Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Отрасли и рынки
20.06.2003 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Алексей РУБЕЦ: "Такая акцизная политика — путь в никуда"

На февральском совещании концерна "Белгоспищепром", на котором была проанализирована работа спиртовых и ликероводочных заводов (ЛВЗ) в 2002г. (см."НЭГ" N 7 от 2003-01-31г.), директора предприятий попытались сформулировать меры по выходу из кризиса отрасли, прежде считавшейся априори сверхприбыльной как для самих производителей, так и для бюджета страны и регионов...

На февральском совещании концерна "Белгоспищепром", на котором была проанализирована работа спиртовых и ликероводочных заводов (ЛВЗ) в 2002г. (см."НЭГ" N 7 от 2003-01-31г.), директора предприятий попытались сформулировать меры по выходу из кризиса отрасли, прежде считавшейся априори сверхприбыльной как для самих производителей, так и для бюджета страны и регионов. И вот наступило лето, однако о финансово-экономическом оздоровлении предприятий говорить не приходится. Более того, специалисты констатируют лишь ухудшение ситуации. Что же помешало реализовать предложенные в феврале решения по радикальному изменению ситуации в отрасли, созданию нормальных условий для ее развития -- специально для читателей "НЭГ" комментирует первый заместитель президента концерна "Белгоспищепром" Алексей РУБЕЦ.

-- Алексей Алексеевич, что помешало еще в феврале кардинально решить текущие проблемы?

-- Действительно, положение отраслевых предприятий продолжает ухудшаться, хотя с точки зрения выполнения прогнозных показателей картина в целом благополучная: по итогам 5 месяцев т.г. темпы роста производства в сопоставимых ценах составили 111%, по потребительским товарам -- 108,8%. Но это лишь внешняя сторона дела, а фактически уже 4 (Витебский, Гомельский, Гродненский и Климовичский) из 7 ЛВЗ концерна "Белгоспищепром" работают себе в убыток. И если не будут устранены причины кризиса в производстве водок, то вскоре под угрозой банкротства окажутся все наши ЛВЗ. Ведь они лишены всяких перспектив развития в тех условиях, которые сложились в результате примененной к ним фискальной политики. Изменить ее как раз и потребовал концерн "Белгоспищепром", направив свои предложения заинтересованным ведомствам.

Прежде всего мы настаиваем на отмене введенных еще 1 апреля 2002г. ставок акцизного налога в евро, которые буквально обескровливают наши предприятия. Евро растет постоянно и непредсказуемо, цены же на продукцию ЛВЗ фиксированные (в рублях, разумеется), устанавливаются Минэкономики и самими заводами меняться не могут. За период с начала введения ставок акциза в евро по 1 июня исчисленный в евро акциз вырос на 162%, а цена на водки -- на 142,7%. А поскольку удельный вес акцизного налога в отпускной цене водок доходит до 53--56%, то такой перекос в росте акцизов и цен на водку съедает всю прибыль предприятий. Вообще же налоги занимают 83% в общей цене водки. Поэтому на производственные нужды, развитие -- на все буквально предприятию остается 17%. Но мало того, за это же время стоимость необходимых ЛВЗ сырья и основных материалов увеличилась в 1,2 раза, вспомогательных материалов -- в 1,3 раза, топлива и энергетики -- в 1,25 раза. В итоге оптовая отпускная цена продукции ЛВЗ снизилась и фактически составила 86,8% от установленной. Ведь отпускная цена ЛВЗ, в свою очередь, зависит от фиксированной розничной цены, с которой "снимается" торговая скидка (например, скидка на бутылке "Новой эры" ценой 3380 руб. -- 575 руб.). Поэтому увеличение с марта торговой скидки на водку на 2% (было для села -- 18%, для города -- 12%, стало: село -- 20%, город -- 14%) только добавило убытков заводам.

