$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

АЛЬТЕРНАТИВ РАЗВИТИЮ НЕТ©

07.09.2012

Практически все IT-компании, работающие сегодня в Беларуси, ориентированы в основном на западные рынки. И только немногие организации методично «сражаются» с небольшими бюджетами и недостаточно четко определенными IT-потребностями белорусских заказчиков, у которых за последний год значительно снизились и без того небольшие финансовые возможности.

Об этих и других проблемах отечественного рынка информационных технологий, а также об условиях развития IT-компаний наш разговор с генеральным директором Международного делового альянса (IBA) Сергеем ЛЕВТЕЕВЫМ.

— Группа компаний IBA в 2013 г. отметит 20-летний юбилей. За это время Международный деловой альянс — International Business Alliance (IBA) — прошел сложный путь развития от небольшой организации до крупнейшего игрока IT-рынка, причем не только белорусского… Сергей Вадимович, на ваш взгляд, какой исторический этап в становлении холдинга был наиболее сложным?

— Думаю, руководство многих компаний согласится со мной в том, что любой период в становлении каждой организации сложен по-своему. Есть трудности начального этапа, когда предприятие выходит на рынок и ему нужно себя проявить, зарекомендовать. В это время к компании никто не предъявляет каких-то особых требований, поскольку имидж ее еще довольно скромный. И мы, когда начинали работать в 1993 г., еще не несли того груза ответственности, который лежит на нас сегодня. В то время и проекты, которые мы выполняли, тоже не были такими ответственными, как сейчас.

Я считаю, свои трудности есть на всех этапах развития предприятия, и они будут всегда. Если говорить о характере проблем, то со временем они становятся сложнее. Конечно, многих организационных проблем, характерных для первоначального этапа, сейчас у нас нет. Теперь перед нами стоят комплексные задачи, которые выполняются не за один день и даже не за год.

Вообще развитие компании я бы сравнил с восхождением в горы: сначала мешают лес и трава, но подниматься относительно легко, а затем каждый шаг наверх дается все труднее. Нужно брать все новые и новые высоты, несмотря на то что значительный уровень развития уже достигнут. Альтернативы нашему движению вперед нет: вниз идти уже нельзя, поскольку мы несем определенную ответственность перед нашими заказчиками и сотрудниками. И если сначала многое прощается, то от компании, которая является победителем международных конкурсов, участником топовых рейтингов, заказчики ожидают высочайшего уровня решения задач. И этот уровень надо поддерживать, а значит — постоянно развиваться.

— Первое время IBA работала «под крылом» IBM — одного из своих учредителей. Может быть, благодаря этому раньше было проще развиваться?

— Тесное сотрудничество с IBM — это одна из особенностей периода становления нашей компании. Не сказал бы, что мы работали «под крылом» нашего учредителя, но компания IBM действительно сыграла очень большую роль в становлении IBA. Первые годы мы выполняли заказы исключительно этой организации, и многие бизнес-процессы, а также международные стандарты (системы менеджмента качества, управления проектами) были разработаны и внедрены с ее помощью. В какой-то степени это, безусловно, облегчило нам сложности первоначального периода.

— В каких внешних условиях приходилось развивать компанию?

— На первых порах сложность состояла в том, что в Беларуси не было развитой телекоммуникационной инфраструктуры, позволяющей оперативно общаться с нашими западными партнерами и заказчиками. Приходилось самостоятельно прокладывать «пути сообщения» с другими странами, пока в нашей республике не появился Интернет. Сегодня начинающие IT-компании уже не «ломают голову» над тем, как связаться с зарубежным заказчиком, но во время нашей «молодости» это было довольно серьезной проблемой.

В первые годы фактором, усложняющим работу между нами и нашими зарубежными заказчиками, было общение, что называется, «на разных языках». Не в прямом, конечно же, а в переносном смысле. Говорили-то мы на английском либо немецком языках, понятных и нашим сотрудникам, и заказчикам. Дело в том, что нам в наследство от советской эпохи достались специфические стереотипы и особая ментальность, которая сильно отличалась от западной. Поэтому было много недопонимания. Сейчас наши граждане имеют возможность путешествовать по миру, общаться с представителями разных стран и культур, нам доступны различные масс-медиа — и такой дистанции, как 20 лет назад, между людьми уже не существует.

Если говорить о законодательных условиях, то сначала «правила игры» не были четко обозначены — они только формировались. Позже законодательные рамки не всегда были адекватны тем требованиям, которые выдвигал бизнес, поэтому мы принимали самое деятельное участие в формировании условий, выработке новых подходов, позволяющих белорусским IТ-компаниям без проблем работать на западных рынках.

