$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Туризм

Агроэкотуризму — большое плавание

26.06.2007

Государственная программа развития малых городов Беларуси среди прочего предусматривает развитие города Россоны как туристического центра. По мнению экспертов (как отечественных, так и зарубежных), и у этого региона, и у белорусского агроэкотуризма большое будущее.

Расценивая агроэкотуризм как один из перспективных видов туризма, фестивалю сельского туризма, проводимому в деревне Заборье Россонского района Витебской области, в Минспорта придают большое значение. Из местечкового, деревенского он быстро перерос в республиканский и даже, можно сказать, международный. Этим летом (прошел в третий раз) на него съехалось небывалое количество участников — около 600, в том числе зарубежных — из России, Украины, Голландии, Германии, США. Среди них владельцы сельских усадеб, руководители белорусских турфирм, международные эксперты в области развития агроэкотуризма.

Одним из основных мероприятий Заборского фестиваля стало обсуждение состояния и перспектив развития агроэкотуризма в Беларуси и странах СНГ. Свое мнение о наших успехах в развитии сельского туризма высказали зарубежные гости, не первый раз посетившие Беларусь.

Владимир ВАСИЛЬЕВ,
председатель правления Союза
содействия развитию сельского
туризма в Украине:

— Пять лет назад я рассказывал (исходя из нашего пятилетнего на то время опыта) представителям министерств и общественных организаций Беларуси, что такое сельский туризм, какие он дает преимущества и возможности. Сегодня я поражен. Прогресс очевиден. Важную роль, на мой взгляд, здесь сыграли два фактора: президентский указ (№ 372. — Прим. ред.), который создал правовую базу и дал белорусским селянам преференции, а также сотрудничество общественных формирований с местными властями.

Теперь перед вами стоит задача донести до каждого председателя сельсовета, каждого сельского жителя информацию о возможностях агротуризма, о преимуществах этого указа. Тогда будет значительно больший эффект. Проблема кредитования селян у нас с вами общая.

С самого начала нашей деятельности мы занимаемся популяризацией отдыха в украинском селе. Мы пытаемся создать рынок, в котором без посредников будет контактировать потребитель с тем, кто предоставляет эти услуги. Уже пятый год проводим национальную выставку-ярмарку сельского туризма «Украинское село приглашает», что дает возможность всем областям презентовать свой продукт (всего работает 600 усадеб) для туроператоров и гостей страны. Сейчас мы думаем над тем, чтобы открыть выставку «Европейское село приглашает», в которой могли бы принимать участие хозяева усадеб из Беларуси, России, Молдовы. Кроме того, мы издаем журнал по «зеленому» туризму, где даем рекомендации тем, кто хочет им заниматься, а также каталоги для потребителей на трех языках.

Тодд КОМЕН,
профессор,
директор института
интегрированного сельского
туризма (штат Вермонт, США):

— За последние два года Россонский район сделал огромный шаг вперед в развитии агротуризма. Значительно выросло количество людей, занимающихся приемом туристов, так что есть все основания надеяться, что «зеленый» маршрут по району заработает.

Но в Беларуси реализованы еще далеко не все возможности. Вам следует, во-первых, ориентироваться на конкретного потребителя. Это главным образом жители Минска. Поэтому они должны знать, где могут остановиться. Потом уже, возможно, на жителей крупных европейских городов. Думаю, они скоро должны захотеть приехать из мегаполисов в такое тихое и гостеприимное место, как белорусская деревня. Для этого вам необходимо развивать инфраструктуру и, что немаловажно, повысить уровень информирования в сельской местности — разместить указатели со сведениями, где и что находится. В целом, я считаю, на фоне растущей популярности в мире сельского туризма потенциал у Беларуси есть.

В Америке сельский туризм тоже очень популярен. В его развитие вовлекаются фермеры. Для них туризм — хороший источник доходов. Вермонт — это Россоны Соединенных Штатов. Горожане, например, из Нью-Йорка, приезжают в Вермонт именно затем, зачем белорусы должны ехать в Россоны: чтоб было тихо и спокойно.

Инесса ГЕРМАНЧУК