$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Консультации

Взыскать долг с реорганизованного должника: алгоритм действий

01.04.2018

Сегодня процедура реорганизации юридических лиц в Беларуси является достаточно популярной. Причем это нередко связано с недобросовестностью участников хозяйственной деятельности, их желанием уклониться от возврата долгов. Кредитор в любом случае, независимо от реальных целей реорганизации должника, должен знать, как защитить свои права.

Важно помнить, что реорганизация должника, равно как и смена его наименования, не снимают с правопреемника обязательств по возврату долгов.

В таких обстоятельствах взыскателю необходимо получить достоверную информацию о реквизитах нового должника, затем обратиться в надлежащий орган (экономический суд, отдел принудительного исполнения, к нотариусу) для замены стороны, а после этого – в отдел принудительного исполнения для взыскания задолженности с нового должника.

ШАГ 1: Выясняем достоверную информацию о реквизитах нового должника.

При реорганизации должника необходимо в первую очередь выяснить его новое наименование и другие реквизиты, необходимые для обращения в экономический суд за новым исполнительным документом (судебным приказом).

Здесь возможны 2 варианта действий:

1. Взять всю необходимую информацию у нового должника – это могут быть письма с информацией о реорганизации, страницы нового устава, выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР). Данные сведения могут предоставляться в письменном виде путем использования почтовой, факсимильной связи или электронной почты.

Однако должник далеко не всегда идет на контакт со взыскателем. В этом случае целесообразно использовать второй вариант.

2. Данный вариант более предпочтителен и достоверен – это запрос информации из ЕГР. На портале в разделе «Предоставление информации из ЕГР» указана процедура получения такой информации, а именно перечислены:

- органы и организации, уполномоченные на предоставление информации из ЕГР;

- способы обращения за предоставлением информации из ЕГР;

- перечень документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченный орган (организацию);

- размер госпошлины, уплачиваемой при предоставлении информации из ЕГР;

- срок осуществления административной процедуры;

- результат рассмотрения запроса (заявления).

Для получения надлежащей информации о новом должнике предлагается использовать запрос в Министерство юстиции. Запрос может предоставляться следующими способами:

- в электронном виде;

- нарочным (путем личной подачи обращения);

- почтой.

Для этого юридическое лицо предоставляет:

1) запрос в произвольной форме или может воспользоваться формой запроса на портале ЕГР (при наличии дополнительных сведений о запрашиваемом субъекте хозяйствования (регистрационный номер (УНП), местонахождение) необходимо их указать для осуществления более точного поиска в ЕГР);

2) документ, подтверждающий уплату госпошлины за предоставление информации из ЕГР, либо документ, подтверждающий право на освобождение от ее уплаты, в случаях, предусмотренных законодательными актами (платежная инструкция).

ВАЖНО! За предоставление информации из ЕГР установлена плата в размере 1 базовой величины (на сегодняшний день 1 базовая величина составляет 24,5 руб.) за каждый экземпляр выписки по каждому субъекту хозяйствования. Т.е. если юридическое лицо запросило информацию в отношении двух субъектов хозяйствования, то необходимо заплатить госпошлину в размере 49 руб.

От уплаты госпошлины за предоставление информации из ЕГР освобождаются:

государственные органы, иные государственные организации, подчиненные (подотчетные) Президенту или подчиненные Совету Министров, Национальная академия наук Беларуси, организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также суды и нотариусы;

государственные органы, иные организации, назначающие и выплачивающие государственные пособия семьям, воспитывающим детей, –  для назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, а также для проверки представленных гражданами документов и (или) сведений.

Реквизиты для уплаты госпошлины при направлении заявления (запроса) в Министерство юстиции Беларуси размещены на портале ЕГР.

Госпошлину можно оплатить двумя способами:

1. платежной инструкцией (платежное поручение, кассовый чек) с расчетного счета заявителя либо через отделение банка наличными денежными средствами;

2. через ЕРИП.

ВАЖНО! В соответствии с частью второй п. 4 статьи 251 Налогового кодекса Беларуси факт уплаты госпошлины путем перечисления суммы госпошлины со счета плательщика (т.е. в безналичном порядке) подтверждается дополнительным экземпляром платежной инструкции, экземпляром платежной инструкции, составленным на бумажном носителе при осуществлении электронных платежей, с отметкой банка об их исполнении. При этом в отметке банка должны содержаться дата исполнения платежной инструкции, оригинальный штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

Плательщики, не являющиеся налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящиеся за ее пределами (нерезиденты), могут уплатить госпошлину в иностранной валюте через корреспондентские счета уполномоченных банков по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день уплаты, и официального курса, установленного Национальным банком на день уплаты.

