$

2.1058 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ:©

19.05.2015

 

упростить и усовершенствовать

Международная финансовая корпорация (IFC) в рамках консультативного проекта по улучшению инвестиционного климата в нашей стране осуществляет работу по оказанию помощи в совершенствовании административных процедур для бизнеса. О причинах, побудивших IFC обратиться к этой теме, рассказывает советник ее представительства в Беларуси, заслуженный юрист РБ Валерий ФАДЕЕВ.

Административные процедуры — важный элемент деловой среды, способный оказывать как позитивное, так и негативное влияние на развитие бизнеса. В стране уже проведена значительная работа по их упорядочению как для граждан, так и для юрлиц и ИП, утверждены перечни процедур, имеется определенная регламентация их введения и совершения. Основные регулирующие документы в данной сфере — Закон от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее — Закон № 433-З), Указ Президента от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее — Указ № 200) и постановление Совмина от 17.02.2012 № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — постановление № 156).

Сегодня в отношении граждан действует 621 процедура, юрлиц и ИП — 725 (эти данные постоянно изменяются, особенно в отношении последних). Больше всего процедур связано с регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (в отношении граждан — 144; бизнеса — 80); транспорта — соответственно 71 и 84. Немало процедур бизнесу приходится проходить в здравоохранении — 66; архитектуре, градостроительстве и строительстве — 56; пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности — 58; в области охраны окружающей среды — 44.

Некоторые нормы Закона № 433-З являются слишком «рамочными», в них нет детализированного порядка возникновения новых процедур, определения размеров платы за них и т.д. Документы, регламентирующие эту сферу деятельности, постоянно корректируются. Так, за 4 года в Указ № 200 изменения вносились 27 раз (в среднем 7 раз в году), в постановление № 156 за 2,5 года — около 100 раз. Понятно, что часть поправок вызвана учетом правоприменительной практики, изменением компетенции госорганов и законодательства. Но, думаю, это говорит и об изначальной недостаточно тщательной проработке.

В основном процедуры в отношении бизнеса совершают республиканские органы госуправления либо их структуры на местах, находящиеся в двойном подчинении. Ряд процедур осуществляют местные органы власти, особенно в части предоставления земель, использования зданий и сооружений, торговли и бытового обслуживания, строительства, жилищных отношений.

ИССЛЕДОВАНИЕ «Деловая среда в Беларуси 2013», проведенное IFC, показывает, что больше всего разрешений (одного органа) по отраслям требуется в строительстве (6,9) и в сфере транспорта и связи (3,3), а в среднем — 3,2. Среди госорганов по количеству разрешений от одного органа органы местного управления заняли второе место после Минстройархитектуры — 3,3. По длительности подготовки документов для одного разрешения лидируют пожарный надзор — 23,8 рабочего дня; органы по сертификации — 19,9, транспорт и связь — 18, Госстандарт —17,2, госрегистрация недвижимости — 14,3 рабочего дня.

Любопытны данные и о длительности ожидания одного разрешения: в среднем — 14,3 рабочего дня, в т.ч. в сфере транспорта и связи — 23,6 рабочего дня; при госрегистрации недвижимости — 15,8; для торговли, ремонта, гостиниц и ресторанов — 15,7; от Госстандарта — 15,4 дня. При этом постановлением № 156 срок осуществления процедур в сфере транспорта установлен от 2 часов до 2 месяцев; для торговли и общепита — от 3 до 15 рабочих дней; для госрегистрации недвижимого имущества — в основном 7 рабочих дней (2 — при ускоренной процедуре). Средняя сумма официальных расходов на одно разрешение составила 135 USD, но для торговли, ремонта, гостиниц и ресторанов она достигла 234 USD, для транспорта и связи — 224; для Госстандарта — 153; строительства — 127 USD.

О позитивных переменах свидетельствуют результаты последних исследований деловой среды. В них административные процедуры перестали лидировать в перечне обстоятельств, препятствующих ведению бизнеса. Проблема неравных условий для государственных и частных структур в данной сфере также не слишком актуальна. Но здесь, как и в лицензировании, есть исключения. Например, производство коньяков, бренди и коньячных напитков осуществляется только юридическими лицами, принадлежащими государству или с его долей в уставном фонде свыше 30%, право заниматься заготовкой (закупкой) лома и отходов черных и цветных металлов — заготовительными организациями ГО «Белвтормет» и потребкооперации, а также организациями, входящими в состав ГО «Белресурсы» и ООО «Белферумгрупп».

И все же представители бизнеса указывают на большое количество документов, согласований, длительные сроки осуществления процедур (к сожалению, далеко не всегда соблюдаются сроки, установленные постановлением № 156), предъявление иногда излишних, не предусмотренных законодательством требований, отсутствие либо недостаточность информации о процедурах. В этом же ряду — невозможность осуществления для субъектов бизнеса процедур по принципу «одного окна», большие затраты времени и средств, слишком «высокий» уровень принятия решений (например, на уровне исполкома как коллективного органа вместо его структурного подразделения либо должностного лица).

ПОПРОБУЮ предложить возможные варианты совершенствования административных процедур. Так, на республиканском уровне сегодня актуальны следующие шаги.

Во-первых, требуется завершить работы по созданию единого интернет-ресурса (электронного реестра) административных процедур в отношении юрлиц и ИП. При этом предполагается возможность совершения процедур в электронном виде, что помимо сокращения их количества, сроков, затрат и т.д., станет хорошей профилактикой коррупции, так как устранит личные контакты бизнеса и чиновников.

Во-вторых, следует законодательно установить более четкий и понятный порядок определения размеров платы, взимаемой за совершение административных процедур.

В-третьих, есть возможность еще больше сократить число процедур. Например, при купле-продаже недвижимости необходима госрегистрация как самой сделки, так и перехода права собственности, хотя купля-продажа всегда означает переход права собственности. Несмотря на значительные упрощения, пока излишне «многоступенчатыми» остаются процедуры отвода земель, получения разрешений на строительство и др. Не случайно в Брестской и Гродненской областях некоторые процедуры в 2013 г. не осуществлялись ни разу.

В-четвертых — сокращение сроков и количества предъявляемых документов. Наибольшие нарекания вызывают сроки отвода земель, получения разрешений на строительство, перевода жилых помещений в нежилые, приобретения помещений, относящихся к госсобственности, и др. По-прежнему часто требуются учредительные документы организаций, хотя особого смысла это не имеет. Заодно пора сократить количество согласований, которые также часто излишни, шире внедрять метод «одно окно», создавать алгоритмы процедур и размещать их на сайтах госорганов. Особенно это касается наиболее сложных процедур с высокой трудоемкостью, большими затратами времени и денег, что играет порой решающую роль для малого и среднего бизнеса.

На местном уровне уместно ставить вопрос о совершенствовании правоприменения — сокращении сроков и излишних «ступеней», упорядочении последовательности, количества инстанций, доступности информации, введения принципа «одно окно» и др. Так, следует с помощью современных средств коммуникаций повышать информированность бизнеса, например, можно автоматически напоминать о необходимости продления действия разрешений и лицензий, сообщать о предлагаемых для продажи и сдачи в аренду земельных участках и иной недвижимости и т.п.

Необходимо продолжить разработку четких алгоритмов совершения отдельных процедур и регулирования ряда сфер деятельности, наиболее популярных для малого и среднего бизнеса, — например, открытие предприятия торговли, общепита, бытовых услуг и т.д. Здесь уже имеется позитивный опыт: в 2006 г. IFC совместно с Могилевским облисполкомом реализовали подобный проект.

По-прежнему актуально консультирование начинающих бизнесменов, улучшение взаимодействия между различными госорганами, участвующими в тех либо иных процедурах, передача функций по их осуществлению на «нижестоящий» уровень.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ требуют совершенствования процедуры, связанные с предоставлением земельных участков (которые, кстати, не подпадают под действие постановления № 156), строительством (прежде всего в связи с получением разрешений), продажей и арендой офисов, складов и иных объектов, переводом жилых помещений в нежилые для использования в предпринимательской деятельности, размещением рекламы и т.д.

Специальная рабочая группа при правительстве по решению этих задач была создана еще в ноябре 2006 г. Практика показала, что добиться результата здесь непросто: многие госорганы «героически» отстаивают «свои» процедуры, доказывая их необходимость. Однако почти 2-кратное сокращение процедур и значительное уменьшение лицензируемых видов деятельности никакого негатива не принесли, как, кстати, и ряд изменений в перечни процедур. Поэтому один из главных факторов успеха в их совершенствовании — изменение психологии чиновников, привыкших все разрешать и контролировать.