$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

Альтернатива безработице©

26.02.2016

Одним из пунктов Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы предусмотрена ратификация Конвенции № 181 Международной организации труда «О частных агентствах занятости» (далее – Конвенция).

В контексте документа частное агентство занятости означает любое физическое или юридическое лицо, независимое от государственных органов, которое предоставляет на рынке труда услуги, способствующие увязыванию предложений рабочих мест и заявок на них; услуги, состоящие в найме работников с целью предоставления их в распоряжение третьей стороны, которая может быть физическим или юридическим лицом (предприятие-пользователь), устанавливает им рабочие задания и контролирует их выполнение; другие услуги, связанные с поиском работы, определяемые компетентным органом после консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и трудящихся, такие как предоставление информации, но не имеющие целью увязывание конкретных предложений рабочих мест и заявок на них. Для нас самым актуальным и ожидаемым результатом ратификации Конвенции станет возможность создать рынок временного персонала.

Сегодня в национальном трудовом законодательстве трудовые отношения носят исключительно двусторонний характер. Субъектами трудовых правоотношений выступают работник и наниматель. Отношения между работником и организацией-пользователем, возникающие при аутсорсинге, не считаются трудовыми. Между тем отличительной особенностью заемного труда является трехсторонний характер отношений: наемный работник – посредник в поиске работы (частное агентство занятости) – наниматель (предприятие-пользователь). Сутью заемного труда является то, что специальная организация (агентство по занятости или кадровое агентство) нанимает в свой штат работников и далее по заявкам организаций предоставляет их на определенное время нанимателям за вознаграждение.

УСЛУГА предоставления временного персонала – важная и постоянно растущая часть мировой экономики. Опыт стран, где услуги предоставления временного персонала являются значительной частью национальной экономики и генераторами рабочих мест для населения, показывают, что рост занятости «заемных» работников имеет прямую корреляцию с ростом легальной занятости. Во всех странах, где законодательное регулирование услуги предоставления временного персонала вступило в силу, наблюдался быстрый рост отрасли и ее роли на рынке труда, и прежде всего в снижении уровня безработицы.

Уже много лет услуги по предоставлению временного персонала и выводу персонала за штат компаний успешно развиваются в России. В кризисное время потребность в привлечении временного труда работников растет, поскольку это дает компаниям возможность быть гибкими и подстроиться не только под рост, но и под спад производства.

Согласно результатам исследования CIETT (Международной конфедерации частных агентств занятости), проведенного в ноябре 2015 г., европейский рынок подбора и предоставления временного персонала (по параметру количество трудовых часов работников, трудоустроенных через частные агентства занятости) вырос на 5,8% по сравнению с предыдущим годом. Страны европейского региона по-разному реагировали на изменения в мировой экономике. Некоторые показывали стабильный рост, другие – переживали период рецессии. Так, в ноябре 2015 г., после долгого периода отрицательного роста, Германия вернулась к положительной динамике и нарастила рынок временного персонала на 0,2% по сравнению с предыдущим годом. За тот же период рост показали Бельгия (+7,7%), Франция (+6%) и Нидерланды (+11%). В Италии и Финляндии рост рынка несколько замедлился в сентябре 2015 г., хотя и показал положительную динамику по сравнению с предыдущим годом (+13,4% и 2,6% соответственно).

Рынок предоставления временного персонала в России также демонстрирует стабильный рост, в противоположность рынку подбора постоянного персонала. Так, согласно исследованию Ассоциации частных агентств занятости РФ (АЧАЗ) в 2014 г. прирост рынка предоставления временного персонала составил 11%, а его объем – 29 315 млрд. RUB.

С 1 января 2016 г. в России вступил в силу Федеральный закон от 5.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон № 116-ФЗ), регулирующий деятельность по предоставлению труда работников. Согласно новому законодательству заниматься предоставлением персонала смогут лишь компании, аккредитованные Федеральной службой по труду и занятости. Чтобы получить аккредитацию, юридическое лицо должно соответствовать определенным требованиям: размер уставного капитала соискателя равен или превышает 1 млн. RUB; отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты РФ; наличие у руководителя компании-соискателя высшего образования, стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в РФ не менее 2 лет; отсутствие у руководителя частного агентства занятости судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

Федеральная служба по труду и занятости 1 января 2016 г. выдала первые аккредитации провайдерам на оказание услуг по предоставлению персонала в соответствии со вступившим в силу Законом № 116-ФЗ, а 29 января состоялась вторая волна выдачи аккредитаций. На данный момент в официальном реестре аккредитованных агентств занятости числится 147 компаний.

