Айти хочет уйти.— Какими финансовыми потерями грозит релокейт компаний экономике Беларуси

Интернета в стране осталось на три дня. Этот твит стал не только мемом еще до выборов президента Беларуси, но и чуть позднее принял статус пророческого. Ведь интернета не стало вечером 9 августа 2020 г.
И это не только про то, что новости не почитаешь и в социальных сетях не посидишь. Выйдя на работу в понедельник, IT-сфера получила удар под дых. Ведь вне всемирной сети ни группировать коды программ не получится, ни даже электронное письмо направить партнеру не выйдет. Специальный индикатор TheNetBlocks, который используют Всемирный банк и Международный союз электросвязи, оценил, что за три дня Беларусь потеряла 70 млн. USD. Эта цифра эквивалентна примерно трети дневного ВВП нашей страны. И это не считая репутационных потерь: ведь инвесторы и иностранные компании, у которых штат сотрудников живет и работает в Беларуси, никто не предупредил о столько радикальном шаге. А чуть позже объяснение, что отключение интернета было связано с вопросами обеспечения национальной безопасности, не успокоило, а еще больше заставило задуматься над «стабильностью» работы в Беларуси.
28-го августа Александр Лукашенко заявил, что некоторые частные компании «подло себя ведут. Думали, власть другая будет, и побежали куда-то». Конечно, это обвинение частично касается и ИT-бизнеса. Но ведь поведение айтишников небезосновательно: катализатором задуматься для них стали не только финансовые потери от интернет-блокады. 13 августа в минских офисах «Яндекс» прошли обыски. В результате оборудование и документы не изымали. Но неприятный осадок остался, так как в протоколах основания и детали обыска также не были описаны.
В нашей стране отношение к ИТ-отрасли всегда было неоднозначным. С одной стороны, руководство страны понимает, что развитие цифровой экономики – это неизбежно, и гарантирует приличную прибыль госбюджету. С другой, приличные доходы всей IT-сферы и ее специалистов, в частности, вызывают кривотолки, дескать, неужели интеллектуальный продукт, который нельзя пощупать руками, как МАЗ или БелАЗ, может столько стоить? Хотя по своему влиянию на экономику страны IT-сектор уже сравнялся с сельскохозяйственной отраслью, сферой транспорта и производством строительных материалов. Только в Минске в айти-бизнесе заняты больше 60 тыс. человек.
Сегодня айтишники поднимают огромный пласт разработок. Компания IBA создает для Беларуси технологию электронного правительства. Компания EPAM занимается проектами в области цифровой медицины. Более скромные компании и стартапы создают сервисы по слежению за динамикой COVID-19, расшифровывают лабораторные анализы человека, и даже следят за динамикой состояния пациентов с астмой (это, кстати, единственный проект, в разработке которого принимает участие государственное учреждение - БелМАПО). Экспорт Парка высоких технологий за 2018 год 1,4 млрд USD, в 2019-м экспорт превысил 2 млрд USD. По данным Forbes, доля высоких технологий в ВВП нашей страны уже превышает 6,5%. Из наиболее простых и понятных «плюшек»: высокая заработная плата специалистов, конкурентность отрасли на мировом рынке, работающие инструменты английского права, несколько покупок разработок компаниями-гигантами Facebook и Google.
Но в условиях политической и законодательной нестабильности, об уходе из страны и релокейте своих специалистов представители ИТ-бизнеса уже задумались. Временно перешел на «удаленку» офис Viber в Минске. Хотя совсем уходить из Беларуси компания пока не планирует. Об этом заявил генеральный директор Viber Джамел Агауа. Но еще отметил: если ситуация не улучшится, то компания может сократить объем инвестиций. Основатель группы компаний SoftSwiss Иван Монтик подтвердил релокейт порядка 60-ти специалистов из Беларуси. Сооснователь и генеральный директор маркетплейса для пассажирских перевозок «Атлас» Михаил Томшинский заявил о переносе серверов в другие страны, чтобы перебои с сетью не влияли на работу логистического сервиса. А наши соседи Россия и Украина уже открывают офисы для быстрого переезда специалистов из Беларуси «под ключ». Пока прямые потери индустрии оценивают в 100 тыс USD за каждые сутки. И это не считая «утечки мозгов», ведь перспектива, что из страны утечет весь молодой и думающий средний класс заставляет под другим углом взглянуть на будущее страны. И следует учитывать, что из-за правовых и этических «капризов» ИТ-отрасли власти могут отменить льготные преференции, руководствуясь эгоистическим принципом «Я тебя породил, я тебя и убью». Не дать пропасть пятнадцати годам инвестиций в национальную «Кремниевую долину» может только диалог власти и народа. Кроме того, Александр Лукашенко уже анонсировал изменение Конституции, которая, вкупе с реальной работой законов, сможет оперативно восстановить рост ИT-сферы, которая является одной из самых динамичных и быстро приспосабливающихся к любым изменениям. В ином случае, новаторы покинут Беларусь, и их с радостью примут наши соседи Литва, Латвия, Польша, Украина и Россия. А Беларусь откатится во времена цифрового «мезозоя».