Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Административные процедуры и их влияние на бизнес

Валерий Фадеев. Фото: Bel.biz

О необходимости снижения административных барьеров для субъектов хозяйствования твердят и власти, и представители бизнес-сообщества. С целью устранения избыточных и дублирующих друг друга норм, которые тормозят развитие бизнеса, принят ряд правовых актов. О том, насколько успешно продвигается этот процесс, рассуждает заслуженный юрист Беларуси Валерий ФАДЕЕВ.

В свое время мне довелось входить в состав различных комиссий, созданных при госорганах, которые занимались совершенствованием административных процедур, осуществляемых в отношении бизнеса. Эта работа проводилась по инициативе Международной финансовой корпорации (МФК) и началась с Могилевской области, где впервые были подготовлены и утверждены регламенты по ряду процедур.

Анализ показал, что в стране отсутствуют как единый перечень административных процедур, так и некие общие подходы к их определению, установлению и осуществлению. Так, цифры, представленные министерствами и органами местного самоуправления, по некоторым областям различались в разы. Было даже трудно подсчитать общее количество таких процедур, но их число явно приближалось к тысяче.

Между тем опросы представителей бизнеса и исследования деловой среды свидетельствовали, что существующее положение в сфере административных процедур зачастую крайне отрицательно влияет на бизнес-климат. Именно их отнесли респонденты к наиболее острым проблемам, тормозящим развитие бизнеса.

При Совмине создали специальную рабочую группу во главе с вице-­премьером Андреем Кобяковым, которая провела несколько десятков заседаний, где заслушивались отчеты и предложения различных госорганов по этой проблеме. Нередко во время таких встреч обстановка накалялась, поскольку представители многих министерств и ведомств яростно отстаивали «свои» процедуры.

В итоге эта работа завершилась принятием постановления Совмина от 17.02.2012 № 156 (далее – постановление № 156), которым был утвержден единый перечень административных процедур, осуществляемых госорганами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Напомним, что оно базировалось на положениях Закона от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур».

Постановление № 156 позволило навести определенный порядок в данной сфере. Помимо того, что был утвержден единый перечень, за рамками которого никакие процедуры не имели права на существование, в нем были указаны:

– органы, осуществляющие процедуры;

– перечень представляемых документов и сведений;

– сроки осуществления процедур;

– срок действия документов, выдаваемых при осуществлении процедуры;

– размер взимаемой платы (причем в этой графе очень часто встречалось слово «бесплатно»).

Отмечу, что при подготовке проекта постановления использовался в т.ч. зарубежный опыт, а с помощью МФК привлекались международные консультанты.  

И в дальнейшем при опросах представителей бизнеса административные процедуры перестали занимать первые места в рейтинге препятствий для развития предпринимательства.

К сожалению, единый перечень, утвержденный постановлением № 156, оказался очень «подвижным»: до 2021 г. изменения и дополнения в него вносились 395 раз! Такое бурное нормотворчество, с одной стороны, можно объяснить тем, что бизнес не стоит на месте, например, появляются новые производства и технологии, изменяются иные условия. Но с другой – и это показали исследования, проведенные той же МФК, – ряд административных процедур оказался излишними, не всегда обоснованным и явно не способствующим улучшению деловой среды.

При этом все понимают, что любые процедуры, лицензирование, разного рода разрешения, запреты, которые вводят власти, зачастую могут стимулировать коррупцию, поскольку всегда найдутся желающие облегчить себе жизнь и «обойти» препятствие. Поэтому крайне важно чтобы государство, инициируя или соглашаясь с необходимостью введения той или иной нормы, надлежащим образом просчитывало последствия своих решений. Не зря ведь введена оценка регулирующего воздействия нормативных правовых актов на условия осуществления предпринимательской деятельности.

Напомним, что 27.03.2022 вступит в силу Указ от 25.06.2021 № 240 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования» (далее – Указ № 240). Необходимо будет придерживаться провозглашенных этим документом прогрессивных принципов: доступность и приоритет учета интересов субъектов хозяйствования и соразмерность общей административной нагрузки на них реально существующим потребностям регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности посредством осуществления административных процедур.

Уверен, что государство может значительно снизить административную нагрузку на госорганы и на бизнес, если надлежащим образом будут реализованы нормы, заложенные в принятом Палатой представителей в первом чтении проекте закона о саморегулируемых организациях, когда к ним перейдет часть регулирования от органов государственного управления.

Указ № 240 стал логическим продолжением работы по совершенствованию административных процедур, которая велась все эти годы. Очень важно, что в соответствии с ним единый перечень административных процедур утверждается Совмином. Осуществление административных процедур, не включенных в единый перечень, не допускается.

Определены права и обязанности органов-регуляторов административных процедур, в т.ч. право утверждать их регламенты (если регулятор не является нормотворческим органом, то регламент утверждает Совмин).

Решено также создать реестр административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования (далее – реестр), являющийся государственной информационной системой, интегрированной с общегосударственной автоматизированной информационной системой. Порядок формирования и ведения реестра, его оператор определяются Совмином. Отмечу, что правительство постановлением от 21.12.2021 № 735 «О реестре административных процедур» выполнило поставленную задачу.

Но особо хочу обратить внимание на постановление Совмина от 24.09.2021 № 548 (далее – постановление № 548), которым утвержден единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования (далее – единый перечень); установлена форма регламента такой процедуры. На Минэкономики возложена координация деятельности при совершении административных процедур, предусмотренных единым перечнем, и согласование проектов их регламентов, утверждаемых органами-регуляторами. Госорганам поручено до 26.03.2022 привести свои нормативные правовые акты в соответствие с указанным документом.

Перечень, утвержденный постановлением № 548, содержит несколько сотен процедур. Таким образом, складывается впечатление, что по сравнению с первоначальным текстом постановления № 156 количество процедур выросло в разы.

Не считаю себя крупным специалистом в различных сферах, но имеющийся опыт работы в этой области все же позволяет сделать некоторые выводы. Так, в главе «Экономические отношения» три раза указана такая процедура, как «согласование условий арендных отношений». Или, например, как следует оценивать получение заключения об отсутствии в РБ производства устройств для зарядки аккумуляторов, классифицируемых определенным кодом? А регистрацию паспорта готовности теплоисточника к работе в осенне-зимний период?

Как видим, в перечень процедур иногда попадает то, что относится к обычной повседневной деятельности и регулируется на уровне технической документации либо договорных отношений.

Недавно в Палату представителей внесен проект Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Несколько лет подряд в ходе подготовки этого законопроекта специалисты и руководители отрасли твердили о необходимости минимизации административных процедур и вмешательства госорганов в строительную деятельность.

И это не случайно. Поинтересуйтесь у руководителя любой крупной строительной компании, сколько времени занимает собственно возведение высотного жилого дома и сколько – согласительные процедуры, получение разрешений на подключение к сетям, сдачу объекта и т.д. Иногда на вторую составляющую (хотя далеко не все эти процедуры влияют на качество строительства) тратится примерно столько же времени, что и на первую. Естественно, это сказывается на финансовых показателях организации и на цене квадратного метра жилья.

***

Задача государства и его органов – создать оптимальные условия для ведения экономической деятельности и максимального снижения уровня нагрузки, в т.ч. административной, на бизнес. Поэтому необходимо более тщательно оценивать предложения о включении в реестр новых административных процедур, а от их лоббистов требовать детального и объективного обоснования. И, несомненно, следует учитывать мнение тех, кто работает в данной сфере, т.е. предпринимателей.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by