— Вы стремились стать резидентами Парка высоких технологий, где сформировались наиболее благоприятные условия для развития IT-компаний?

— Нормативная база ПВТ имела свою специфику, и компания IBA-Минск, основной центр разработки IBA Group, стать резидентом Парка не могла. Поэтому в альянсе IBA мы создали специальные центры разработки программного обеспечения, которые как самостоятельные компании стали резидентами ПВТ. То есть не ПВТ создавался для нас, а мы намеренно организовали два предприятия, которые «вписали» в него, — ИП «ИТ-парк» и ИВА-Гомель-Парк. Предприятие «ИТ-парк», являющееся резидентом ПВТ, кстати, недавно начало строительство на территории Парка современного офисного здания на 1000 рабочих мест. Там же планируем реализовать проект возведения жилого дома для сотрудников IBA и физкультурно-оздоровительного центра. Стараемся планомерно улучшать условия жизни и работы нашего коллектива, ведь команда — основное достижение и главная ценность IBA Group. Так что, я считаю, в итоге мы успешно вписались в ПВТ и надеемся развивать это сотрудничество.

— Насколько высока сегодня конкурентная борьба на внутреннем и внешних рынках в сфере IT-услуг и за счет чего удается в ней побеждать?

— В IT-сфере конкуренция заметна. Но ведь без конкурентной борьбы, как известно, нет и развития. Это неотъемлемая часть работы в рыночных условиях…

За счет чего удается конкурировать? Здесь важную роль играют как техническая экспертиза, так и организационные возможности по реализации проектов, высокая эффективность нашей работы. Если 20 лет назад во главу угла заказчики ставили ценовые факторы и мы старались предлагать более дешевые решения, то сейчас определяющим является качество работ в широком смысле: с точки зрения разработки, сроков выполнения и обязательств, которые несет компания по дальнейшему сопровождению проектов.

Еще один важный аспект — умение расширять базу заказчиков, не теряя старых клиентов. Как правило, если кто-то и уходит, это вызвано внешними объективными факторами, а не нашими недоработками. Со многими заказчиками мы сотрудничаем практически с момента основания IBA и, можно сказать, развиваемся вместе. Среди постоянных клиентов, которые доверяют нам уже на протяжении долгих лет, не только такие известные мировые бренды, как IBM, но и Белорусская железная дорога, Беларусбанк и многие другие.

— Широко ли развито сотрудничество и кооперация в IT-области?

— Если компании дополняют друг друга, то, конечно, кооперация жизнеспособна. Здесь можно привести в пример наше производство платежных банковских терминалов и ряд других (системы оплаты топлива на АЗС, системы продажи билетов на транспорте). В данном случае кооперация очень широкая: мы занимаемся созданием решения в целом и программного продукта в частности, а некоторые компоненты отдаем на разработку предприятиям, которые производят для нас отдельные модули и механические изделия. Затем мы осуществляем итоговую сборку и поставку.

Если говорить об IT-компаниях, которые занимаются одним и тем же, то по возможности все стараются выполнять проекты своими силами. Хотя примеры сотрудничества есть и здесь.

Что касается организации работы альянса компаний IBA Group, с точки зрения бизнес-процессов нас можно рассматривать как одно целое. Есть множество проектов, над которыми работают специалисты из разных центров разработок. Здесь играют роль факторы специализации, свободных ресурсов, территориальный принцип… Например, если мы выполняем проект для Белоруснефти, то в основном над ним работают специалисты гомельского центра разработок IBA.

— Рынок информационных технологий в Беларуси развивается довольно противоречиво. С одной стороны, мы наблюдаем рост экспорта IT-услуг, повышение уровня белорусских IT-компаний. Но с другой — востребованность IT-решений на внутреннем рынке оставляет желать лучшего. Меняется ли со временем эта ситуация, есть ли положительные сдвиги?

— Здесь нужно понимать, что есть индустрия IT-услуг, то есть те компании, которые производят информационные услуги, а есть IТ-рынок — это потребители. Белорусская IT-индустрия всегда была экспортно ориентированной: наши предприятия в свое время покрывали почти 50% потребностей всего Советского Союза в информационных услугах, поэтому и количество IT-специалистов в республике всегда превышало ее потребности. Естественно, что первые частные IT-компании, которые образовались в Беларуси после распада Союза, были ориентированы на работу с зарубежными контрагентами. Однако на текущий момент на постсоветском пространстве Беларусь заметно утратила свои позиции, и речь о 50% рынка уже не идет. Кроме того, раньше наши IT-специалисты разрабатывали и поставляли собственные программы и программно-аппаратные комплексы, а не занимались, как это происходит в последние два десятилетия, в основном аутсорсингом по разработке ПО.

В то же время рынок, т.е. совокупность существующих и потенциальных потребителей, развивается в соответствии с белорусскими экономическими условиями. Информационные технологии — это не производство удобрений или картофеля. Это сервисная отрасль, и она развивается именно так, как этого требует рынок. А требует он сегодня мало, и его основные потребности «закрываются» белорусскими компаниями. Сколь-либо серьезного и значительного интереса к нашему рынку нет и у ведущих вендоров.

При этом ситуация меняется ровно настолько, насколько меняется наша экономическая модель. Заметные сдвиги происходят, например, если в финансовую систему приходят зарубежные банки с соответствующими потребностями.

— Может ли Группа компаний IBA поделиться положительным опытом работы на внутреннем рынке? Успешно ли идет сотрудничество с государственными организациями? Многие ли IT-компании, работающие в Беларуси, смогли составить конкуренцию IBA в этом направлении?

— Положительный опыт работы на внутреннем рынке есть: наиболее плодотворно мы сотрудничаем с предприятиями финансово-кредитной сферы, транспортной отрасли, как я уже упоминал, например, с БЖД. Сейчас мы активно работаем с Белоруснефтью и Белтрансгазом над внедрением SAP ERP — систем управления предприятиями. С государственными органами на протяжении ряда лет сотрудничаем в рамках исполнения различных государственных программ — «Электронной Беларуси» (2003– 2010 гг.), Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий и ее подпрограммы «Электронное правительство» на 2011–2015 гг. и др. В рамках «Электронной Беларуси» и нынешней ее преемницы, подпрограммы «Электронное правительство», мы развиваем созданную нами на собственном программном продукте «Канцлер» систему межведомственного электронного документооборота, к которой сегодня уже подключено порядка 120 организаций из числа госструктур. В Министерстве по налогам и сборам успешно работает система электронного декларирования, которая и внедрялась, и создавалась нами. Мы разработали ряд информационных систем для отдельных госорганов, например, единую автоматизированную информационную систему органов прокуратуры РБ и др. Но эта деятельность, если говорить откровенно, практически бесприбыльная. Поэтому и конкуренция в этой сфере специфическая. Получить заказы в рамках выполнения госпрограмм у нас могут даже организации, работающие на рынке без году неделя, чего в развитых странах нет и быть не может. Возможно, поэтому и результаты реализации государственных программ у нас ниже, чем, скажем, у наших ближайших соседей, не говоря уже про дальнее зарубежье. Уверен, что даже при том скудном финансировании, которое у нас есть, результаты могли бы быть лучше.

Кстати, на Западе мы так же, как и в Беларуси, успешно сотрудничаем с известными банками и крупными предприятиями, но мы пока не работаем там с государственными учреждениями.

— Международный деловой альянс предлагает услуги в сфере разработки ПО, информационной безопасности, решения в области бухучета, документооборота, бизнес-планирования… Какие продукты пользуются наибольшим спросом в нашей стране? Если сравнить белорусский рынок потребления IT-услуг и зарубежный, какие основные отличия можно назвать?

— Белорусская экономическая модель в большой степени сохранила советские черты, поэтому наши предприятия в первую очередь заботит «учет и контроль». То есть в наибольшей степени у нас в стране востребованы системы учета (бухгалтерского, материальных ресурсов и т.п.).

Мы привыкли к тому, что многие наши продукты и решения приходится адаптировать под особенности потребителей определенного государства. Например, при реализации систем документооборота для белорусских предприятий мы в основном отталкиваемся от нормативной базы и от тех инструкций, которым положено следовать, чтобы формально все было корректно. А если мы разрабатываем эти системы для рынка той же России, то идем от потребностей бизнеса, которому важно оптимально выстроить процесс электронного документооборота, чтобы повысить его эффективность.

Положительное явление — появление в белорусском финансовом секторе иностранных предприятий, нуждающихся в системах бизнес-планирования, которые пока не очень востребованы в других областях.

На некоторых белорусских предприятиях сегодня внедряются системы управления ресурсами (ERP-система), но, конечно, это не носит массового характера. И, как правило, организации, которые заявляют о таком внедрении, на практике используют только часть возможностей ERP-системы, касающихся учета, а не управления предприятием.

Общеизвестный факт, что бюджеты белорусских предприятий на информационные технологии в разы меньше, чем у конкурентов даже в странах СНГ. Мы не ставим перед собой задачу доказать необходимость повышения затрат на информационные технологии, разработку или смену бизнес-модели предприятия. Мы можем — и охотно это делаем — продемонстрировать возможности информационных технологий, готовы рассказать о преимуществах, которые приобретет предприятие при внедрении той или иной информационной системы, помогаем определить, какой эффект оно получит.

В качестве примера успешного внедрения IТ на белорусском рынке можно привести систему анализа эффективности основного производства, которую мы разработали и внедряем на Белорусском металлургическом заводе. Эта система способна быстро продемонстрировать, что именно влияет на эффективность производства. В отличие от этой системы внедрение в полном объеме системы управления ресурсами — процесс, который порою растягивается на годы. И подсчитать конкретный эффект проблематично: на эффективность работы предприятия влияет множество факторов. А вот системы анализа эффективности производства создаются на основе построения системы ключевых показателей эффективности работы предприятия и дополняют уже имеющиеся на предприятиях учетные системы средствами управления эффективностью бизнеса.

— Для белорусской сферы информационных технологий давно актуальна кадровая проблема. Какие плоды дает сотрудничество с университетами в сфере подготовки IT-специалистов?

— Считаю, что развивать партнерство с вузами — обязанность любой более-менее крупной IT-компании. Нельзя рассчитывать на то, что государство решит проблемы обучения программистов. Если мы не будем участвовать в этом процессе, система подготовки просто «умрет».

В советское время была статистика: специалист после университета на практике в состоянии использовать лишь 2% полученных знаний. Сейчас ситуация лучше, но не настолько, как хотелось бы. Как минимум, сегодня приходится констатировать — образование серьезно отстает от динамично развивающейся IT-индустрии. В его системе практически не произошло обновления кадрового состава. Не секрет, что многие преподаватели в вузах используют те же методики и программы, которые использовали 20 лет назад.

Сегодня мы, конечно же, помогаем учебным заведениям в тех формах, которые позволяет использовать наше законодательство. IBA и другие крупные IТ-компании помогают в оснащении вузов современной техникой, создают учебно-производственные лаборатории, наши специалисты преподают ряд учебных дисциплин. В частности, за годы сотрудничества компании IBA с вузами созданы 7 учебных классов, на базе четырех из которых успешно работают совместные научно-исследовательские и учебно-производственные лаборатории, Академический центр компетенций IBM в БГУИР и Центр ИТ-компетенций БГУ-IBA. Кстати, в этой сфере хорошо проявляются кооперация и сотрудничество IT-компаний, ведь подготовка молодых специалистов — проблема общая. Работает ряд совместных проектов и в рамках ПВТ, и Ассоциации «Инфопарк», что, безусловно, содействует развитию системы образования. К слову, в этом вопросе мы активно работаем и с мировыми вендорами — компаниями IBM, SAP, Microsoft, которые реализуют специальные программы подготовки студентов и преподавателей вузов, а также содействуют и оснащению учебных заведений современным ПО.

И все же этой помощи недостаточно. Определенно мы должны делать больше, чтобы достичь более заметных результатов. Ведь проблема в сфере подготовки программистов носит комплексный характер. Помимо старения преподавательского состава, недостатка финансирования и оснащения современной техникой, нужно разработать законодательную и технологическую базу для применения менее затратных форм обучения, например, шире использовать дистанционное обучение.

Возвращаясь к теме конкуренции в Беларуси между IT-компаниями, приходится признать, что в основном борьба разворачивается не за заказчиков, а за трудовые ресурсы. Потребность в специалистах выше, чем сегодняшние возможности вузов: некоторые из них уже учат студентов в 3 смены. IТ-компании всячески содействуют улучшению качества образования, но повлиять на количество студентов сегодня нам очень сложно. Еще один непростой момент в отношениях с высшей школой — когда при распределении студентов преференции получают госорганизации, а в крупнейшие частные структуры специалисты распределяются «по остаточному принципу». Это не идет на пользу ни системе подготовки, ни индустрии, ни выпускникам. И несоизмеримо с той ролью, которую играют негосударственные IТ-компании в индустрии информационных технологий. Я убежден, что для динамичного развития этой важной для нашей страны сферы необходимо уделять должное внимание решению кадровой проблемы.

Тем не менее наше сотрудничество с университетами позволяет IBA ежегодно принимать на работу 40–50 молодых специалистов. Их последующее удержание в компании, разработка подходящих систем материальной и нематериальной мотивации — перманентная забота и службы персонала, и всего руководства альянса IBA. В настоящее время с этой важнейшей задачей мы справляемся, хотя она очень и очень непростая…

СП ЗАО «Международный деловой альянс», http://www.iba.by. УНП 100347684