$

2.0523 руб.

2.2685 руб.

Р (100)

3.1986 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Банки и расчеты

Амортизационная политика в действии: итоги мониторинга

27.07.2004
Во исполнение поручений правительства Министерство экономики провело мониторинг действующей амортизационной политики за 2003г. и I квартал 2004г. Целью данного исследования является оценка использования источников собственных средств юридических лиц реального сектора экономики на инвестиции.

Можно констатировать, что в отчетном периоде наблюдается общий рост сумм начисленной амортизации, а также сформированных и использованных по назначению амортизационных фондов воспроизводства основных средств и нематериальных активов. Это вызвано как применением новых инструментов проведения амортизационной политики, так и структурными сдвигами в экономике и положительной динамикой производства.

Сумма начисленной за 2003г. амортизации основных средств выросла по отношению к 2002г. на 42,6%, что к общей сумме затрат на производство составляет 7,06%. Увеличение к 2002г. составило 0,49 процентных пункта (далее - п.п.) при росте самих затрат к 2002г. на 32,7%.

Сумма начисленной за 2003г. амортизации нематериальных активов выросла по отношению к 2002г. на 3,87%, что к общей сумме произведенных затрат составляет 0,08%.

В январе-марте 2004г. доля начисленной амортизации основных средств в структуре затрат снизилась по отношению к соответствующему периоду прошлого года на 1,07 п.п. при ее абсолютном увеличении на 19,9% и росте самих затрат, в т.ч. вследствие изменения методологии их отражения в бухучете, на 39,9%. Индекс изменения остаточной стоимости основных средств в результате их переоценки по состоянию на 1.01.2004г. составил 121,2%.

Таким образом, тенденция плавного поступательного роста амортизационных отчислений сохраняется, что характерно практически для всех групп участников мониторинга, кроме организаций Госкомавиации в 2003г. и I квартале т.г., Минжилкомхоза в 2003г.

Причин, повлиявших на относительное снижение темпов роста амортизационных отчислений в начале 2004г., несколько. Прежде всего это стартовое ускорение процесса начисления амортизации при переходе на новую амортизационную политику для одних организаций в начале 2002г., для других - в начале 2003г. Оно было вызвано сокращением сроков полезного использования, применением наряду с линейным нелинейного и производительного способов начисления амортизации, единовременным завершением процесса амортизации объектов с высокой (около 100%) долей накопленной амортизации, использованием других инструментов амортизационного механизма для решения текущих проблем.

В итоге недоамортизированная стоимость основных средств с учетом переоценки по состоянию на 1.01.2004г. составила 45,8% их восстановительной стоимости. Это заставляет задуматься о будущем основной воспроизводственной составляющей и дополнительных источниках ее увеличения.

В 2004г. начисление амортизации по объектам основных средств, находившимся в эксплуатации в 2003г., массово осуществляется по нормам, рассчитанным при переходе на новый порядок начисления амортизации, что при условии снижения амортизируемой стоимости этих объектов не может привести к увеличению сумм начисленной амортизации. Вместе с тем в начале 2004г. имели место рост других производственных затрат и прекращение процессов начисления амортизации по законсервированным объектам. В течение года также сказывается влияние сезонности  движения объектов основных средств. Незначительное снижение доли накопленной амортизации в целом по экономике происходит и при использовании метода прямой оценки основных средств в процессе переоценки, которое по состоянию на 1.01.2004г. привело к снижению их амортизируемой стоимости (0,3% в целом по экономике). Однако при этом стоимость амортизируемого имущества становится реальной и приводит к улучшению конкурентоспособности организаций, применяющих этот метод переоценки, и снижению инфляции.

Отметим, что на достоверность результатов мониторинга влияют ошибки в заполнении форм статотчетности, неполное представительство участников.

ФОРМИРОВАНИЕ амортизационных фондов воспроизводства основных средств и нематериальных активов осуществляется из сумм начисленной за текущий период амортизации, являющейся составной частью себестоимости реализуемых товаров, продукции, работ, услуг. Амортизационные фонды на всем протяжении их использования не изменяют своей экономической сущности и отражают движение собственных источников воспроизводства амортизируемого имущества, участвующего в предпринимательской деятельности.

Степень концентрации собственных источников всегда ограничена структурой самих организаций (в т.ч. имеющих в своем составе несколько юридических лиц). Направления расходования этих собственных источников определены в главе 6 Положения о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов (далее -  Положение) и не могут быть изменены субъектом хозяйствования произвольно. Комиссия организации по проведению амортизационной политики вправе выбирать необходимые направления инвестиций из числа указанных в Положении в пределах сумм сформированных амортизационных фондов.

