$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Зарубежный опыт

АМЕРИКАНСКАЯ СТАВКА ДЛЯ БЕЛОРУССКИХ ДОЛГОВ

19.06.2015

Федеральная резервная система (ФРС) США по итогам заседания 16–17 июня сохранила прежний уровень процентной ставки и пообещала медленное повышение стоимости кредитования в дальнейшем. Таким образом, развивающиеся страны, включая Беларусь, получили еще немного времени, чтобы подготовиться к переменам на мировом рынке капиталов.

Процентная ставка по федеральным кредитным средствам (federal funds rate) сохранится в целевом диапазоне от нуля до 0,25% годовых, говорится в коммюнике по результатам июньского заседания Федерального комитета по открытым рынкам (FOMC).

Напомним, ФРС удерживает ставку в целевом диапазоне от 0% до 0,25% годовых уже больше 6 лет — с декабря 2008 г. По мнению экспертов международных организаций, повышение ставок в США может, в частности, привести к сокращению притока капитала и спровоцировать неустойчивость финансовых рынков в развивающихся странах. Считается, что более высокие ставки в США сменят низкие ставки в еврозоне в качестве основной движущей силы на рынках. По мере того как это будет происходить, укрепление доллара создаст более турбулентную ситуацию для валют и активов на развивающихся рынках в целом.

Дело в том, что подавляющая часть внешней задолженности заемщиков из развивающихся стран (в т.ч. Беларуси) номинирована в долларах и привязана к долларовым процентным ставкам. Повышение ставки в США увеличит стоимость заимствований и ухудшит способность рефинансировать долги. Пока ставки остаются низкими у развивающихся стран не было необходимости улучшать макроэкономическую ситуацию и повышать производительность, чтобы привлечь капитал, полагает начальник отдела стратегии UBS на развивающихся рынках Бхану Баведжа. По мере роста процентных ставок в США возможности продолжать политику «как-нибудь прорвемся» будут уменьшаться. Именно это и должно привести к изменениям, которые позволят удержать долгосрочных инвесторов.

Пронесет ли на этот раз? Графические прогнозы ФРС показывают, что до конца текущего года ставка еще может быть повышена дважды, каждый раз на 25 базисных пунктов. Однако затем темпы ужесточения денежно-кредитной политики будут более сдержанными: средний прогноз ставки на конец 2016 г. теперь равен 1,625%, а не 1,875%, как предполагалось в марте, оценка на конец 2017 г. снижена с 3,125% до примерно 2,875%.

Аналитики полагают, что на следующем заседании в июле ФРС отложит повышение процентной ставки до сентября в силу недостаточных данных о стабилизации экономического роста. Второго, вероятно, следует ожидать в декабре текущего года.

Теперь ФРС ухудшила прогноз роста американского ВВП в 2015 г. с 2,3–2,7% до 1,8–2% из-за слабых показателей в I квартале и сохраняющихся признаков слабости в некоторых секторах. При этом глава ФРС Джанет Йеллен вновь повторила, что она и ее коллеги хотели бы увидеть более решительные подтверждения восстановления экономики прежде чем сделать первый шаг.

Как говорится в сообщении FOMC, информация, полученная после его апрельского заседания, указывает на умеренную активность после незначительного изменения в I квартале. В частности, темпы роста занятости ускорились, хотя уровень безработицы оставался стабильным, рост потребительских расходов был сдержанным, а жилищный сектор продемонстрировал некоторое улучшение. Однако инвестиции компаний в основной капитал и нетто-экспорт оставались слабыми. В марте ФРС впервые явно отреагировал на динамику экспорта, что аналитики сочли косвенным признаком его обеспокоенности резким укреплением курса доллара, в апреле этот фактор риска стал более выраженным.

Инфляция в США продолжает оставаться ниже долгосрочных целевых показателей FOMC, частично отражая наблюдавшееся ранее уменьшение цен на энергоносители и удешевление импорта, не связанного с энергетикой. Цены на энергоносители, по-видимому, стабилизировались. Рыночные показатели инфляционной компенсации остаются низкими, а показатели долгосрочных инфляционных ожиданий, основанные на опросах, — стабильными. Обязанностью FOMC является содействие максимальному трудоустройству населения и ценовой стабильности. Комитет ожидает, что при достаточном смягчении политики экономическая активность будет увеличиваться умеренными темпами, а показатели рынка труда и инфляции продолжат двигаться к уровням, соответствующим, по мнению FOMC, его двойному мандату.

FOMC по-прежнему отмечает, что риски для экономического прогноза и рынка труда почти сбалансированы. Инфляция останется низкой, но ожидается ее постепенное продвижение к 2-процентому порогу вслед за дальнейшим улучшением ситуации на рынке труда и прекращением действия временных эффектов снижения цен на энергоносители и импорт.

Для поддержания прогресса в направлении максимальной занятости и ценовой стабильности комитет вновь подтвердил, что текущий диапазон процентной ставки по федеральным кредитным средствам от нуля до 0,25% остается целесообразным. При определении сроков удержания текущего целевого диапазона ставки по федеральным кредитным средствам FOMC будет оценивать как уже достигнутый, так и ожидаемый прогресс в продвижении к целям: максимальной занятости и инфляции на уровне 2%. Эта оценка будет учитывать широкий спектр информации, включая показатели условий на рынке труда, индикаторы инфляционного давления и инфляционных ожиданий и данные об изменении финансовых и международных условий.

Предполагается, что повышение целевого уровня будет целесообразным, когда станет заметнее дальнейшее улучшение на рынке труда и возникнет обоснованная уверенность в том, что инфляция вернется к целевым 2% в среднесрочной перспективе. Комитет сохраняет существующую политику реинвестирования поступлений от облигаций и ипотечных бумаг федеральных агентств в ипотечные бумаги федеральных агентств и продление сроков близких к погашению казначейских ценных бумаг путем перевложения на аукционе. Данная политика, сохраняющая вложения ФРС в ценные бумаги с более долгими сроками обращения на существенном уровне, должна поддержать способствующие росту финансовые условия.

Когда FOMC примет решение о начале сокращения стимулирующих мер, он будет придерживаться сбалансированного подхода, отвечающего долгосрочным целям обеспечения максимальной занятости и инфляции на уровне 2%. Но даже после достижения этих параметров экономические условия могут в течение некоторого времени потребовать сохранения целевой ставки по федеральным кредитным средствам ниже уровней, которые он считает долгосрочной нормой, говорится в заключении FOMC. Однако к этому времени развивающиеся страны, желающие привлекать капитал, должны успеть продемонстрировать повышение производительности и переосмысление моделей экономического роста, а также иметь в наличии широкий спектр активов, интересных институциональным инвесторам.