч. по кредиту МВФ и евробондам), а также сектора нефинансовых организаций (включая проценты по кредитам и дивиденды). Дефицит счета вторичных доходов будет обусловлен перечислением в российский бюджет экспортных пошлин за нефтепродукты, вывозимые из Беларуси.

Чистый приток ПИИ не превысит 1,5 млрд. USD в год. Он преимущественно будет связан с реинвестированием доходов и вложениями в промышленность, сферу услуг и банковский сектор. Однако выплаты по кредитам в 2013-2014 гг. повлияют на состояние счета «другие инвестиции» и приведет к росту обязательств перед зарубежными кредиторами. БОлее чем скромным (около 0,6 млрд.USD в год) останется приток портфельных инвестиций.

Фонд предлагает корректировку

Неутешительные выводы представлены и в докладе МВФ, подготовленном по итогам работы обзорной миссии фонда в марте т.г.

В 2013--2014 гг. республика должна вернуть МВФ 3,1 млрд. USD. Это стране по силам, но ценой ухудшения ряда макроэкономических показателей. Так по прогнозу МВФ, в случае сохранения нынешней экономической политики (базисный сценарий) золотовалютные резервы страны снизятся до 6,9 млрд. USD к концу 2013 г. (1,5 месяца импорта), до 5,3 млрд. — 2014 г., 3,7 млрд. — 2015-го, 3,2 млрд. — 2016 г., 2,6 млрд. — 2017 года и 1,9 млрд. USD (0,3 месяца импорта) — к концу 2018 г. Валовый внешний долг снизится с 52,7% к ВВП в 2013 г. до 48,9% в 2014-м, но к 2018 г. увеличится до 50,2%. При этом отрицательное сальдо счета текущих операций увеличится с прошлогодних 2,9% к ВВП до 5,6% в 2013-м, а в 2015-2017 гг. будет на уровне 6,5-6,6%. Дефицит внешней торговли вырастет с 2,6% в 2013 г. до 5,5% в 2018-м. При этом инфляция в 2013 г. составит 16,8%, ускорится до 18,8% в 2014-м и до 20,1% в 2018-м, а рост ВВП составит 2,1%, 2,6% и 3,6% соответственно.

Улучшить положение экономики, по мнению МВФ способен корректировочный сценарий, предусматривающий сокращение целевого кредитования, ограничение роста зарплаты, ужесточение условий ликвидности, регулирование роста валютного кредитования и гибкий обменный курс (девальвацию). Это позволило бы к 2014 г. улучшить счет текущих операций и снизить инфляцию до уровня ниже 10%, а также нарастить ЗВР до уровня 4 месяцев импорта к 2018 году. Правда, при этом темпы роста ВВП упадут до 1,2% в текущем году (что, возможно, все равно произойдет), но восстановятся до 2,5% в 2014-м и 4,8% в 2018 г., а инфляция может снизиться до 12% в 2013 году и до 6% в 2018-м. Заодно валовый внешний долг к 2018 г. снизится до 41,5% к ВВП, отрицательное сальдо счета текущих операций – с нынешних 4% ВВП до 0,2% в 2018-м, а золотовалютные резервы вырастут с 7,8 млрд. USD в 2013 г. (1,8 месяца импорта) до 22,8 млрд. (4,1 месяца импорта) в 2018-м.

Впрочем, МВФ не верит, что белорусские власти прибегнут к корректировочному сценарию. «Официальные органы и персонал в целом согласились с оценкой экономической ситуации, но мнения о необходимых мерах политики значительно различались», — говорится в докладе. При этом очередные призывы МВФ к структурным реформам натыкаются на стремление властей страны решить старые и новые проблемы прежними административно-командными методами.

Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях