Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Социум
26.10.2004 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

"АЙМАЛИН" устал бороться за выживание

Частные ЖЭСы оказались на грани исчезновения вопреки планам и программам правительства...

Частные ЖЭСы оказались на грани исчезновения вопреки планам и программам правительства

Принятая в прошлом году Концепция развития ЖКХ до 2015г. предусматривает постепенный переход от дотационности этой отрасли государством на ее самофинансирование. По планам правительства к концу второго этапа белорусской реформы ЖКХ (2006-2010гг.) 60% жилфонда уже должно обслуживаться частными компаниями (сегодня этот показатель едва дотягивает до 1%). Концепция предусматривает, что "договорные отношения преимущественно на конкурсной основе" будут формироваться уже на первом этапе, то есть в настоящее время. Как утверждают в правительстве, возможности для этого есть, а стимулирующие меры разрабатываются и будут приниматься в ближайшее время. Так, на этой неделе Республиканский межведомственный совет по проведению жилищной политики и развитию населенных пунктов планирует рассмотреть проект постановления правительства, которое определит порядок конкурсной продажи права оказывать жилищно-коммунальные услуги. Кто в условиях государственной монополии станет претендовать на это право? Как в дотационной отрасли строятся отношения между государством и частным предприятием? Заинтересованы ли частые компании в том, чтобы предлагать такого рода услуги?

Найти ответы на эти вопросы "НЭГ" попыталась в беседе с Виктором КЛИМЕНКО, директором одного из частных предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги (всего их в республике 15), - жилищно-эксплуатационного ЧУП "Аймалин".

- Виктор Васильевич, сколько времени существует ваше предприятие и чем занимается?

Организация работает с 1995г. Я возглавляю "Аймалин" с 1997г. Тогда мне, начальнику 54-го ЖЭСа, предложили "работать по-новому", я и согласился.

Сейчас у нас на обслуживании 5 домов в 3 районах Минска. Структура нашей организации такая же, как и в государственном ЖЭСе.

В данный момент мы занимаемся только эксплуатацией жилья. В начале нашей деятельности пробовали работать с лицензией, которая позволяла нам не только обслуживать жилой фонд, но и выполнять некоторые строительные работы (по желанию жильцов). Потом столкнулись с массой ограничений и трудностей, оказалось, что опережаем свое время и что с этой лицензией нам пока делать нечего.

- Нет сомнения, что цены и тарифы на услуги, оказываемые вашим предприятием, формируются исходя из норм и правил, действующих в отрасли в целом. Если уровень возмещения населением услуг ЖКХ по республике составляет лишь 50%, то как с этим дело обстоит у вас?

- Мы заключаем договор с каждым жильцом, согласно которому он платит за жилищно-коммунальные услуги по фактическим затратам. Кроме того, наши жильцы оплачивают обслуживание домофонов, электроэнергию в местах общего пользования, услуги банка и другие в отличие от государственного жилого фонда, где это все оплачивают ЖЭСы.

В государственном ЖЭСе нормативная себестоимость (средние затраты по городу на содержание 1кв.м жилья) - 364,9 руб. (из них только 125,8 руб. оплачивают жильцы). У нас же она составляет 200 руб.

Сумма оплаты за жилищно-коммунальные услуги у нас не намного больше, чем у государственных ЖЭСов, двухкомнатной квартиры, например, - тысяч на 5-7. В домах, где есть консьержи и вахтеры, стоимость услуг увеличивается еще на 15-20 тыс. руб. Правда, нам удается сэкономить на других статьях, и жильцы доплачивают за этот дополнительный комфорт те же 5-7 тыс. руб.

- Получает ли ваше предприятие дотации из бюджета?

- Все организации, занимающиеся эксплуатацией жилого фонда, имеют право на получение дотаций. С 1998 по 2003гг. мы пытались их получить, однако безуспешно. "Аймалин" никогда не получит дотаций", - сказали мне в Мингорисполкоме.

В законе "О совместном домовладении" (ст. 13) говорится, что каждый собственник имеет право на социальные гарантии. Совместное домовладение - это два и более собственников, объединенные одним домом. Государство должно было разработать методику дотирования, однако не сделало этого.

На том основании, что "Аймалин" является не собственником, а лишь обслуживающей организацией, дотации он получать не может, объясняли нам. Но государственный ЖЭС также имеет 80% приватизированных квартир и не является собственником, однако дотации получает регулярно. К нам же они доходят только через товарищества собственников (ТС), которые их получают для оплаты наших услуг. Почти во всех домах, которые мы обслуживаем, существуют ТС. Только в одном доме нам пока не удалось его создать, и он - обуза для нашей организации.

Я думаю, что своим существованием мы создаем нежелательную конкуренцию государственным ЖЭСам. Да и чиновники, похоже, очень боятся, что частная организация может получить дотацию.

- На ваш взгляд, в чем основное различие между частными и государственными ЖЭСами? Какие недостатки и преимущества есть у вашего предприятия по сравнению с аналогичными государственными?

- Мы проигрываем, во-первых, в том, что у нас нет средств и мы не можем развернуться. Во-вторых, в государственные ЖЭСы, например, никогда не приходит налоговая инспекция и не угрожает закрытием за то, что у них в данный момент нет прибыли или есть задолженность перед государством. В нашем же случае это происходит постоянно.

Преимущества частого предприятия, на мой взгляд, в том, что оно более гибкое, контакт с жильцами налаживается очень тесный, нет текучести кадров, выше качество обслуживания. Если бы мы работали в одинаковых условиях с государственными ЖЭСами, то наши преимущества были бы очевидны.

- Какие основные проблемы, по вашему мнению, существуют сегодня у коммерческих организаций, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и что вам хотелось бы изменить в условиях хозяйствования?

Основная проблема в том, что неравные условия делают невозможным существование частных структур в этой сфере. Нужно или вообще отказаться от дотаций, или сделать их адресными.

Еще одну немаловажную проблему вижу в том, что наше общество не готово за все платить. И государство фактически поддерживает иждивенчество. Люди, которые сами построили жилье, изначально готовы платить за жилищно-коммунальные услуги по фактическим затратам, однако государство тут же предлагает им платить не за количество потребленного, а по установленным тарифам. Если квартира, к примеру, является собственностью самого жильца, то почему государство датирует его собственность? И это еще далеко не все проблемы. В этой сфере их еще очень и очень много.

- В настоящее время готовится постановление правительства "О демонополизации обслуживания и ремонта жилого фонда" в соответствии с которым планируется выставлять на конкурс право оказывать жилищно-коммунальные услуги. Будет ли ваше предприятие участвовать в таком конкурсе в случае принятия этого постановления?

Во-первых, я думаю, что этот проект реализован не будет. Во-вторых, если это и произойдет, то участвовать мы не будем. Предположим, "Аймалин" выставит свои 200 руб. за 1 кв.м , а государственный ЖЭС - 125,8 руб. (остальное ему государство доплатит). Результат очевиден. Хотя при обеспечении равных условий это было бы очень интересно и полезно.

- Есть ли вообще смысл сегодня создавать частные предприятия, оказывающие населению жилищно-коммунальные услуги?

- Конечно, хотелось бы, чтобы такие предприятия были. Я считаю, что они должны быть. Но в данных условиях это невыгодно. Не так давно управление антимонопольной и ценовой политики Мингорисполкома предложило нам выставить жильцам те же 125,8 руб. за 1кв. м вместо наших 200 руб., а это прямые убытки.

Скажу честно, мы уже обсуждаем вопрос о ликвидации нашей организации. Потому что сейчас стало вообще невозможно работать и мы устали бороться. Уверен, что если бы государство было заинтересовано в создании таких частных предприятий, как наше, то как минимум были бы созданы равные условия для работы государственных ЖЭСов и коммерческих структур.

Жилищно-коммунальное хозяйство - убыточная отрасль, однако государство почему-то продолжает тянуть утки на себя. Да еще и нам предлагает делать то же самое. Однако наша организация не в состоянии наравне с государством брать на себя те же убытки в том же объеме.

-----------------------------------------------------------------------
Свое мнение о возможности развития частного предпринимательства высказал и замдиректора УП "Аймалин" Николай РЫЛЕЕВ:

- Когда каждый человек будет отвечать сам за свой дом - за каждый мазок на стене, за каждую разбитую форточку; когда за ремонт будут платить сами жильцы, - только тогда у нас что-то получится и малый бизнес сможет прийти сюда.

Сегодня реформирование ЖКХ идет по схеме: шаг вперед, два шага назад. Думаю, что Концепция развития ЖКХ до 2015 года реализована не будет. Чиновники сами ничего не делают, да и сделать не могут: держатся за свое кресло. Так что сейчас, на мой взгляд, абсолютно ничего не делается для того, чтобы Концепция была реализована.

С просьбой ответить на поставленные вопросы мы обратились к заместителю министра жилищно-коммунального хозяйства Николаю ЛИПЕНЮ. Вот что он сказал:

- В принципе, государственные и коммерческие ЖЭСы сегодня в равных условиях.

Право на получение дотаций имеют не частные предприятия, а население, т.е. товарищества собственников. Это они оплачивают частному предприятию его фактические затраты. Правильно, затраты у частного предприятия значительно превышают затраты государственного, но через бюджет население получает дотации и компенсирует этому предприятию все расходы.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by