$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Экология

АККУМУЛЯТОР ПРОТИВ БЕНЗОБАКА

02.07.2010

В ближайшие три года в Беларуси появится первая заправочная станция для электромобилей. В работе также проект заправки на водородном топливе. Стратегические энерго- и природосберегающие новшества первыми начинают внедрять частные структуры.

К проектированию АЗС нового поколения приступила группа компаний «А-100», которая сейчас проводит мониторинг потенциальных площадок, подходящих для размещения таких АЗС в Минске. И если проектирование станции на водородном топливе только начато, то появление электрозаправки — вопрос ближайшего будущего.

«Производство автомобилей на экологически чистом топливе — актуальная мировая тенденция. Для них потребуется сеть соответствующих автозаправок — биотопливных, электрических и водородных. Мы хотим быть готовыми к появлению «зеленых» автомобилей в Беларуси», — говорит генеральный директор «А-100» Александр Центер. Сейчас специалисты компании ведут переговоры со своими западноевропейскими коллегами о предстоящих поставках оборудования и обучении персонала.

По оценке директора сети заправок А-100 Ирины Володько, электроАЗС в нашей республике станет востребованной и рентабельной в ближайшие два-три года. Уже сейчас в Минске счет электромобилей идет на десятки, и, по прогнозам, с 2011 г. их количество начнет быстро возрастать.

Впрочем, в этом вопросе Беларусь идет «в хвосте» глобального тренда. Мир находится на пороге массового вторжения электромобилей. В этом году к серийному выпуску машин на электродвигателях планируют приступить многие мировые автоконцерны, в частности, Peugeot, Citroen, BMW, Chevrolet, Ford, Volkswagen и др. А Mitsubishi и Nissan Motors уже начали серийную сборку таких автомобилей. В Японии продано более 1400 электрокаров Mitsubishi. Электромобиль Nissan, как обещают представители компании, поступит в продажу в Японии, США, Нидерландах и Португалии в декабре 2010 г. Производители также намерены сосредоточиться на выпуске гибридов — автомобилей, имеющих как электромотор, так и двигатель внутреннего сгорания.

Что почем?

Использование электромобилей сулит их владельцам немалую экономию средств на топливе. Лучшие концепт-кары могут пробежать до 120–160 км при емкости их батарей 16–24 квтЧч. Не сложно подсчитать, во сколько обойдется поездка в денежном выражении. Если за основу расчетов взять общий одноставочный тариф на электроэнергию для физлиц — 173 Br за 1 квтЧч (утв. постановлением Совмина от 16.12.2008 № 1942), то 100 км пути обойдутся лишь в 2300–2600 Br. Разумеется, возможное льготирование тарифа для электроавтомобилей в будущем способно еще больше снизить расходы.

Такие цифры выгодно смотрятся на фоне нынешних расходов автовладельцев. Для бензиновой машины, потребляющей 6–7 л А-92 на 100 км по трассе и 8–9 л на то же расстояние по городу, цена 100 км пробега (при нынешней стоимости топлива) составит 17–20 тыс. Br и 23–27 тыс. Br соответственно. Итак, километр пути на электромобиле на трассе может быть дешевле в 4–6, а в городе — в 5–9 раз.

К тому же в масштабе страны речь может идти не только о значительной экономии финансов, но и экологической и энергетической безопасности. Электромобили вообще не дают вредных выхлопов в атмосферу, создают минимальный шум. Правда, экологи не согласны с тезисом об общем итоговом снижении выбросов СО2, заявляя, что электроэнергия в значительной массе производится на ТЭС, загрязняющих атмосферу углекислым газом. Однако кроме СО2 у автомобильного выхлопа есть еще специфические составляющие — токсичные оксиды азота и серы, свинец, сильные канцерогены вроде бензпирена и сажи. И если электростанции вынесены за город, то благодаря машинам всеми этими компонентами мы дышим, как говорится, с доставкой на дом.

Вторая сторона медали

Хотя и у электромобилей есть ряд недостатков, которые стоило бы отнести к категории технических и которые, скорее всего, удастся преодолеть уже в ближайшее время.

Так, одним из существенных недостатков для наших климатических условий является то, что при низких температурах емкость аккумуляторных батарей электромобилей падает. Вместе с тем последние испытания показали, что концепт-кары вполне работоспособны при температуре до –10°С. Производители обещают со временем понизить «критическую температуру».

Некоторые неудобства может доставить продолжительность зарядки литий-ионовых батарей электрокаров. Для «заправки» переменным током от домашней сети со стандартным напряжением 220 В необходимо 7–8 часов, а на специализированной станции — около получаса.

Барьером является и достаточно высокая цена: мировые производители анонсируют ее в пределах 28–45 тыс. USD за электромобиль. Для белорусского среднего класса цена малоподъемная. Какую-то ее часть из стратегических соображений могло бы компенсировать государство. Например, в Японии покупателям субсидируют около трети стоимости электромобиля. В Великобритании владельцы электрокаров не платят транспортный налог, а за электричество в домах рассчитываются по более низкому тарифу.

При этом, пожалуй, наиболее существенным препятствием для распространения электромобилей является отсутствие развитой инфраструктуры заправочных станций для них. В ряде стран это уже осознали. Так, в Израиле приступили к строительству густой сети электроАЗС. Разработку соответствующей стратегии завершает Еврокомиссия. Предполагается, что первой европейской «электромобилизированной» страной станет Дания, и произойдет этот уже в следующем году.

В Беларуси электрозаправки — частная инициатива. Несмотря на то что энергобезопасность названа приоритетным направлением экономической политики, Программа развития сети автозаправочных станций в Республике Беларусь на период до 2010 г. (в редакции постановления Совмина от 13.05.2010 № 718) мировой тренд не заметила. В ней речь идет лишь об АЗС на традиционном жидком и газообразном топливе.

Дарья КОСТЕНКО