Временная занятость на российском рынке труда привлекает все больше образованных специалистов. Интерес к временным проектам связан с невозможностью устроиться на постоянную работу. По данным исследования АЧАЗ с участием более 17 тыс. респондентов, большая часть (78%) работников в РФ, занятых во временных проектах, имеет высшее (61%) или неоконченное высшее (17%) образование. По сравнению с данными аналогичного исследования АЧАЗ, проведенного совместно с НИУ ВШЭ в 2012 г., число респондентов с высшим или неполным высшим образованием значительно выросло: тогда показатель был равен 51%. Еще 14% респондентов имеют диплом о среднем специальном образовании, 3% получили полное среднее образование. Если в 2012 г. рабочие позиции составляли 45%, а доля специалистов и руководителей была минимальна (23% и 4% соответственно), то к 2015 г. большая часть опрошенных отнесла себя к специалистам (62%), рабочих оказалось только 17%. При этом 59% опрошенных «временных» сотрудников были заняты в таких проектах более 9 месяцев.

ОСНОВНОЙ причиной обращения работников к временным проектам через частные агентства занятости является поиск постоянной работы (59%), цель найти любую работу имели 11% опрошенных, и только десятая часть хотела найти именно временную работу. При этом самая популярная причина выбора такого типа занятости – официальное оформление на работу (называют 61% опрошенных), далее следуют такие плюсы, как стабильность получения заработной платы (49%) и наличие основных трудовых гарантий (33%). Выбор респондентами именно этих ценностей позволяет предположить, что, несмотря на вынужденный характер участия граждан во временных проектах, такой тип занятости для них предпочтительнее, чем работа в «сером» секторе.

Основные правила регулирования рынка временного персонала прописаны в Конвенции. Большинство из них предполагает разделение обязанностей и ответственности между государством и частными компаниями. Так, согласно п. 2 ст. 3 Конвенции государство – член определяет условия, регулирующие деятельность частных агентств занятости посредством системы выдачи лицензий или удостоверений. Государство также контролирует, чтобы частные агентства занятости не подвергали работников дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национального происхождения, социального происхождения или любой иной форме дискриминации, предусмотренной национальными законодательством и практикой, такой как дискриминация по признаку возраста или наличия инвалидности.

СОГЛАСНО ст. 7 Конвенции частные агентства занятости не взимают с работников прямо или косвенно, полностью или частично никаких гонораров или другие сборы. В интересах соответствующих работников и после консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и трудящихся компетентный орган может разрешить сделать исключения в отношении определенных категорий работников, а также конкретных видов услуг, предоставляемых частными агентствами занятости.

Если набор работников проводится в одной стране для работы в другой, то соответствующие государства – члены должны заключать двусторонние соглашения, чтобы избежать злоупотреблений и нечестной практики в отношении набора, трудоустройства и занятости.

В отношении агентств по оказанию услуг по найму работников с целью предоставления их в распоряжение третьей стороны государство обязано контролировать выплату минимальной заработной платы, продолжительность рабочего времени и соблюдение других условий труда, выплату установленных законом пособий по социальному обеспечению, возможность доступа к профессиональной подготовке, безопасность и гигиену труда, соблюдение гарантий по возмещению ущерба, причиненного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, возмещение в случае банкротства и защиты требований работников, охраны материнства и пособий по беременности и родам, а также льгот и пособий родителям и др. Ответственность за выполнение этих государственных гарантий может распределяться между частными агентствами занятости и предприятиями – пользователями их услуг.

Частные агентства занятости предоставляют компетентному органу через определенные промежутки времени информацию, которую он запрашивает, с должным учетом ее конфиденциального характера: для того, чтобы компетентный орган имел возможность ознакомиться со структурой и деятельностью частных агентств занятости в соответствии с национальными условиями и практикой для статистических целей.

 

 

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