Должно быть так, как и во всем мире, как в той же России: установили ставку акциза на 1 января -- в российских рублях, разумеется, -- и весь год никто ее уже не трогает. А у нас "хитрая" политика дополнительных изъятий через привязку акциза к евро и привела к тому, что торговля получает гораздо больше прибыли от продажи водки, чем заводы -- от ее производства. При этом ведь торговля не несет расходов на возобновление производства, модернизацию и т.д.

-- Означает ли это, что торговля стала вовремя расплачиваться с ЛВЗ?

-- Увы, неплатежи предприятий торговли, особенно Белкоопсоюза, продолжают уничтожать ликероводочную промышленность. В конце мая концерн "Белгоспищепром" даже провел специальное совместное совещание с торговыми организациями по проблеме невозврата денег. Задержки с расчетом за товар более двух месяцев стали обычным явлением, но даже на этом фоне есть масса просто вопиющих случаев. Например, на 20 мая одному только Витебскому ЛВЗ Городокское райпо 175,2 млн. руб. должно было 169 дней, Ивацевичское 45,3 млн.руб. -- 217 дней, Лиозненское 291,5 млн. -- 275 дней, а Миорское райпо 70,4 млн. -- аж 516 дней! А ведь ЛВЗ в течение 60 дней должны уплатить все свои акцизы и налоги, и без всяких отговорок. При этом каждые пять дней предприятия уплачивают авансовые платежи, исходя из объема реализации за предыдущий месяц. В итоге все ЛВЗ сегодня задолжали бюджету 42 млрд.руб., торговля же самим заводам -- 53,8 млрд.руб., в том числе просроченная -- 29,6 млрд. руб., что ведет предприятия к банкротству. И это неудивительно при полном вымывании оборотных средств на предприятиях концерна из-за перекоса цен, акцизов, просрочек торговых неплатежей.

Результатом такого положения вещей стала устойчивая тенденция к падению рентабельности производства водок. По итогам 4 месяцев рентабельность Гомельского ЛВЗ составила (-3,3%), Витебского -- (-5,2%), Климовичского -- (-12,1), Гродненского -- 0,3, Брестского -- 6,4%, Минского завода "Кристалл" -- 17,4 и "Кристалл-II" в Малиновщине -- 13,5. И только за счет использования "Кристаллом" своего собственного спирта и особых условий сбыта на столичном рынке средняя рентабельность по отрасли и остается пока положительной (7,8%). Но те ЛВЗ, которые прежде всего ориентированы на провинцию, где снимается большая торговая скидка, считаются нормой неплатежи, а евро-акциз откровенно абсурден, -- они загнаны в тупик. О каком-то развитии отрасли, модернизации и речи нет. Зато отсутствие у ЛВЗ собственной прибыли, низкая или вовсе минусовая рентабельность вынуждает их пользоваться заемными средствами, банковскими кредитами под закупку сырья, материалов и т.д. В итоге за первый квартал заводами концерна уплачено 226,2 млн.руб. только за проценты по кредитам, что привело к росту себестоимости продукции от 3 до 8,5%. Брать кредит не под развитие производства, а для восполнения потерянной из-за евро-акцизов и неплатежей "оборотки" -- это также путь в никуда. Ведь Климовичский завод как раз кредиты и "положил", особенно валютный кредит 2000 года...

-- Но зачем заводы вообще отпускают водку торговым предприятиям-неплательщикам?

-- Мы предъявляем через хозсуды иски к неплательщикам, создаем банк данных, но на практике полностью отказаться от них не так просто. Особенно в условиях перенасыщения рынка дешевых водок, когда какое-нибудь райпо-неплательщик с легкостью может найти альтернативу традиционным поставщикам-ЛВЗ, над которыми "висят" обязательные для исполнения прогнозные показатели. Склады же ЛВЗ имеют предел вместимости -- вот они и отдают... Вообще, недопустимо для алкогольной продукции вводить прогнозные показатели, программируя спаивание населения. Не может и не должна водка считаться социально значимым продуктом. Хотя в соответствии с национальной программой действий по предупреждению пьянства и алкоголизма мы ежегодно должны снижать выпуск крепких алкогольных напитков на 5%, наше фактическое снижение на 7,6% вроде как и в русле этой программы, но с другой стороны, прогнозные показатели никто не отменял. А ведь их упразднение могло бы чисто экономически решить проблему с предоплатой, затовариванием, региональными ограничениями на "чужую" водку и т.д.

Водку пили и будут пить, вопрос в другом -- какую и сколько. На рынке должны конкурировать лучшие, специализированные предприятия. Но в существующих условиях о подлинной конкуренции говорить не приходится. Примечательно, что частные производители, которые не станут работать себе в убыток, почти исчезли с водочного рынка. Почти все крепкие напитки выпускают государственные предприятия -- они обязаны работать, даже в убыток.

Из произведенных за 5 месяцев белорусскими предприятиями 3,7 млн.дал крепкого алкоголя доля заводов концерна "Белгоспищепром" -- 3,4 млн.дал, или 92,3%. Еще 4,7% приходится на долю предприятий коммунальной собственности, 2,3% -- госконцерна "Белбиофарм". А вклад частных или "смешанных" предприятий, наиболее чутко реагирующих на конъюнктуру рынка, -- 28,7 тыс. дал, или 0,7%! Так что нельзя зарезать курицу, несущую золотые яйца.

-- Возможно ли привлечение в отрасль инвестора для ее модернизации, организации экспорта элитных сортов водки, как это делает, например, украинский Nеmirоff?

-- Спиртовые и ликероводочные заводы, в соответствии с действующим в стране законодательством, разгосударствлению не подлежат, а значит, часть их основных фондов не может быть внесена в виде доли предприятия в СП. Создавая СП с иностранным инвестором, мы ведь должны либо предложить ему часть основных фондов ЛВЗ, либо где-то взять деньги и потом вернуть их с процентами. Но при существующей акцизной политике мы деньги не вернем, поскольку их не зарабатываем. А с качеством водки у нас нет проблем. Кстати, весной на белорусском конкурсе-дегустации водка Nеmirоff получила лишь бронзовую медаль. Физико-химические показатели, органолептика белорусской водки очень высокие. Другой вопрос, что ценовая и акцизная политика вынуждает наши ЛВЗ снимать с конвейера даже лучшие марки. Nеmirоff, "Балтика" и другие компании только на рекламу тратят не менее 10% от своей прибыли. А как рассуждать о продвижении белорусских брэндов на внешние рынки, если на внутреннем они дают минусовую рентабельность?

Концерн до сих пор даже у себя дома, в Беларуси, не может добиться очевидного -- позволения продавать водку лучших наших предприятий, Брестского ЛВЗ и "Кристалла", в магазинах беспошлинной торговли (Dutу frее) с нулевой ставкой акциза. Там можно увидеть чью угодно алкогольную продукцию, кроме белорусской. А ведь сегодня в таможенных зонах продается более 400 тыс.дал водок, причем исключительно за валюту. Вот где наш резерв! Уж в своей-то стане мы обязаны держать марку собственной водки, и кто бы к нам ни ехал, пусть он прежде всего знакомится с нашей водкой или "Беловежской", а не с германской или российской. При этом опасения, будто из зоны пограничного контроля можно что-то вынести или скрыть, не выдерживают никакой критики.

Поэтому я убежден, что как нельзя доводить наши ЛВЗ до банкротства, так и не стоит устанавливать для отрасли режим каких-то особых мер господдержки и преференций. Нужно однажды установить нормальную ставку акциза, в белорусских рублях, нормальную цену и позволить заводам самим зарабатывать деньги и развиваться. Как это сделали с пивоваренной промышленностью: отпустили ее на свободу, и теперь она сама заработает и на техперевооружение, и на остальные свои нужды. И это будет выгодно всем.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by