$

2.1061 руб.

2.3990 руб.

Р (100)

3.1953 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ©

21.11.2014

 

Проект закона «Об альтернативной службе», предусматривающий для граждан, чьи религиозные убеждения не позволяют им брать в руки оружие, возможность замены обычной срочной службы в армии на работу по специальностям, которые им предложит Министерство труда и соцзащиты, принят Палатой представителей в первом чтении. Этот документ многие призывники и их родители ждали и возлагали на него определенные надежды. Насколько они оправдались?

Под альтернативной службой понимается общественно-полезная деятельность, выполнение которой возлагается на граждан взамен воинской службы, сообщила депутатам министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина. Право на такую замену предоставляется гражданам в возрасте от 18 до 27 лет, подлежащим призыву в армию или службу в резерве и годным по состоянию здоровья и физическому развитию к ее прохождению. Авторы законопроекта исходили из того, что условия альтернативной службы не могут быть привлекательнее, чем армия, чтобы избежать злоупотреблений. Те, у кого есть отсрочки, на альтернативную службу пойти не смогут.

Не позднее 10 календарных дней до окончания призыва молодой человек должен подать заявление в призывную комиссию о невозможности по религиозным убеждениям служить с оружием в руках. К заявлению прилагается автобиография, можно предоставлять и другие материалы, помогающие обосновать наличие таких убеждений.

ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, что проходить альтернативную службу будут в организациях социальной сферы, здравоохранения, жилищно-коммунального, сельского, лесного хозяйства. Конкретный перечень организаций определит Минтруда и соцзащиты (в т.ч. по заявкам исполкомов), а перечень работ — Совмин. Таким образом, отдельные сектора экономики получат некоторое количество дешевой рабочей силы, что отчасти позволит сократить дефицит кадров. «Альтернативщиков» ждут нелегкая работа и небольшое пособие — 150% от наибольшей величины среднедушевого бюджета прожиточного минимума (БПМ) за два последних квартала. С 13-го месяца альтернативной службы могут добавить 20% БПМ, а с 25-го — еще 40%.

Призывников, имеющих высшее образование, обяжут служить 24 месяца, остальных — 36, с ежегодным 10-дневным отпуском (который в качестве поощрения может быть продлен на 5 и 10 дней соответственно). Устанавливается 6-дневная рабочая неделя длительностью не более 48 часов, ее превышение компенсируется сокращением работы в другие дни.

Время прохождения альтернативной службы засчитывается в стаж работы. На период службы граждане обязаны приостановить свое членство в политических партиях и общественных объединениях, им будет запрещено заниматься предпринимательской деятельностью и другой оплачиваемой работой, участвовать в забастовках. Зато «альтернативщики» освобождаются от платы за пользование предоставленным им на период службы жильем и жилищно-коммунальные услуги. За ними сохраняется и право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Основания для досрочного увольнения с альтернативной службы те же, что и у «срочников»: например, наличие нетрудоспособных родителей либо других членов семьи, нуждающихся по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии в постороннем постоянном уходе и не находящихся на полном государственном обеспечении. Граждане, проходящие альтернативную службу, сохраняют право получать в это время заочное образование (правда, без оплаты отпусков для поступления и сессий) и в любой момент до окончания призыва передумать и выбрать прохождение обычной воинской службы.

Основной недостаток законопроекта — множество отсылочных норм, предусматривающих решение целого ряда вопросов на подзаконном уровне. Непонятно, почему при доработке законопроекта к первому чтению изменен срок службы — первоначально предполагалось, что для граждан без высшего образования он составит 30 месяцев, для выпускников вузов — 20, т.е. достаточно близко к сроку службы в армии.

Доступность альтернативной службы должна быть обеспечена любому гражданину по его убеждениям и взглядам. Многие надеялись, что будет позаимствован российский опыт — у наших соседей право на альтернативную службу возникает в случаях, если несение военной службы противоречит не только вере, но и иным убеждениям, к примеру, политическим, пацифистским. К сожалению, у нас такая служба будет возможна только в силу религиозных убеждений, причем их еще надо доказать. Кстати, как это сделать и кто будет принимать решение — остается только догадываться. Но столь аморфная оценочная формулировка заведомо создаст проблемы на практике.

В этой связи можно рекомендовать позаимствовать нормы Модельного закона МПА СНГ 1999 г. «Об альтернативной (вневойсковой) службе», согласно которому, в частности, право на альтернативную службу имеет гражданин, который «является членом зарегистрированной в установленном законом порядке религиозной организации, вероучение и устав которой не допускает пользование оружием и службу в вооруженных силах».

Необходима ясная, прозрачная и понятная система управления институтом альтернативной службы. К примеру, предлагался опыт Молдовы, где существует госкомиссия, которая обеспечивает рабочие места, создает максимально открытые и прозрачные условия службы, осуществляет рекрутинг и сотрудничает со СМИ для формирования позитивного социального имиджа этого института.

Министерство обороны исключено из процесса организации альтернативной службы и никак не заинтересовано в ней, хотя именно оно согласно Модельному закону наряду с местными властями должно заниматься ее непосредственной организацией и контролем.

Есть и чисто процедурные недоработки. Так, призывникам придется обращаться с письменным заявлением о замене воинской службы на альтернативную в районную (городскую) призывную комиссию по месту жительства. Но кто регистрирует заявление — не указано. Комиссия — это всего лишь коллегиальный орган без своих реквизитов. По-видимому, гражданину вначале нужно зарегистрировать свое заявление в военкомате по месту жительства, который затем передает заявление в призывную комиссию. К сожалению, в законопроекте не предусмотрена процедура принятия решения на заседании районной (городской) призывной комиссии (ее кворум, квалифицированное или простое большинство голосов, голос председателя и пр.).

ОДНОВРЕМЕННО приняты в первом чтении и поправки в некоторые другие законы. По-видимому, здесь учтен опыт РФ, где сейчас рассматриваются поправки в Уголовный кодекс об ужесточении ответственности за уклонение от альтернативной службы и за недобросовестную работу. У нас также предлагается ввести наказание за неявку в органы по труду, занятости и соцзащиты (которые направляют граждан для прохождения службы в организации в соответствии с предписанием) общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до года; за неявку без уважительных причин к месту прохождения службы, в т.ч. при переводе в другую организацию или прибытии из отпуска, на срок свыше 3 суток либо за те же действия, совершенные путем подлога документов или иного обмана, — ограничением или лишением свободы на срок до 5 лет. За уклонение от прохождения службы путем членовредительства или симуляции заболевания грозит лишение свободы на срок до 6 лет.

По оценкам, в Беларуси на альтернативную службу первоначально смогут претендовать примерно 80 человек в год, но в дальнейшем их число может вырасти.

Наталья ЧЕРНОРУЦКАЯ,

юрист