Любое отвлечение финансовых ресурсов не на цели воспроизводства основного капитала приводит к недоиспользованию субъектом собственных источников. Поэтому в соответствии с решением расширенной коллегии Министерства экономики и рядом поручений правительства по результатам внедрения амортизационной политики повсеместно продолжает осуществляться административный контроль за уровнем использования амортизационных фондов, что дает положительный эффект.

В налоговом законодательстве также предусмотрен механизм первоочередного использования амортизационных фондов (с учетом всех накопленных ранее остатков) в качестве собственного источника воспроизводства основного капитала. Он позволяет применять инвестиционную льготу по налогу на прибыль при условии использования сформированных на определенную дату амортизационных фондов.

Анализ полученных в ходе мониторинга данных по группе организаций - представителей различных органов управления (далее - представителей) показывает, что в общей структуре источников капвложений доминируют собственные средства. Так, в 2003г. они составили почти 62% использованных на приобретение основных средств источников, из них амортизационных фондов - 67% (41,5% всех использованных источников).

На инвестиционные цели тратится меньше прибыли и больше амортизационных отчислений. Это иллюстрирует положительное воздействие амортизационной политики на процесс обновления внеоборотных активов. На их приобретение и создание использовано 86% совокупности всех сформированных амортизационных фондов, тогда как в целом использование собственных источников по группе представителей на инвестиционные цели составляет 80,1%. При этом в распоряжении организаций в результате использования инвестиционной льготы по налогу на прибыль осталось 0,06% собственных средств.

Амортизационные фонды воспроизводства основных средств и нематериальных активов в 2003г. (с начала этого периода эти источники могут быть сконцентрированы) использованы по следующим направлениям:

1. приобретение объектов основных средств - 43%, в т.ч. зданий и сооружений 0,9%;

2. приобретение жилья (кроме входящего в состав основных средств) включая выдачу ссуд -  0,2%;

3. изготовление объектов - 20,9%, в т.ч. путем нового строительства - 19,2%, строительство жилья в составе новостроек - 1,7%;

5. реконструкция, модернизация, техперевооружение и т.п. - 35,1%, в т. ч. зданий и сооружений - 14,7%;

6. приобретение и создание объектов нематериальных активов - 0,8%.

Погашение задолженности по банковским кредитам, другим займам и процентам по ним, если они увеличили стоимость объектов основных средств, осуществляется с использованием амортизационных фондов.

Рост уровня использования амортизационных фондов на воспроизводство основных средств, сформированных в условиях новой амортизационной политики, наблюдается с января 2002г. Коэффициент их использования по сравнению с предыдущим годом возрос за этот год с 58% до 71,8%. Такая тенденция прослеживается и в дальнейшем. В целом по республике коэффициент использования сформированных амортизационных фондов на воспроизводство основных средств в 2003г. по сравнению с 2002г. увеличился почти на 10 п.п. и составил 81,7%, а в первом квартале 2004г. - 59,1% с некоторым снижением к соответствующему периоду прошлого года на 3,4 п.п.

ОТЧИСЛЕНИЯ в инновационные фонды также являются составной частью себестоимости. Концентрация средств этих фондов органами государственного управления в соответствии с установленной очередностью платежей предполагает последующее их расходование по установленным направлениям путем выделения средств подведомственным организациям. Средства инновационных фондов (в той мере, в которой направления их расходования позволяют рассматривать их в качестве источников воспроизводства основного капитала) следует считать привлеченными источниками. Результаты и эффективность использования инновационных фондов постоянно находятся в поле зрения правительства, органов государственного управления и контроля. Отметим, что доля инновационных фондов в совокупности всех использованных источников на приобретение и создание основных средств, по совокупности представителей, составляет 11,2%, в составе привлеченных источников - 29,3%.

РАЗЛИЧНЫЙ уровень организационной работы по мониторингу новой амортизационной политики в отраслях экономики предопределил и различные результаты ее внедрения и реализации.

