Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Глобализация
26.07.2005 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Агросектор под "колпаком" ВТО

Участие Беларуси в качестве наблюдателя на форуме многосторонних торговых переговоров ВТО предполагает выработку и отстаивание собственной позиции по вопросам международной торговли сельскохозяйственной продукцией.

Участие Беларуси в качестве наблюдателя на форуме многосторонних торговых переговоров ВТО предполагает выработку и отстаивание собственной позиции по вопросам международной торговли сельскохозяйственной продукцией.

C помощью правил международной торговли можно улучшить продовольственное обеспечение по доступным ценам; обеспечить рациональное использование природных ресурсов; заработать средства для инвестирования в экономическое развитие сельского хозяйства. Цена этих благ - довольно дорогие уступки в открытии национальных рынков, которых ВТО требует от всех кандидатов.

Не всем они по карману. Например, страны СНГ, молниеносно вступившие в глобальную торговую систему, - Грузия, Кыргызстан, Молдова, Армения - испытывают разочарование от проблем, обострившихся в аграрном секторе.

С учетом опыта соседей Беларусь формирует свою модель интеграции в международную торговлю, ее контуры рассмотрели участники семинара "Сельское хозяйство. ВТО и устойчивое развитие в новых независимых государствах".

Хотя ВТО и рассматривает страны СНГ как развитые государства, эксперты советуют им все же добиваться статуса стран с переходной экономикой или развивающихся государств. Выгода в том, что для развивающихся стран в ходе переговоров о заключении Соглашения по сельскому хозяйству  на первый план выходят не вопросы, регулирующие объем господдержки, а реализация программ структурной перестройки экономик и увеличения ВВП за счет роста экспорта.

Развивающимся странам выгодно сохранение всех своих привилегий, вне зависимости от того, какой конкурентоспособностью обладают экспортеры продовольствия. Поэтому они требуют дополнительных источников занятости на селе, развития инфраструктуры, а также специальных защитных мер в торговле. Беларуси есть на кого равняться и с кем блокироваться. Естественные союзники в этом -  восточноевропейские страны, которые не вошли в Евросоюз, а также Китай, Вьетнам. Объединившись, легче добиться поддержки производства сырьевых товаров, обеспечения занятости, поступлений от экспорта; принятия мер против демпинга; отказа от практики тарифной эскалации, сдерживающей развитие отечественных перерабатывающих предприятий, оказания технической помощи.

Переговоров об условиях господдержки агросектору не избежать. Обычно обсуждаются несколько типов поддержки, получившие название корзин разного цвета. В частности, Беларусь сможет использовать все инструменты "зеленой корзины", не подпадающие под сокращение.

Меры поддержки сельхозпроизводителей- лишь один из выявленных источников диспропорций на мировых рынках сельхозпродукции, которые приходится корректировать. Среди других - экспортные субсидии и  барьеры доступа на рынки. Соглашение по сельскому хозяйству предусматривает поэтапное сокращение государственных расходов на прямые субсидии экспортерам в денежном выражении и сокращение объема продукции, производимой с участием субсидий. Помимо этого, развитые страны берут обязательства снизить средний уровень тарифных ставок (предел снижения ограничен). Для развивающихся стран требования те же, но на другом, более низком уровне. На слаборазвитые страны требование о снижении тарифов не распространяется, но они обязаны пересчитать все нетарифные барьеры на тарифы, зафиксировав их размер.

Оговаривая собственную позицию в отношении доступа к рынкам, Беларусь может воспользоваться и разногласиями в ВТО, обусловленными пересмотром Единой сельскохозяйственной политики (ЕСП). Ее ревизию затеяли развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, готовые производить более дешевые сельхозпродукты, чем в США или странах Евросоюза. Вероятным результатом этих переговоров может стать глобальное перемещение сельскохозяйственного производства из США и Евросоюза в   Бразилию, Аргентину, Китай, Россию и другие. Именно сюда сейчас направляется возрастающий поток инвестиций. Пока конкуренты борются за получение инвестиций, в границах СНГ царит неопределенность. Немногие из стран этого региона могут стать крупными экспортерами сельхозпродукции, что позволило бы получить самостоятельный голос при установлении глобальных правил торговли. В то же время эти правила жизненно важны для низкодоходных стран- нетто импортеров продовольствия. Для них присоединение к ВТО - шанс повлиять на принятие решений в переговорах. Вероятность этого повышается, когда страны становятся частью какой-либо коалиции.

Сегодня государства, присоединяющиеся к Всемирной торговой организации, прилагают усилия к тому, чтобы заставить старых членов ВТО ускорить свои реформы, требуя одновременно пакетов льгот (например, исключений из мероприятий по сокращению объемов господдержки и тарифов) за то, что они провели более широкую либерализацию на этапе вступления.
---------------------------------------------------------------------
"Если бы представителем от Беларуси был я..."

В ходе переговоров о вступлении Беларуси в ВТО правительству непросто договариваться об условиях и уровне защиты сельского хозяйства - требования либерализации в этой отрасли жесткие и сводятся к принятию основных положений Соглашения по сельскому хозяйству, которое регулирует: доступ к рынкам, оказание поддержки отечественным производителям и экспортные субсидии. Как правильно при этом сделать уступки, чтобы не проиграть участникам международной торговли? Об этом наш разговор с  директором Департамента торговли и инвестиций, европейским представителем Международного института устойчивого развития Марком ХАЛЛЕ.

- Каковы основные проблемы текущих переговоров в ВТО?

- Переговоры по сельскому хозяйству включают три направления. Первое - использование экспортных субсидий и мер "с эквивалентным эффектом": экспортных кредитов, гарантий, действий государственных торговых предприятий, "продовольственной помощи" как средства избавления от излишков.

Второе - объем господдержки национального сельского хозяйства. Согласно Соглашению все меры в этом направлении классифицируются по трем типам: "желтая", "зеленая" и "голубая" корзины. Первая из них на протяжении 5 лет подлежит сокращению на 20% для промышленно развитых стран, к которым при вступлении в ВТО будет отнесена Беларусь.

Третье направление - переговоры о доступе к рынкам. Этот вопрос касается тарифов, квотирования и лицензирования. Развитые страны должны в течение 5 лет снизить тарифные ставки в среднем на 36%, минимальный уровень снижения по отдельным группам - по 15%. Это неплохо, но опасность подстерегает в иной области. Богатые страны смогут определять так называемые "чувствительные товары", которые будут освобождены от снижения тарифов. Это сведет к минимуму задуманный эффект.

- Какой подход к переговорам более выгоден Беларуси?

- Серьезно о чем-то договориться можно только став частью ВТО. Получение статуса страны с переходной экономикой позволит вам рассчитывать на гибкие меры, поэтому важно не стесняться оговаривать для себя исключения. Например, в области тарифов: мы соглашаемся с тарифами по конкретной группе товаров, но по отдельным (важным для нас) позициям (допустим, говядина, молоко) оставляем "тарифные пики".

Оговаривать уступки нужно, где только это возможно. И помнить, что когда просто настаиваешь на том, что желаешь защищать такие-то позиции, то партнеры не встречают этого с энтузиазмом. Но если сказать, что нам необходимо время, чтобы завершить какие-то реформы, направленные на повышение эффективности в сельском хозяйстве, сохранение занятости или экспортных позиций, и это аргументировать, то это будет встречено с большей симпатией. Все понимают, что когда страна находится в стадии трансформации, она вправе рассчитывать на скидки.

Когда все же приходиться уступать, то следует увязывать это с предоставлением новейших технологий и ноу-хау. Например, для организации фитосанитарных кордонов нужны значительные средства, которых в стране попросту нет. Поэтому уступки можно связать с предоставлением технической помощи на такие проекты.

По понятным причинам Беларусь ориентирована и на РФ, и на ЕС. Но кого вы рассматриваете как потенциальных союзников? Не лучше ли сосредоточиться на новых проявляющихся в ВТО силах, таких, как Индия, Бразилия, Китай? На новых, пока не задействованных рынках... Тогда вы сможете лучше определить, где лежат ваши интересы.

- Опыт вступления в ВТО Молдовы и Кыргызстана пока неудачен. Стоит ли нам рисковать?

- Я только из Молдовы, и не считаю, что там ситуация такая уж драматическая. Экономический рост везде и всегда предвосхищается спадом. Это связано с разрушением или изменением привычного механизма. Замечу, что Молдова до сих пор не проводила серьезных реформ в аграрном секторе. Вторая проблема в том, что на подготовительном этапе страна не определила четко свои ожидания от членства в ВТО, думая, что автоматически получит инвестиции в строительство новых перерабатывающих предприятий. Этого не произошло, и определенные разочарования, конечно, есть.

Ситуация в Кыргызстане отличается, поскольку там сельское хозяйство не является важной частью экономики. Страна больше торгует цветными металлами, развивает промышленность. Сегодня Кыргызстан может успешно продавать сельхозпродукцию в РФ, поскольку цены конкурентные. Проблема в том, что при пересечении границы с Казахстаном и Узбекистаном за пропуск берут немалые взятки - 1 000 USD с каждого грузовика. Это повышает издержки. Но как только Казахстан станет членом ВТО этот беспредел прекратится. 

Присоединение к ВТО, вероятно, принесет пользу большинству стран СНГ. Но оно не может подменить собой инвестиции в программы диверсификации экономики и решения проблем, связанных с развитием производства, а также создание альтернативных возможностей для тех, кто потерял работу в процессе перехода к рыночным отношениям.

- Господин Халле, каковы ваши ощущения относительно готовности нашей страны к вступлению в ВТО?

- По-моему, Беларусь вступает в ВТО не от ощущения внутренней необходимости, а потому, что вступает Россия, с которой ваша экономика связана тесной кооперацией. Необходима общественная дискуссия по этому поводу. Необходима выработка понимания- какие преимущества можно обрести и какие шоки испытать. Шоки ведь испытывают не только малые, но и большие страны, такие, например, как Китай. Каждая страна делает расчеты, сообразуясь с мыслью о том, что лучше быть участником процесса, чем его жертвой.

- Какие угрозы (последствия вступления) нужно принять во внимание?

- Прежде всего - конкурентное давление, т.к. высока вероятность появления на открытом отечественном рынке иностранных предприятий с лучшим менеджментом, лучшей производительностью, капиталом...

- Как раз по этой позиции мы для ВТО- "непроходные"! Значит, нам лучше не вступать?

- Надо понимать, что конкуренция - вовсе не зло, она ведет к повышению производительности, уровня менеджмента, к обновлению продукции, вообще это - двигатель современной экономики, и Беларуси оставаться закрытой будет сложно.

Следует учитывать также, что Беларусь обладает конкурентными преимуществами. Одно из них - низкая зарплата. Для сравнения: в Новой Зеландии средний доход фермера - 15-20 тыс. USD год. Соответственно и издержки производства выше. Кроме того, у вас достаточно высокое образование населения, в т.ч. сельского. Развита наука в области сельского хозяйства. У вас экономика хорошо интегрирована с Россией и широк доступ на российский рынок. Конечно, Беларуси предстоит поучиться вести себя на конкурентных рынках... Основная проблема - все же не вступление в ВТО, а политические и административные решения, направленные на реформирование экономики.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений