Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Финансы
18.11.2003 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Административными методами проблему не решить

Вексельный рынок страны на протяжении как минимум последней пятилетки постоянно находится в поле зрения контролирующих органов. При этом практически не прекращающиеся корректировки порядка регулирования операций банков с использованием векселей не исключили этого интереса...
Вексельный рынок страны на протяжении как минимум последней пятилетки постоянно находится в поле зрения контролирующих органов. При этом практически не прекращающиеся корректировки порядка регулирования операций банков с использованием векселей не исключили этого интереса.
 
Какова же все-таки роль векселей в экономике Беларуси? Это объективная необходимость или лазейка для недобросовестных предпринимателей? Как можно оценить результаты проведенного исследования, и, главное, какие меры могут быть приняты по его итогам, мы попросили рассказать начальника отдела коммерческих финансовых инструментов Национального банка Любовь КУРИЛИНУ.

-- В настоящее время рынок представлен векселями практически всех банков, а также векселями иных юридических лиц. Конечно, ввиду своей безусловной платежеспособности банковские векселя занимают более значительную нишу. За 9 месяцев 2003г. банками выдано на валовой основе векселей общей номинальной стоимостью 1320,5 млрд. ВYR. Однако среднемесячный объем вексельных обязательств банков, рассчитанный на основании формулы определения лимита собственных вексельных обязательств, не превышает 200 млрд. ВYR. Почти половина -- это векселя, выданные с предоставлением отсрочки по их оплате, т.е., по сути, коммерческий кредит реальному сектору экономики. Причем такой вид кредита для предприятий оказывается значительно более дешевым, чем денежный.

До этого времени не было достаточно адекватной оценки процессов, происходящих на данном секторе, поэтому и принято решение заказать независимое исследование по изучению влияния вексельного обращения на нашу экономику. При этом поставлена задача -- максимально объективно выявить причины сложившейся на рынке ситуации и дать рекомендации не только Нацбанку, но и иным органам экономического регулирования. Ведь меры, принимаемые Нацбанком в области монетарного регулирования, всегда должны подкрепляться адекватной политикой правительства по регулированию экономических процессов. Отсутствие слаженных действий приведет к еще большим противоречиям между денежной сферой и реальным сектором экономики.

Стоит отметить, что результатами исследования Нацбанк остался удовлетворен, хотя в нем, безусловно, звучит и значительная критика в адрес осуществляемой монетарной политики.

Какие выводы можно сделать по итогам исследования? Сложившаяся в нашей стране ситуация такова, что лишь часть субъектов экономических отношений используют в своей деятельности денежные средства. Значительная доля экономики работает с так называемыми квазиденежными суррогатами и неденежными формами прекращения обязательств -- это бартер, взаимозачеты, векселя. Сложился своего рода "теневой" сектор экономики. Правда, в отличие от контролирующих органов, в данном случае подразумевается, что данный сектор оказался вне сферы монетарного регулирования. Проводимая денежно-кредитная политика, по сути, не влияет на экономическое состояние и функционирование этого сектора экономики.

Как показывают исследования, этот сектор достаточно велик. Для того, чтобы он хоть как-то работал, обеспечивал решение соцзадач, и нужны векселя банков. Они в своей основе имеют безусловные денежные обязательства, наиболее ликвидны с точки зрения платежеспособности, удобны для субъектов хозяйствования в плане процедурных особенностей.

Существование такой формы обусловлено и тем, что при отсутствии оборотных средств предприятие имеет возможность продолжать свою деятельность и сохранить рабочие места. Векселя банков имеют широкое распространение, т.к. они востребованы сложившейся экономической ситуацией.

Безусловно, в нормально работающей экономике векселя занимают значительно меньшую нишу. Однако в Беларуси, к сожалению, до этого еще далеко, и векселя субъектов хозяйствования имеют низкую ликвидность. И если сейчас предпринять меры по изъятию векселей из экономического оборота, то последствия могут быть крайне неблагоприятными. Существующую проблему необходимо решать экономическими методами, например, введением обоснованных нормативов регулирования собственных вексельных обязательств, запретом на право обязываться по векселям для субъектов хозяйствования, которые не обладают необходимой платежеспособностью, и т.д. Использование административных ресурсов, таких, как контроль за выдачей и обращением векселей путем введения их тотальной регистрации, вряд ли решит проблему и поможет контролирующим органам выявить злоупотребления, которые, безусловно, имеются на этом рынке. Простое ограничение на выдачу банками векселей не даст надлежащего экономического эффекта.

В рамках дальнейшего использования административного ресурса уже на протяжении без малого двух лет ведется работа по разработке проекта указа Президента "О регулировании вексельного обращения". Основной механизм, который закладывается в нем, предполагает по большей части лишь административные методы. Должны же превалировать экономические. Кроме всего прочего, создание административного механизма потребует дополнительных финансовых вложений в соответствующую инфраструктуру, что также нецелесообразно.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений