$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Агрохолдинги — наша перспектива

13.11.2007

Производство сырья, переработка и реализация готовой продукции должны быть сосредоточены в одних руках. Именно создание мощных агрохолдингов, объединяющих сельхозорганизации и перерабатывающие предприятия, позволит повысить эффективность сельскохозяйственного производства. К такому выводу пришли депутаты Палаты представителей после знакомства с опытом работы агрокомбинатов «Ждановичи» и «Дзержинский».

Присоединение убыточных хозяйств к экономически стабильным далеко не всегда дает положительный результат. Но к агрокомбинату «Дзержинский», на базе которого создается агрохолдинг, это не относится. Так, в этом году здесь должны произвести 24 тыс. т мяса птицы, т. е. в два раза больше, чем в прошлом. В ближайшей перспективе этот показатель планируется довести до 35 тыс. т в год.

По словам генерального директора предприятия Семена Шапиро, агрокомбинат имеет наилучшие в Беларуси показатели по среднесуточному привесу птицы и расходу кормов, люди здесь за свой труд получают достойную заработную плату. Поставлена задача в следующем году обеспечить комбинат собственным зерном, идет строительство нового птицеводческого комплекса.

Много строит и агрокомбинат «Ждановичи». Недавно предприятие передало на экспертизу в Минэкономики бизнес-план на сооружение нового тепличного комплекса в 7 га с мини-ТЭЦ.

Как объяснил депутатам директор Григорий Чуйко, планируется получать с каждого квадратного метра новых теплиц до 100 кг помидоров. По его словам, такой урожайности пока что не достигли даже в Западной Европе. В перспективе площадь агрокомбината вырастет почти втрое, что позволит выращивать больше овощей в открытом грунте и увеличить сбор зерна.

Итак, создание подобных объединений — перспективное направление реформирования АПК, считает спикер Палаты представителей Вадим Попов. Обе фирмы, присоединив убыточные сельхозорганизации, вывели их в короткие сроки в передовые. Причем по производству овощей, молока, мяса птицы вышли на европейский уровень.

Однако и проблем здесь немало. Так, предприятиям для строительства наряду с собственными средствами понадобятся банковские кредиты, иностранные инвестиции, надеются они также и на бюджетные деньги.

Но у присоединяемых хозяйств есть задолженность (и немалая). Как сообщил С.Шапиро, у него 52 млрд. Br таких долгов. Как только «Дзержинский» присоединяет к себе нерентабельную организацию, кредиторы «сразу же бросают платежки на наш расчетный счет». Директор надеется, что законодатели примут решение о реструктуризации задолженности, в том числе по энергоресурсам и другим платежам, для таких предприятий (с выплатой ее в течение трех лет).

Предприятиям, на которых побывали депутаты, для дальнейшего развития не хватает земли. По оценкам специалистов, в пользовании таких агропромышленных объединений должно находиться примерно 15-20 тыс. га пашни. Но законодательство четко не прописывает, на каких условиях она должна предоставляться. Еще один непростой вопрос: как при объединении коллективов с разной формой собственности преобразовать их в одну?

Поэтому в парламенте собираются проанализировать, какие поправки в отечественное законодательство понадобятся для эффективной работы сельскохозяйственной отрасли. В частности, придется определить правовое поле существования и деятельности холдингов. В мировой практике холдингами считают компании, которые владеют контрольными пакетами акций других фирм. Но нормы Закона от 4.06.1995 № 265-З «О финансово-промышленных группах» и Временного Положения о холдингах, создаваемых в процессе преобразования в открытые акционерные общества государственных и арендных предприятий путем выделения структурных подразделений (единиц) в самостоятельные акционерные общества, утв. приказом Мингосимущества от 21.05.1996 № 116, вряд ли подходят для регулирования деятельности структур, о которых сегодня говорят депутаты и чиновники. А в Законе от 10.01.2006 № 100-З «О хозяйственных обществах» вопросы существования холдингов тоже не описаны. Более того, ст. 8 данного Закона ограничивает пределы взаимного участия хозяйственных обществ в уставных капиталах друг друга. К тому же ст. 6 Закона от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» запрещает создание (существование) холдинговых компаний, имеющее целью или результатом монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции (кроме случаев, устанавливаемых законодательством). Так что речь скорее должна идти о построении вертикально-интегрированных объединений. Но в любом случае возникает немало правовых, финансовых, налоговых, бухгалтерских вопросов, от решения которых зависит будущее таких проектов.

Как отметил председатель Постоянной комиссии по аграрным вопросам Михаил Русый, депутаты накануне рассмотрения бюджета на 2008 г. будут настаивать, чтобы окупаемые и импортозамещающие высокоэффективные проекты финансировались в первую очередь. На такие цели в следующем году предполагается направить более половины средств республиканского фонда поддержки сельхозпроизводителей.

Выступавший перед депутатами вице-премьер Иван Бамбиза сообщил, что подготовка проектов нормативных правовых актов по этим проблемам уже идет. Так, созданы две рабочие группы, которые заняты совершенствованием документов по реализации программы возрождения и развития села. Также планируется предоставить дополнительные льготы инвесторам, выкупившим убыточные сельхозпредприятия в соответствии с указами от 19.03.2004 № 138 и от 14.06.2004 № 280.

Анна РАДЮК