$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

АКЦИЗ НА СТРАЖЕ ЗДОРОВЬЯ©

23.08.2013

Проект изменений и дополнений в Налоговый кодекс на 2014 год дает все основания сделать вывод, что государство активно уповает на акцизы как один из важнейших источников роста поступлений в казну. C будущего года ставки акцизов в Беларуси предлагается существенно повысить.

Наибольший рост ставок акцизов ожидает табачные изделия. Так, на сигареты без фильтра ставки акцизов могут увеличиться на 81,4%, а с фильтром — на 45–54% в зависимости от ценовой группы, на сигары и сигариллы, табак трубочный — на 45%. Эти планы вряд ли изменятся. Во-первых, они позволят значительно пополнить отечественную казну. Во-вторых, такая налоговая политика в отношении акцизов на табачную продукцию согласуется с государственной политикой борьбы с курением. Согласно Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «По борьбе против табака» от 21.05.2003 г., участницей которой является Беларусь, одной из наиболее действенных мер по снижению потребления табака является увеличение его стоимости, в т.ч. с помощью налоговых ставок. Не случайно в Концепции реализации государственной политики противодействия потреблению табака на 2011–2015 гг., утв. приказом Минздрава от 15.04.2011 № 385, предусмотрено поэтапное увеличение налога на табачные изделия, установление равных ставок акцизов для сигарет с фильтром и без фильтра, включая увеличение адвалорной и специфической ставок акцизов, с доведением до среднего уровня среди стран Европейского региона ВОЗ. Заметим, что в этом регионе в среднем ставка акциза на пачку наиболее продаваемого бренда сигарет составила 2,05 USD, или 47,5% от цены, а средневзвешенные по объему рынка значения — 1,82 USD, или 46,5% от цены пачки сигарет.

Кроме того, согласно Концепции основными ценовыми и налоговыми мерами по сокращению спроса на табак являются проведение согласованной налоговой политики в отношении табачной продукции на территории единого экономического пространства Таможенного союза, увеличение ставок акциза на табачные изделия, обеспечивающее повышение и поддержание высоких цен на них, повышение ставок налогообложения преимущественно за счет взимания налога на уровне производителя и их дальнейший регулярный пересмотр в сторону увеличения, опережающий уровень инфляции с учетом покупательской способности потребителей, равномерное повышение налогов на все виды табачных изделий и введение запрета на все виды их безналоговых и беспошлинных продаж.

Такие же планы содержатся в аналогичной российской концепции, утв. распоряжением правительства РФ от 23.09.2010 № 1563-р. Поэтому немаловажным для нас становится третий фактор — гармонизация ставок акцизов на табачную продукцию в рамках ТС. На этом настаивают и россияне — в целях ликвидации дисбаланса цен и «контрабанды» сигарет в свои регионы, граничащие с Беларусью. Правда, с учетом договоренностей, достигнутых на заседании Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при Евразийской экономической комиссии 10.08.2012 г. в г. Алматы, в случае заключения соответствующих соглашений между государствами — членами ТС возможно замедление темпов роста ставок акцизов на табачную продукцию в период до 2020 г. Однако пока такие соглашения не заключены.

«Ценовой» метод борьбы выбран для еще одной вредной продукции — алкогольной. При этом наибольший рост ставок — сразу на 112% — ждут вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальной технологии. На алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта 7% и более ставки планируется увеличить на 27,3%, на спирт этиловый из пищевого сырья и спирт — на 21,2%, на спирт этиловый технический — на 25%. Менее всего вырастут ставки акцизов на вина натуральные, в т.ч. игристые, шампанские, газированные и шипучие — на 10,6%, слабоалкогольные натуральные напитки — на 10%, вина фруктово-ягодные натуральные и сидры фруктово-ягодные — на 9%. На пиво ставки в зависимости от доли спирта, возможно вырастут на 11,5–12,4%.

Ставки акцизов на бензины автомобильные, согласно проекту, увеличатся на 45%, на дизтопливо — на 70%, на газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива, масло для дизельных и карбюраторных двигателей (с 2014 г. масла моторные, включая масла, предназначенные для промывки масляных систем двигателей внутреннего сгорания) и на биодизельное топливо (с 2014 г. дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот) — на 10%. Понятно, что рост ставок на бензин и дизтопливо увеличит транспортные расходы у всех субъектов хозяйствования и, следовательно, будет компенсирован ростом цен на их продукцию или снижением рентабельности.

Таким образом, государство обеспечит себе гарантированное наполнение казны за счет повышения акцизов. Эта технология неоднократно проверена, в т.ч. в текущем году, когда именно акцизы компенсировали уменьшение поступлений налога на прибыль и ряда других платежей. Однако для потребителей подакцизной продукции это обернется ростом цен.

Александра АРТЕМОВА