$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

АККУМУЛЯТОР ЭНЕРГИИ УСПЕХА

25.01.2011

Подводя итоги второго ежегодного конкурса в области маркетинга «Энергия успеха-2010», его организаторы отмечают, что интерес белорусских компаний к новым технологиям управления растет. Однако в отечественной индустрии маркетинговых услуг по-прежнему немало проблем.

Общий уровень конкурсных работ все еще низок, отметил инициатор мероприятия, член правления Гильдии маркетологов Евгений Отливанчик. По сравнению с предыдущим годом он немного изменился, появилось больше интересных проектов. Но некоторые из них были на удручающем уровне. «Наш маркетинг пока еще в пеленках, — шутит Е.Отливанчик, — но есть надежда, что когда-либо он из них выберется и поползет. Компании поняли, что маркетинг необходим им, но профессиональными инструментами владеют слабо. В России и Украине маркетологи сейчас совершенствуют узкоспециализированные технологии, развивают PR-менеджмент, телекоммуникационный маркетинг и т.д., а мы только осознаем, что маркетинг — это путь к успеху».

В текущей экономической ситуации, считает сопредседатель жюри, председатель совета директоров Emas Group (Минск, Беларусь) Андрей Коляда, в условиях ограниченной конкуренции любой разумный собственник экономит ресурсы, снижая бюджет на развитие бизнеса. Вот если компания планирует выйти на внешние рынки и закрепиться на них, тогда надо готовиться к борьбе с очень сильными конкурентами, повышать эффективность всех бизнес-процессов в компании, от производства и логистики до маркетинга, без оглядки на белорусские реалии. Наши профессиональные конкурсы — это хороший PR для компаний. Но с точки зрения западных маркетологов на мировых конкурентных рынках большинство наших брендов таковыми вовсе не являются. Исключения, конечно, есть, например, когда в конкурсе побеждает международная компания с представительством в нашей стране.

На главный приз премии «Энергия успеха» — латунную статуэтку в виде двух фигур, несущих лампу, — претендовало 40 проектов от 30 предприятий. Жюри оценивало в 10 номинациях масштабность маркетинговых стратегий, достигнутые результаты, оригинальность решений, ценность проекта для просвещения в области маркетинга и др., т.е. не конечный продукт или торговую марку, а личности маркетологов и успехи команды специалистов, создающих бренд.

Больше всего наград досталось туристическому предприятию «Solvex» (г. Минск) — 3 премии в номинациях «Маркетинговая стратегия» (лучшая на рынке В2С), «Товарный портфель» (лучший на рынке В2С) и «Беларусь». «Мы стремимся к повышению качества туристических услуг и завоеванию доверия клиентов, — говорит генеральный директор «Solvex» Оксана Бичун. — Жюри оценило динамику развития нашей компании, уровень аналитического маркетинга, системы мотивации, контроля и управления, дистрибуционную политику». Технологии развития бизнеса и нестандартные инструменты продвижения услуг О.Бичун предпочла сохранить в секрете, поскольку рыночный дефицит знаний и умений маркетологов, по ее мнению, ведет к невыгодному для бизнеса копированию идей конкурентами.

Откровеннее была директор иностранного торгово-производственного ЧУП «САКУРА Бел» Елена Григорьева, победившего в двух номинациях, — «Маркетинговая стратегия» (лучшая на рынке В2В) и «Товарный портфель» (лучший на рынке В2В). «Мы представили на конкурс действующий проект — наш стратегический план с четырехлетним горизонтом (2009–2012). Проект включал также оперативный план на 2010 г., нацеленный на внедрение стратегии «близость к потребителю», а именно — совершенствование управления взаимоотношениями с клиентом, разработку сопутствующих дополнительных услуг, повышение качества продуктового портфеля, процесса обслуживания и т.д. В целом стратегия включает программы по снижению издержек, времени производственных процессов, наращиванию скорости поставок и др.», — пояснила Е.Григорьева.

Наряду с традиционными инструментами маркетинга, такими как PEST-анализ, SWOT-анализ (корелляционный), матрица BCG (Бостонской консультативной группы), анализ конкуренции в отрасли на основе пяти сил Портера, системный анализ и пр. предприятие применяет наиболее популярную на текущий момент методологию управления эффективностью — систему сбалансированных показателей (ССП, Balanced Scorecard — BSC). ССП охватывает сразу четыре перспективы: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие персонала. Система «закреплена» в счетных картах — от корпоративной до индивидуальных. Проект включает также комплекс маркетинга «7P» и механизм управления и контроля за его исполнением. К проекту прилагался отчет о реализации маркетингового плана за 2010 г. с выводами и тезисными корректировками стратегического плана компании и оперативного плана на 2011 г.

«Наши маркетологи постоянно совершенствуются в профессии, — подчеркнула Е.Григорьева. — Лично я в 2010 г. прошла обучение по международной квалификационной программе NIMA-B нидерландского Института маркетинга и получила предложение в 2011 г. там преподавать. Конечно, невозможно обучить всех сотрудников на долгосрочных курсах, поэтому мы применяем краткосрочные программы и стажировки, развиваем наставничество и передачу знаний внутри компании».

В номинации «Информация» победили страховая компания «Белросстрах» и совместное белорусско-российское ОАО «Белгазпромбанк». В конкурсе «Дистрибуция» — СП ООО «Фрост и К» (Брестcкая обл., Дрогичинский р-н) и СП ОАО «Брестгазоаппарат» (г. Брест). В номинации «Человек (личность)» — директор ОАО «Бабушкина крынка» Игорь Конончук (г. Могилев) и директор ООО Научно-практический центр Сотского «Тренажерные технологии» Николай Сотский. В сфере «Коммуникации» отмечены холдинговая компания ЗАО «Пинскдрев» (г. Пинск), сеть магазинов «Мила», ООО «ПарфюмТрейд» и ПОДО «Онега». В номинации «Технология» — архитектурное бюро «Территория», представительство АО «Austrian Airlines AG» в РБ, Представительство в Республике Беларусь ООО «Грундфос». За «Эффективность (лучший реализованный инвестиционный проект)» наградили ОАО «Бархим» (г. Барановичи). Приз от организаторов «Лучшая маркетинговая компания года» по решению белорусской Гильдии маркетологов достался ОАО «Бабушкина крынка» (г. Могилев) и ИП «Филипс-Белоруссия».

По информации Marketing.by, в ближайшее время работы конкурсантов и победителей обнародуют. Они станут наиболее ценным практическим материалом для белорусских маркетологов.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