$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

АКЦИЗНАЯ ЛОВУШКА

06.03.2007

Наши цены на энергоресурсы, безусловно, задаются внешним рынком, Россией. Это данность, которую надо воспринимать реально. Вместе с тем, как говорится, есть вопросы. Например, с ценой на бензин.

Леонид Заико, экономический обозреватель «ЭГ»

Когда бензин стал продаваться по 1 доллару за 1 л (округленно), то среднему белорусу с зарплатой в 300 USD, проезжающему 1000 км в месяц, что не так и много, пришлось тратить 80-100 долларов на заправку. Т.е. 25-30% месячного дохода. А для одинокого ветерана труда, которому, правда, может быть, ездить никуда не надо, это почти вся пенсия.

Не знаю как у вас, а у меня сам собой напрашивается вопрос: так ли следует поступать с ценами на автомобильное топливо? Ведь сейчас белорус с зарплатой в 611 тыс. Br посредством высоких акцизов оказывает субсидиарную помощь среднему работнику нефтеперерабатывающей отрасли с зарплатой в 1 млн. 161 тыс. Br. Удивительная картина, которую Маркс и Энгельс назвали бы как «сущность производственных отношений в сфере распределения и обмена».

Что-то странное в этих цифрах, не согласующееся с принципами проводимой экономической и социальной политики. Особенно с учетом ряда демографических и социальных факторов.

Почему об этом надо писать и говорить? Дело не просто в странном изъятии денег у тех категорий граждан, которых мы должны поддерживать. Акцизы на бензин — это ловушка для социальной политики. Жадность в пополнении бюджета и обеспечении высокой прибыльности нефтехимических заводов заставила «проехаться» по самой перспективной социальной группе жителей Беларуси.

Покупателями бензина являются не столько «жирные коты» от бизнеса или очень обеспеченное население, сколько обычные граждане. Первых всего 5%. А 95% это мы с вами. Но именно тезисом, что машины имеют богатые, апеллируют финансовые чиновники, лоббирующие использование акцизов на бензин и другое автомобильное топливо. Прямо картинка советских времен, когда автомашины считались роскошью и их распределяли профкомы. Под руководством мудрых парткомов.

Но это же не так! И уже давно не так!

Статистика показывает, что с начала нынешнего десятилетия наиболее автомобилизированная группа населения страны, — это домашние хозяйства с двумя детьми, которые младше 18 лет. Их 38%. В городах — 39%, а в сельской местности — 35%. Подчеркиваю данный факт специально, как научный редактор Национального отчета о человеческом развитии 2000 г. Семь лет прошло с тех пор, как мы вышли на эти показатели, и давно пора бы понять простые вещи. Скажите, какой экономист будет рекомендовать брать акцизы с товара, которым пользуются около 40% обычных семей с детьми? Самой перспективной группы нашего социума, где таких детей уже есть двое. Это нечто сродни, как если бы рекомендовать вводить акцизы на детские пеленки, соски, питание для младенцев.

Конечно, бензин — не детское питание. Кто спорит. Но то, что автомобиль стал социальным признаком нормальной белоруской семьи с двумя маленькими детьми — это социологический и статистический факт. Это не табак или бриллианты. Это — бензин, который роскошью для самых демографически перспективных семей не является. Который, будучи дорогим, делает жизнь детей и родителей менее живой и интересной. Меньше поездок за город, на чистый воздух, к речке, в лес. Если папа получает 600 тысяч и одна заправка бака обходится в 80 тыс. Br, то это 4 дня расходов этой «папиной зарплаты»: на еду, форму, книги, квартиру и все про все.

То, что самая массовая группа семей с автомобилями, — это полные семьи с двумя детьми, факт весьма положительный. Он есть результат всей экономической политики. Только не акцизной. Ибо она не соответствует стратегии развития страны, ее экономической и демографической безопасности.

Если цель — рост рождаемости и увеличение количества населения, то следует идти по американскому пути. Там автомобиль стал символом благополучия семей. Причем больших, с 4-5 детьми во вместительном автомобиле, с доступным для родителей бензином. Кстати, американцы платят за бензин 2,03-2,31 USD за галлон. В одном американском галлоне содержится 3,785 л бензина. Получаем цену одного литра — от 53,6 до 61 цента. То есть американские владельцы автомобилей платят за литр бензина 1300 белорусских рублей. При совершенно иной заработной плате.

А что европейцы? Эти обставили дела с ценами на топливо гораздо хуже: 1,2-1,3 евро. У новичков ЕС несколько ниже, у старых — выше. Как и должно быть. Рынок учитывает уровень доходов в разных странах.

Европейцы держат цены на бензин дорогими. Налоги из него вытаскивают, сами своей нефти не имеют. Причин много. С европейской точки зрения 3000-3300 Br за 1 л бензина — это нормально. Но со средней европейской зарплатой в 3300 EUR (15 стран ЕС), и 2888 (25 стран ЕС). Такая у них социальная и экономическая ситуация. Все дорого и детей мало во всех странах ЕС. Не так ли?

А что выбирать нам? Американский путь или европейский? Или свой собственный, неповторимый и оригинальный? Надо решать. Исправлять ошибки и просчеты. Странные ошибки, когда выгодно экспортировать нефтепродукты на остров Мэн или в Роттердам. При том, что во всем мире дальше 500 км вывозить их невыгодно. А мы это только и делали. И продавали свои нефтепродукты в западные страны по средней цене в 0,45 USD за 1 кг. Считайте, что за 1 л. Некие общие нефтепродукты (бензин, дизтопливо, мазут) акулы глобальной экономики брали за такие деньги — 960 Br.

Себе же продаем, для своих семей — по 2000. Понятно, что и дешевле и дороже в зависимости от сорта топлива. Можно учесть, что внутренние налоги увеличивают цену топлива в 2 раза. Но зачем? Для пополнения бюджета? Так ему хватило бы и 20% от цены предприятия. А 29-процентная прибыль при переработке нефти — это от рыночной или нерыночной экономики? Что за такое «золотое дно» в нашей социально ориентированной экономике с государственными предприятиями?

Пора решать, какие мы и что умеем делать. Для себя и для своих жителей. По этой причине «американский вариант» цен на топливо среднему белорусу ближе. Что и можно принять за основу решений.

А акцизы давайте увеличим на водку и сигареты. Это будет справедливее.