Наиболее корректно вести контроль в целом за год, что позволяет учесть сезонные и ряд других факторов. В целом по экономике и по значительному количеству органов управления по состоянию на конец 2003г. обеспечен рост уровня использования амортизационных фондов на инвестиционные цели. Только организациями Минсельхозпрода, Госкомавиации, Минторга при различном среднем уровне использования амортизационных фондов допущено снижение этого показателя в отчетном периоде. По итогам работы за 2003г. организациями коммунальной собственности существенно - на 37,3% - увеличен уровень использования амортизационных фондов на инвестиционные цели (с учетом использования остатков амортизационного фонда воспроизводства основных средств прошлых лет - на 20,1 п.п.). Вместе с тем сумма амортизационных отчислений по организациям Минжилкомхоза за 2003г. снизилась на 0,42 млрд. руб., а остатки по данному источнику, по статистическим данным, составляют 1,31 млрд. руб.

Это свидетельствует о том, что практически всем организациям следует ежемесячно анализировать складывающуюся в отраслях ситуацию. Потребуется и дополнительное административное воздействие на отраслевом, республиканском и областном уровнях на подведомственные организации с целью обеспечения действенной работы комиссий по проведению амортизационной политики и обеспечения роста уровня использования амортизационных фондов на инвестиционные цели.

РЕЗУЛЬТАТЫ формирования и использовании источников собственных средств юридических лиц реального сектора экономики на инвестиции привели к необходимости реформирования действующего законодательства с целью упорядочения и упрощения амортизационного процесса, повышения эффективности использования амортизационных фондов.

Одной из новаций явилась действующая с 1 июля т.г. норма, согласно которой амортизируемая стоимость нематериальных активов увеличивается на сумму произведенных капитальных вложений в улучшение объектов промышленной собственности, компьютерных программ и баз данных собственного производства. Соответственно амортизационные фонды могут являться источником финансирования капвложений не только в создание и приобретение, но и в улучшение объектов нематериальных активов.

Введено требование целевого использования объектов основных средств и нематериальных активов, профинансированных за счет средств амортизационных фондов. Установлено, что при отчуждении и ликвидации амортизируемого имущества в течение года с даты его постановки на учет использование амортизационного фонда корректируется путем сторнировочной записи по кредиту соответствующих забалансовых счетов.

Для устойчиво неплатежеспособных предприятий Положением предусмотрено, что организация может и обязана рассчитывать, как и ранее, нормы исходя из нормативных сроков службы линейным способом. Этот порядок используется и в случаях непредвиденных обстоятельств, приводящих к появлению убытков. Тогда субъект обязан по решению руководителя или собственника единовременно перейти в течение отчетного года только к линейному способу начисления амортизации исходя из сроков полезного использования, равных установленным государством нормативным срокам службы, по всем амортизируемым объектам.

В ЦЕЛОМ новые правила проведения амортизационной политики позволяют субъектам хозяйственной деятельности достигать стратегических целей развития, закрепленных в сформированных бизнес-планах и инвестиционных проектах, по своему усмотрению исходя из конкурентоспособности реализуемых товаров, продукции, работ, услуг. Они способствуют обеспечению непрерывности деятельности организации, ее перспективному развитию, улучшению финансовых возможностей расширенного воспроизводства.

Реализация этих целей требует постоянной кропотливой работы по комплексному овладению инструментами действующей амортизационной политики. Руководителям органов управления республиканского и областного уровней следует обратить внимание на то, что реализация комплекса мер, направленных на полное использование амортизационных фондов на воспроизводство основного капитала, является значительным резервом увеличения объемов инвестиций. Поэтому необходимо усилить работу по обеспечению должного уровня использования амортизационных фондов на инвестиционные цели на подведомственных предприятиях.

Административный контроль результатов формирования и использования амортизационных фондов на всех уровнях управления будет продолжен до завершения отчета по результатам работы за 2005г. с существенным снижением объема собираемой ежеквартально в ходе мониторинга количественной информации.

С этой целью республиканские и областные органы управления в ходе данного мониторинга будут информировать ежеквартально Минэкономики о причинах снижения амортизационных отчислений и уровня использования амортизационных фондов к соответствующему периоду прошлого года и мерах, предусматривающих полное использование сформированных фондов.

Кроме того, Минэкономики, Минфину, Минстату, Минстройархитектуры предложено  своевременно в III квартале т.г. подготовить и внести в установленном порядке для утверждения проект постановления Совета Министров Республики Беларусь "О переоценке основных средств, незавершенного строительства и неустановленного оборудования на 1 января 2005г.".

Автор публикации: Вахтанг ВОЛОЖИНЕЦ,начальник главного управления финансовой, налогово-бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики Минэкономики Надежда ПАНИНА,заместитель начальника главного управления финансовой, налогово-бюджетной, денежно-кредитной и валютн


Финансы: список рубрик
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы