Амортизация переоцененных основных средств
При проведении переоценки основных средств в соответствии с законодательством предприятие пригласило субъекта, занимающегося оценочной деятельностью, для оценки объектов, по которым остаточная стоимость равна нулю.
После оценки предприятие начисляет амортизацию исходя из новой (переоцененной) стоимости таких объектов и относит ее на затраты, что ведет к уменьшению финансового результата.
Правомерны ли такие действия, ведущие к увеличению затрат организации за счет сумм амортизации, начисляемой исходя из новой стоимости объектов?
Указ Президента от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования» (далее – Указ № 622) и Инструкция о порядке переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утв. постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры от 5.11.2010 № 162/131/37 (далее – Инструкция № 162/131/37), не устанавливают каких-либо ограничений по проведению переоценки методом прямой оценки с привлечением субъекта, занимающегося оценочной деятельностью, в отношении основных средств, полностью самортизированных на дату проведения переоценки.
Согласно п. 11 Инструкции № 162/131/37 организация, осуществляющая переоценку имущества методом прямой оценки с привлечением субъекта, занимающегося оценочной деятельностью, подтверждает переоцененную стоимость имущества заключением об оценке, подготовленным субъектом, занимающимся оценочной деятельностью.
В заключении об оценке переоцененная стоимость основных средств определяется путем суммирования их остаточной стоимости, определенной в соответствии с п. 29 Инструкции № 162/131/37, и суммы износа по каждому из переоцениваемых основных средств, определенного субъектом, занимающимся оценочной деятельностью, на дату проведения переоценки. Кроме того, при проведении переоценки основных средств методом прямой оценки с привлечением субъекта, занимающего оценочной деятельностью, остаточная стоимость определяется в соответствии с рыночной стоимостью переоцениваемого объекта в текущем использовании, определенной в ценах на 31 декабря отчетного года с использованием методов оценки в соответствии с законодательством. В случае определения остаточной стоимости на дату переоценки в иностранной валюте указанная стоимость пересчитывается в белорусские рубли по курсу Нацбанка на 31 декабря отчетного года.
Таким образом, в заключении об оценке, подготовленном субъектом, занимающимся оценочной деятельностью, указывается расчетная величина переоцененной стоимости объекта основных средств, остаточная стоимость этого объекта, определенная в порядке, установленном п. 29 Инструкции № 162/131/37, а также сумма износа переоцениваемого объекта, определенного субъектом, занимающимся оценочной деятельностью, на дату проведения переоценки.
По результатам переоценки основных средств, осуществляемой с привлечением субъекта, занимающегося оценочной деятельностью, сумма накопленной амортизации основных средств определяется как разность между переоцененной стоимостью и остаточной стоимостью переоцениваемого объекта, указанной в заключении об оценке.
Соотношение между переоцененной стоимостью, остаточной стоимостью и суммой накопленной амортизации основных средств после переоценки может отклоняться от указанного соотношения до переоценки по данным бухгалтерского учета (п. 29 Инструкции № 162/131/37).
В соответствии с п. 7 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6), в зависимости от конкретных условий начисления амортизации и условий функционирования объектов, изложенных в приложении 2 к Инструкции № 37/18/6, стоимостью, от которой рассчитываются амортизационные отчисления, является, в частности, первоначальная (переоцененная) стоимость объектов.
Амортизируемая стоимость основных средств изменяется в т.ч. в случае проведения переоценки (обесценения, восстановления обесценения) основных средств в соответствии с законодательством (п. 9 Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по возобновлению начисления амортизации по переоцененному методом прямой оценки объекту основных средств, имевшему до переоценки нулевую стоимость, несмотря на то, что такие действия могут привести к увеличению затрат организации на суммы амортизации, исчисляемые от переоцененной стоимости объекта.