Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Туризм
01.04.2011 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

АМБИЦИЯМ МЕШАЮТ «ЗВЕЗДЫ»

Слабое развитие в Беларуси гостиничного бизнеса, прежде всего нехватка отелей уровня «три звезды», тормозит выполнение амбициозных планов правительства по наращиванию въездного туризма. Причем существующий дефицит недорогих мест для расселения путешественников в ближайшие годы даже усилится, поскольку значительную часть гостиниц планируется закрыть на реконструкцию.

Слабое развитие в Беларуси гостиничного бизнеса, прежде всего нехватка отелей уровня «три звезды», тормозит выполнение амбициозных планов правительства по наращиванию въездного туризма. Причем существующий дефицит недорогих мест для расселения путешественников в ближайшие годы даже усилится, поскольку значительную часть гостиниц планируется закрыть на реконструкцию.

Экспорт туристических услуг за последние 5 лет в стране вырос в 6,8 раза и составил в 2010 г. 146,7 млн. USD. В 2011–2015 гг. предполагается увеличить этот показатель как минимум в три раза. Однако с большой долей вероятности можно утверждать, что поставленная задача без значительных инвестиций не будет решена. Тем более что и прогнозный показатель по привлечению организованных иностранных туристов субъектами туристической деятельности в прошлом году не выполнен: вместо планировавшихся 200 тыс. человек Беларусь посетило немногим более 120 тысяч.

Нет ничего удивительного в том, считают специалисты, что наш прекрасный озерный край зарубежные гости не балуют вниманием. И перечисляя причины этого явления, особо подчеркивают почти полное отсутствие в стране недорогих отелей.

Например, в соседних Чехии, Польше, Литве, с которыми нам неизбежно приходится конкурировать, турист в зависимости от толщины кошелька может поселиться в пяти-, четырех- или трехзвездочном отеле, а еще вдоль автодорог то и дело мелькают вывешенные на фасадах небольших семейных гостиниц объявления на нескольких языках о наличии свободных комнат. Конкуренция большая, поэтому независимо от того, где вы остановились — в шикарных апартаментах или небольшой комнатке, чистота, уют и вкусный завтрак вам гарантированы.

ЧТО ЖЕ мы видим в Беларуси? Если на селе благодаря Указу Президента от 26.11.2010 № 614 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372», предоставившему дополнительные льготы для развития агроэкотуризма, проблема в некоторой степени решена, то на уровне районов, как сообщил на презентации нового белорусского ресурса онлайн-бронирования гостиниц Hotel.by заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга, «образовалась провальная ситуация».

В стране около 300 гостиниц, причем значительная их часть построена в 60–70-е годы прошлого столетия и сегодня требует ремонта. Уровень сервиса с тех времен вырос незначительно. Цены в них не столь уж и высоки, но жить в номере с добитой мебелью и текущим краном умывальника (иногда остальные «удобства» — на этаже в конце коридора), конечно же, неуютно. Для привыкшего к комфорту европейца подобный отдых сродни экстремальному туризму. Причем, как отметил Ч.Шульга, в действующих районных гостиницах потребность в размещении туристов в летний сезон удовлетворяется лишь на 30–35%, остальные места заняты командировочными.

Понятно, что определенные надежды в данной сфере связаны с новым строительством, требующим серьезных инвестиций. Но опрос, проведенный Минспорта, показал: несмотря на то что организованный турист ориентируется на категорию «три звезды» — с доступными ценами и хорошим сервисом, почти все строящиеся сегодня отели заявлены как четырех- и пятизвездочные. Поэтому в правительстве «прорабатывается вопрос» об увеличении сегмента трехзвездочных гостиниц, чтобы в каждом районном центре было хотя бы 2–3 альтернативных места для размещения различной ценовой категории. Планируется подготовить проект указа по поддержке гостиничного бизнеса на районном уровне, аналогичного Указу № 614, сообщил Ч.Шульга.

Кстати, по словам замминистра, если владелец гостиницы (а они у нас почти все относятся к республиканской или коммунальной собственности) не в состоянии провести модернизацию, то ее следует на самых льготных условиях отдать тому, кто с такой задачей справится. Другими словами, государство готово передать обветшавшие здания, требующие значительных капвложений, более эффективному собственнику.

Но в любом случае реконструкция гостиниц должна начаться в ближайшее время. Следовательно, количество мест для приема туристов, в т.ч. и зарубежных, сократится. Удастся ли в таких условиях выполнить намеченные планы?

Кстати, к белорусскому гостиничному бизнесу присматриваются россияне. Например, в прошлом году активность проявила компания Amaks Hotels & Resorts, купившая за 2,5 млн. USD контрольный пакет гостиницы «Бобруйск» в одноименном райцентре и 25% акций ОАО «Гостиница «Могилев». При этом инвестор обязался вложить дополнительные средства в реконструкцию и развитие гостиничных комплексов, а также поднять их до трехзвездочного уровня.

Компания владеет в России рядом отелей и санаториев. Но о своих дальнейших планах в Беларуси ее представители говорят очень осторожно. Как следует из их дипломатичных ответов журналистам, в данный момент Amaks Hotels & Resorts планирует сосредоточиться на городских отелях для делового туризма.

НЕЛЬЗЯ не затронуть еще одну актуальную для нашей страны тему. Сегодня в мире все большую популярность набирает самостоятельный туризм. За несколько месяцев до начала отпуска можно через Интернет забронировать турпутевку, место в отеле, билет на самолет, прокат автомобиля... И не только забронировать, но и рассчитаться за услугу онлайн. То есть для того чтобы иностранцы приезжали к нам, белорусские отели должны быть включены в глобальные системы онлайн- бронирования, которыми, по прогнозам экспертов, в ближайшие годы будут пользоваться более 65% туристов.

Уже сейчас туроператору, который не представлен в Интернете, сложно найти свое место в отрасли, считает Марина Кондрашова, директор туристической компании «Вокруг света», создавшей белорусский интернет-ресурс бронирования гостиниц Hotel.by. По ее словам, наша страна не входит в список приоритетов глобальных систем онлайн-бронирования — им не интересен регион, который посещает менее 2 млн. человек в год. В таких системах относительно неплохо представлен только Минск. А информацию об отелях, расположенных даже в крупных по белорусским меркам городах, отыскать зачастую невозможно.

Пока через Hotel.by можно забронировать и оплатить онлайн проживание в 28 белорусских гостиницах. Как отметила М.Кондрашова, сложнее всего «достучаться» до регионов, где нет четкого понимания сути проекта. «У нас есть свой сайт в Интернете, поэтому участие в Hotel.by необязательно», — такова позиция руководства многих районных гостиниц. Им невдомек, что их сайт из Англии или Германии «не просматривается», потенциальный клиент его просто не найдет.

Важность системы онлайн-бронирования отметил на встрече и Игорь Чергинец, заместитель генерального директора авиакомпании «Белавиа», являющейся в нашей стране пионером по реализации билетов через Интернет. Он считает, что возможность приобретать авиабилеты не отходя от компьютера повышает уровень продаж. В частности, сегодня 95–97% билетов на рейс «Лондон — Минск» компания реализует через Сеть.

Анна ФЕДОРОВА
 

СПРАВКА «ЭГ»

Только 33 из примерно 300 действующих в Беларуси отелей прошли процедуру сертификации и классификации на категории от одной до пяти звезд. Из них пять звезд имеют отели «Европа» и Crowne Plaza. 4 — отель «Минск», гостиничные комплексы «Виктория» в Минске и «Лучеса» в Витебске. Сертификаты на три звезды имеют 24 гостиницы, две звезды — 3 гостиницы и одна имеет одну звезду.

Около половины «звездных» отелей находится в Минске, из них лишь один частный — 5-звездочная Сrowne Plaza.

Остальные частные «звездные» гостиницы расположены в регионах — лидский отель «Континент» (СЗАО «Липласт-СПБ»), гостиничный комплекс «Славия» в Гродно ООО «Гритвил», «Славинаспорт» в Жлобине — белорусско-российской группы компаний «Юнивест-М».

.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений