Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Приватизация
23.05.2003 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Актуален ли закон О НАЦИОНАЛИЗАЦИИ?

Принятый в первом чтении законопроект "О национализации" (внесен в Палату представителей Советом Министров) уже несколько лет находится в комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации...

Принятый в первом чтении законопроект "О национализации" (внесен в Палату представителей Советом Министров) уже несколько лет находится в комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации. Депутаты, работающие в комиссии, никак не могут определиться, что делать с этим документом.

ЗАКОН о национализации, утверждают его разработчики, принимается в соответствии со ст.245 Гражданского кодекса. "Под национализацией понимается принудительное отчуждение по мотивам общественной необходимости путем обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, удовлетворяющего требованиям статьи 4 настоящего Закона, со своевременной и полной компенсацией стоимости отчужденного имущества и других убытков, причиненных его изъятием, на условиях и в порядке, установленных настоящим Законом и законами о национализации определенного имущества", -- говорится в ст.1 законопроекта. Статья 4, ссылка на которую содержится в определении термина "национализация", констатирует, что решение о национализации может быть принято исключительно в отношении предприятия как имущественного комплекса, используемого или пригодного для производства продукции, товаров или услуг, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны. Нельзя принудительно отчуждать собственность лица, которое уже признано банкротом, или в отношении него возбуждено производство по делу о банкротстве.

Начать национализацию того или иного имущества может только правительство по согласованию с главой государства. Принятое решение доводится до собственника в течение трех дней. Владельцы национализируемых предприятий могут оспорить в суде как решение правительства, так и размер компенсации в порядке, установленном действующим законодательством.

Предусмотрен механизм защиты имущества от растаскивания или хищения в этот период. Так, до момента его передачи в собственность Республики Беларусь запрещено без согласия государственного органа по управлению госимуществом осуществлять реорганизацию предприятия, совершать сделки с недвижимостью, сокращать работников, получать кредиты и т.д.

НА ОЧЕРЕДНОМ заседании комиссии в Палате представителей вокруг проекта закона вновь разгорелись споры. Оказывается, даже ст.245 ГК толкуется юристами неоднозначно. Одни считают, что ГК требует вначале разработки общего (рамочного) закона, а затем уже принятия законов о национализации конкретного имущества. Другие же утверждают, что речь идет об одном законе, на основании которого и будет проводиться национализация. Так как к общему мнению не могут прийти даже правовые государственные организации, то представитель Министерства юстиции напомнил: в таких ситуациях нормотворческий орган (в данном случае -- Национальное собрание Республики Беларусь), создавший "спорные" нормы, или уполномоченный им орган осуществляет официальное их толкование путем принятия соответствующего правового акта.

Кстати, Минюст не исключает возможности принятия закона "О национализации", определяющего рамочные требования к порядку и условиям национализации неопределенного имущества, и считает необходимым вернуться к рассмотрению законопроекта во втором чтении.

Такой документ, утверждают в Министерстве, позволит не допустить впоследствии произвольного "подбора" имущества для каждого конкретного случая национализации. Он четко зафиксирует порядок и условия принудительного перехода предприятий в государственную собственность, устранит неясности в правовой базе по этому вопросу, исключит возможность конфискационной национализации.

Позиция Высшего хозяйственного суда значительно отличается. К созданию рамочного закона, считают специалисты ВХС, целесообразно вернуться лишь после принятия нескольких законов о национализации конкретного имущества, наработки практики и вступления в силу аналогичных правовых актов в государствах СНГ, и в первую очередь в Российской Федерации.

Ни в одной стране мира не обнаружено действующих аналогов белорусского законопроекта "О национализации". Да, решения о национализации имущества принимались в развитых индустриальных странах Западной и Центральной Европы. Но в Англии, Франции, Италии и др. ставилась цель концентрации в государственной собственности имущества монополистических структур и иных крупнейших компаний, занимавших доминирующее положение на внутреннем и внешних рынках этих стран. Национализировались не отдельные объекты, а целые отрасли экономики, предоставлявшие тогда практически полностью частный капитал, -- транспорт, связь, энергетические системы. Так, в Великобритании в соответствии с законом от 1.03.46г. подлежала национализации гражданская авиация, с законом от 12.07.46г. -- угольная промышленность.

ТАКОГО закона нет и в Российской Федерации. Правда, за годы реформ подготовлено девять законопроектов. Один из них, внесенный в Госдуму депутатом А.Пузановским, был даже в прошлом году принят в первом чтении, а затем по инициативе фракции "Единство" вновь возвращен в первое чтение и с треском провален. Что же в этом документе заставило депутатов пойти на попятную?

Проект закона фактически разрешал любому депутату выступить с законодательной инициативой национализации того или иного предприятия, в том числе и работающего с убытками, и если парламентария поддерживала Госдума, то правительство было обязано автоматически выполнять это решение, то есть в обязательном порядке оплатить за счет госказны "покупку", которая, возможно, и не нужна государству.

Испугавшись столь "радужных" перспектив, исполнительная власть взялась за подготовку своего проекта закона. Недавно он утвержден правительством и внесен в Думу. Согласно документу, запустить процесс национализации имеет право только само правительство. Возможных оснований для этого два -- интересы национальной обороны и безопасности, а также обеспечение социальной стабильности. За возвращенное в лоно государства имущество придется заплатить, причем по рыночной стоимости, которую определит независимый оценщик. Если владелец не согласен с оценкой, он нанимает своего оценщика и подает на правительство в суд. После того как дело пройдет три судебные инстанции (где будет решен вопрос об оценке), правительство закрепляет в бюджете средства на выкуп предприятия, а затем вносит в Госдуму инициативу о национализации. Если депутаты ее поддерживают, то имущество выкупается.

Правительственный вариант законопроекта выгодно отличается от предшественников. Он, как отметили депутаты, более либерален и прозрачен, однако, как и всякий документ такого рода, конфликтен по своей природе. На это особое внимание обратила администрация российского президента: каким бы либеральным ни был закон о национализации, он все равно будоражит рынки. Если его и принять, считают в администрации, то лучше всего в течение года-двух на практике не применять, чтобы инвесторы не волновались.

Независимые эксперты также отметили целый ряд недостатков. Во-первых, продекларированные основания для национализации очень неконкретны и могут толковаться на практике как угодно. Например, непонятно, что включает в себя термин "обеспечение социальной стабильности"? Во-вторых, государство не создало методику расчета убытков собственника, а у каждой оценочной компании свой механизм расчетов, например, упущенной выгоды, или у оценщика может отсутствовать информация, скажем, о выходе национальной компании на новые рынки и запуске передовых технологий.

ПОДОБНЫЕ недостатки присущи и белорусскому законопроекту. В принятом комиссией Палаты представителей заключении отмечается, что без однозначного истолкования понятий "объекты национализации" и "мотивы общественной необходимости для целей национализации" смысл принятия законопроекта теряется. Комиссия, изучив международный опыт в этой области, а также сделав попытку смоделировать возможные случаи национализации имущества в Беларуси, пришла к следующим выводам.

В настоящее время в стране практически все, что может стать объектом национализации, принадлежит государству, к тому же большинство видов имущества находится в исключительной собственности государства согласно Закону "Об объектах, находящихся только в собственности государства". Кроме того, частная собственность граждан и юридических лиц в интересах государства в значительной мере может ограничиваться в соответствии с законами "О военном положении" (ст.24) и "О чрезвычайном положении" (ст.12). Конституция страны и другие законодательные акты в случае общественной необходимости не запрещают вводить государственную монополию в любых отраслях.

Добавим, что правительством разработан ряд эффективных методов воздействия -- имеется в виду прежде всего "золотая акция", которые дают возможность государству держать под плотным контролем даже приватизированные предприятия.

Все это позволяет сделать вывод о том, что реальное применение норм и самой процедуры национализации понадобится не ранее чем через несколько десятилетий. Поэтому комиссия будет предлагать Палате представителей отклонить проект.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by