Банковские реквизиты для уплаты госпошлины плательщиками, не являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящимися за ее пределами, размещены по ссылке на портале.

Кроме этого оплатить госпошлину можно через ЕРИП. Так, если запрос о предоставлении сведений направляется в электронном виде, то на портале ЕГР в режиме онлайн необходимо заполнить запрос (заявление). После заполнения запроса на портале ЕГР будет получен номер для оплаты госпошлины в ЕРИП.

ВАЖНО! При подаче запроса в электронном виде уплата госпошлины осуществляется только посредством ЕРИП.

Для проведения такого платежа необходимо:

- выбрать пункт «Система «Расчет» (ЕРИП);

- выбрать последовательно вкладки: Общереспубликанские → Суды, юридические услуги → Регистрация юридического лица и ИП → Министерство юстиции → юридические лица (или выбрать физические лица) → Выписка из ЕГР (бумажн.заявл.) → Выписка из ЕГР (электронное заявл.);

- ввести номер заявления (запроса), присвоенный веб-порталом ЕГР;

- проверить корректность информации;

- совершить платеж.

ВАЖНО! Юридическому лицу в целях уплаты госпошлины за предоставление информации из ЕГР посредством ЕРИП через «Интернет-банкинг» потребуется использовать корпоративную банковскую платежную карточку.

Запрос (заявление) поступит в Министерство юстиции только после уплаты госпошлины. При направлении запроса (заявления) указывается способ направления выписки из ЕГР (нарочным или по почте).

Выписка может быть получена на руки в последний день срока рассмотрения заявления (запроса) либо до 10.00 дня, следующего за последним днем срока совершения данной административной процедуры. По истечении указанного срока неполученная инициатором запроса выписка из ЕГР будет направлена инициатору по почте.

Отправить заявление (запрос) с помощью веб-портала ЕГР могут также физические и юридические лица, находящиеся за пределами Республики Беларусь (нерезиденты Республики Беларусь).

При этом оплата госпошлины производится посредством ЕРИП с использованием следующих платежных инструментов: банковская платежная карточка, эмитированная в белорусских рублях, международные системы расчетов Web-money, Easy Pay.

Срок предоставления сведений из ЕГР:

по запросам юридических лиц – 7 календарных дней со дня, следующего за днем представления запроса;

по запросам физических лиц –  5 календарных дней со дня, следующего за днем представления запроса.

По результатам рассмотрения запроса может  предоставляться:

- выписка из ЕГР (в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя);

- выписка из ЕГР, содержащая историю событий, произошедших с субъектом хозяйствования (при необходимости);

- информационное письмо об отсутствии в ЕГР запрашиваемой информации.

Срок действия выписки из ЕГР не ограничен.

ШАГ 2. Обращаемся в компетентный орган для замены выбывшей стороны ее правопреемником.

В соответствии со ст. 62 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) в  случае выбытия стороны из дела (реорганизация юридического лица, смерть индивидуального предпринимателя или гражданина, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд, рассматривающий экономические дела, осуществляет замену этой стороны ее правопреемником по письменному ходатайству правопреемника, одной из сторон, а также по представлению судебного исполнителя. Правопреемство возможно на любой стадии хозяйственного процесса.

При этом действующее законодательств об исполнительном производстве позволяет обратиться для замены стороны в исполнительном производстве непосредственно в отдел принудительного исполнения.

Так, если исполнительный документ находится на исполнении в отделе принудительного исполнения, то в соответствии со ст.19 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) замену стороны осуществляет судебный исполнитель:

- по заявлению стороны исполнительного производства;

- по собственной инициативе.

Правопреемство возможно на любой стадии исполнительного производства.

ВАЖНО! Если еще не возбуждено исполнительное производство, то обращаемся в экономический суд.

Если по взысканию задолженности с должника еще не возбуждено исполнительное производство, то с ходатайством (заявлением) о замене выбывшей стороны ее правопреемником следует обращаться в экономический суд по месту выдачи первоначально исполнительного документа, т.е. фактически в тот суд, который рассматривал дело по существу.

Госпошлина за осуществление данных юридически значимых действий не взимается.

По результатам рассмотрения указанного ходатайства экономический суд выносит определение о замене стороны ее правопреемником.

К сожалению, в настоящее время в экономических судах существует разная практика относительно выдачи нового судебного приказа по результатам рассмотрения вопроса о процессуальном правопреемстве.

Так, некоторые суды выдают взыскателю только определение о замене стороны ее правопреемником, другие – определение о замене стороны ее правопреемником и новый судебный приказ в отношении правопреемника. При отсутствии нового приказа полученное определение о замене стороны следует приложить к старому приказу и отправлять в банк нового должника для взыскания денежных средств, а при их отсутствии на счете должника – в отдел принудительного исполнения.

ВАЖНО! Если исполнительное производство уже возбуждено, с заявлением о замене стороны обращаемся в соответствующий отдел принудительного исполнения.

Как уже было сказано, если исполнительный документ находится на исполнении в отделе принудительного исполнения, то замену стороны осуществляет судебный исполнитель.

В соответствии со ст.19 Закона об исполнительном производстве замена стороны исполнительного производства ее правопреемником производится на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих переход прав и обязанностей стороны исполнительного производства к правопреемнику, если такое правопреемство допускается законодательством, с передачей правопреемнику прав и обязанностей, установленных законодательством.

Для правопреемника все исполнительные действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.

О замене стороны исполнительного производства ее правопреемником или об отказе в такой замене судебный исполнитель выносит постановление, которое является неотъемлемой частью исполнительного документа. На исполнительном документе проставляется отметка с указанием сведений о состоявшемся правопреемстве, а также даты и номера постановления.

Вопросы замены стороны в рамках исполнительного производства регулируются также п.12 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции от 07.04.2017 № 67 «Об утверждении Инструкции по исполнительному производству и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь».

Так, если у судебного исполнителя имеются документы, подтверждающие нахождение стороны исполнительного производства в стадии реорганизации, он вправе приостановить исполнительное производство до ее завершения в соответствии с абзацем вторым ст. 50 Закона об исполнительном производстве. Заявление о замене рассматривается судебным исполнителем в соответствии с нормами ст.15 Закона в десятидневный срок со дня их поступления.

Так, если замена осуществляется по инициативе судебного исполнителя при наличии у него всех необходимых данных для этого, то у судебного исполнителя  больше возможностей, тем более на безвозмездной основе, получить такие сведения, в т.ч. выписку из ЕГР по удаленному доступу к базе ЕГР.

ВАЖНО! Кроме этого, взыскателю не нужно выставлять платежное требование к расчетному счету нового должника (в случае необходимости это сделает сам судебный исполнитель).

ВАЖНО! Если первоначальный исполнительный документ выдавал нотариус, за заменой стороны обращаемся к нотариусу.

Отметим, что замену реорганизованного должника, в отношении которого имеется исполнительная надпись нотариуса, также вправе осуществлять нотариус. Если у взыскателя имеются подтверждающие реорганизацию документы, то он обращается к нотариусу, совершившему исполнительную надпись.

Если такие данные у взыскателя отсутствуют, то он может просить истребовать их в заявлении нотариусу. За составление и направление такого запроса придется уплатить нотариальный тариф (20% от базовой величины за один запрос в один адрес).

ВАЖНО! Нотариус вносит изменения в исполнительную надпись, сделав соответствующую отметку. В ней указываются дата и документы, на основании которых вносились изменения. Отметка заверяется подписью нотариуса и скрепляется его гербовой печатью.

Изменения в исполнительную надпись вносятся бесплатно.

Шаг 3:  Обращаемся в отдел принудительного исполнения для взыскания задолженности с нового должника.

После получения взыскателем нового исполнительного документа (или определения о замене ответчика, должника) взыскателю необходимо в соответствии с требованиями ст.41 Закона об исполнительном производстве до предъявления исполнительного документа, связанного со взысканием денежных средств с должника – индивидуального предпринимателя или должника – юридического лица, к исполнению в орган принудительного исполнения направить исполнительный документ в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания в бесспорном порядке денежных средств, находящихся на банковских счетах должника – индивидуального предпринимателя или должника – юридического лица и (или) зачисляемых на эти счета в пользу этого должника в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации, попросту говоря, выставить к расчетному счету должника платежное требование.

Также ст.41 Закона об исполнительном производстве предусматривает, когда выставлять платежное требование не нужно:

исполнительные документы, связанные со взысканием денежных средств в пользу гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в иностранном государстве, а также юридического лица или организации, не являющейся юридическим лицом, созданных в соответствии с законодательством иностранного государства, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также их филиалов и представительств вне зависимости от места их нахождения (т.е. взыскатель является нерезидентом Республики Беларусь);

у должника или взыскателя отсутствует текущий (расчетный) банковский счет;

исполнительные документы, требования которых не связаны со взысканием денежных средств;

исполнительные документы, связанные с обращением взыскания на имущество должника.

Законодательство не предусматривается срок, в течение которого исполнительный документ и платежное требование обязаны находиться в картотеке в случае отсутствия денежных средств. Обычно это делается на усмотрение взыскателя. Такой срок может быть разумным. Если у взыскателя нет оснований полагать, что денежные средства на счет должника поступят и будут списаны по платежному требованию, то такой срок составляет примерно 1 месяц (и это с учетом отзыва платежного требования из банка и его направлением взыскателю по банковской почте).

После получения взыскателем неисполненных платежного требования и исполнительного документа взыскатель в соответствии с нормами статей 42, 43 Закона об исполнительном производстве направляет в соответствующий отдел принудительного исполнения заявление о возбуждении исполнительного производства. К заявлению прилагаются исполнительный документ (оригинал), платежное требование, документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление.

Ст.43 Закона об исполнительном производстве содержит перечень сведений, которые должно содержать заявление.

После получения заявления о возбуждении исполнительного производства и прилагаемых к нему документов судебный исполнитель соответствующего отдела принудительного исполнения выносит постановление о возбуждении исполнительного производства не позднее трех рабочих дней со дня поступления документов.

Постановление о возбуждении исполнительного документа направляется сторонам заказной корреспонденцией, в т.ч. должнику с обратным уведомлением. Также постановление может быть получено нарочным.

В соответствии со ст.46 Закона об исполнительном производстве при возбуждении исполнительного производства судебный исполнитель предоставляет должнику, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.46 этого Закона, семидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа, о чем указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства.

В последующем взыскание задолженности с нового должника в принудительном порядке происходит в соответствии с действующим законодательством об исполнительном производстве.

Шаг 4: Используем возможность заключения с должником мирового соглашения на стадии исполнительного производства.

Следует помнить, что на любой стадии взыскания просроченной задолженности забрать долг при фактическом отсутствии у должника денежных средств не поможет даже самый надлежащий документ.

При этом существует немало иных способов получить долг, таких как удовлетворение требования кредитора за счет имущества должника, зачета встречных требований и другие. Этими способами занимаются в нашем государстве юридические компании (так называемая коллекторская деятельность), а также медиаторы (специалисты по мирным переговорам), которые помогают сторонам договорится о цене передаваемого имущества и продукции должника, и другим условиям мирных договоренностей по закрытию долга.

Однако такие мирные переговоры при наличии необходимых знаний может провести и сам кредитор.

В силу положений ст.18 Закона об исполнительном производстве до окончания исполнительного производства стороны вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое судом в порядке, установленном процессуальным законодательством (ХПК и ГПК Республики Беларусь).

Относительно юридических лиц порядок заключения мирового соглашения установлен главой 10 ХПК. Также в соответствии с Законом от 12.07.2013 № 58-З «О медиации»  на стадии исполнительного производства возможно заключение медиативного соглашения.

Данное медиативное соглашение, в отличие от мирового, не требует утверждения судом, при этом также подлежит принудительному исполнению в порядке статей 262-1, 262-2 ХПК.

Мировое соглашение, заключаемое на стадии исполнительного производства, в соответствии со ст.123 ХПК рассматривается не более одного месяца со дня его поступления в экономический суд.

Стороны мирового соглашения извещаются о времени и месте проведения судебного заседания. Неявка сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте его проведения, не препятствует рассмотрению вопроса об утверждении мирового соглашения.

В случае утверждения судом мирового соглашения исполнительное производство в соответствии со ст.52 Закона об исполнительном производстве прекращается. Так же, по заявлению кредитора,  исполнительное производство может быть прекращено при заключении медиативного соглашения.

Эвелина ДУБОВИК, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности юридического факультета БГУ, управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон»

Скачать Приложение (Образцы документов: 1. Примерная форма запроса о предоставлении информации из ЕГР для юридических лиц 2. Ходатайство о  замене стороны ее правопреемником 3. Заявление о возбуждении исполнительного производства 4. Мировое соглашение)

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028


Право: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях