$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ДЛЯ БИЗНЕСА - ОЧЕРЕДНОЙ ЭТАП БОРЬБЫ ЗАВЕРШАЕТСЯ

23.12.2011

Недавно на сайте Министерства экономики Беларуси опубликован проект Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Документ подготовлен на основе предложений республиканских органов государственного управления, облисполкомов, Мингорисполкома, общественных объединений предпринимателей. Активное участие также приняли специалисты Международной финансовой корпорации (IFC), которая ведет работу в стране по совершенствованию административных процедур для бизнеса. Прокомментировать этот проект мы попросили советника Представительства IFC в Беларуси, заслуженного юриста РБ Валерия ФАДЕЕВА.

— С самого начала создания рабочей группы по совершенствованию административных процедур для бизнеса, учрежденной распоряжением премьер-министра от 30.11.2006 № 135р, IFC активно участвовала в ее работе. Правда, мы формально не входили в состав этой группы, однако, как и представители бизнес-союзов, принимали и продолжаем принимать участие во всех заседаниях и представляем предложения по совершенствованию административных процедур буквально всех госорганов и организаций. При этом наша помощь правительству состояла не только в этом, но и в предоставлении передового зарубежного опыта, в т.ч. через обучение специалистов заинтересованных министерств и ведомств.

За пять лет проделали огромную работу. На первом этапе главным было собрать данные о количестве процедур, совершаемых различными органами. Дело в том, что здесь царила полная анархия: административные процедуры вводились на самых разных уровнях — от законов, указов и декретов Президента до ведомственных актов и решений местных органов. Поэтому прежде всего был организован сбор информации от всех органов и организаций по определенной форме, в т.ч. с указанием нормативных актов, которыми они были введены. После представления таких данных по каждому ведомству они обсуждались на заседаниях рабочей группы. Оказалось, что на самом деле не было четкого перечня процедур для бизнеса не только в масштабах страны, но и по отдельным ведомствам. Во всяком случае уже сам сбор этой информации позволил получить определенную систематизацию. Особой проблемой тогда стали перечни процедур местных органов. Так, данные по отдельным облисполкомам различались в разы, например, у одного — 50, а у другого — 200. Отчасти это было вызвано и тем, что структурные подразделения исполкомов находятся в двойном подчинении — соответствующего министерства и самого исполкома, причем они зачастую не могли «поделить» свои полномочия. В связи с этим ведомствам и исполкомам было поручено разобраться между собой.

В результате, по разным данным, было выявлено от 1000 до 1200 процедур.

На втором этапе началась работа по совершенствованию процедур, в т.ч. по сокращению их количества и упрощению по установленным правительством критериям. Для этого при рабочей группе было создано 8 аналитических групп, каждая из которых провела до десятка заседаний. В результате осенью 2007 г. были приняты постановления правительства по каждому ведомству с утверждением перечня процедур. Позже в эти постановления вносились корректировки с учетом изменений в законодательстве. В результате по состоянию на 1.09.2009 г., по официальным данным Минэкономики, насчитывалось 763 процедуры, было упразднено 134 (15% от общего числа), сокращены сроки совершения 202 процедур; сокращено количество представляемых документов по 185 процедурам; введен заявительный принцип одного окна в отношении 172 и т.д.

При этом по предложениям IFC упразднено 25 процедур, упрощен порядок совершения в отношении 42; сокращены сроки совершения 13, по 14 сокращено количество представляемых документов; в отношении ряда процедур введен принцип одного окна, а также уменьшена плата за их осуществление.

Теперь с перечнем процедур можно ознакомиться на сайтах всех ведомств.

Работа по совершенствованию административных процедур для бизнеса более-менее активно продолжается по сей день. Так, и в начале этого года на заседаниях рабочей группы шли обсуждения перечней процедур и предложений по их совершенствованию. Мы уже давно предложили вариант, который, на наш взгляд, должен был радикально решить проблему введения новых процедур — создание их единого перечня. Необходимо отметить, что это не такая уж новация для Беларуси, т.к. Указом Президента от 26.04.2010 № 200 утвержден перечень административных процедур, осуществляемых госорганами по заявлениям граждан.

Представляя такое предложение и даже подготовленный нами проект указа, мы преследовали две основные цели. Во-первых, иметь единый перечень процедур, во-вторых — придать ему правоустанавливающее значение. Это означает, что любая процедура должна вводиться в действие либо исключаться через изменения и дополнения в этом перечне. При этом мы имели в виду сложившуюся в стране иерархию нормативных правых актов. Вторая цель на начальном этапе обсуждений вызвала возражения со стороны, прежде всего Минюста, по мнению которого такое предложение не согласуется с действующим порядком нормотворчества. Однако впоследствии члены рабочей группы сошлись во мнении о том, что цель придания перечню административных процедур правоустанавливающего значения достижима и позволит решить важнейшую задачу доступа предпринимателей к актуальной информации обо всех существующих для бизнеса формальностях.

Мы надеемся, что эта идея найдет отражение в акте регулирования, утверждающем перечень. Вместе с тем госорганы полагают, что на первом этапе достаточно постановления правительства. Мы не считаем это наилучшим вариантом, но, вероятно, решение будет таким, за которое ратует Минэкономики.

Нужно сказать, что в предложенном министерством перечне учтен целый ряд предложений бизнес-сообщества и рекомендаций IFC, касающихся как сокращения перечня, так и упрощения порядка совершения процедур.

В свое время было официально заявлено, что останется 550 процедур. Если посчитать процедуры в предлагаемом перечне по пунктам, то действительно их примерно столько. Однако в некоторых подпунктах есть еще более дробное деление: например, подпункт 1.1 — от 1.1.1. до 1.1.8. В связи с этим возникает вопрос: будет ли подпункт 1.1 считаться одной процедурой либо их будет восемь? Если второе, то, по моим подсчетам, мы уже имеем не 550, а почти 700 процедур.

Помимо объединения ряда процедур, есть серьезные подвижки в порядке совершения процедур и прежде всего — сокращение перечня представляемых документов. Так, мы постоянно предлагали исключить представление оригиналов либо копий учредительных документов, тем более что сегодня при заявительном принципе регистрации они хотя и представляются, но не проверяются регистрирующим органом. Сегодня это предложение учтено, что весьма важно. Вместе с тем и здесь, на наш взгляд, остались резервы. Так, во многих случаях требуется представление копий документов, подтверждающих госрегистрацию. Однако почему бы не ограничиться запросом соответствующего госоргана в Единый госрегистр (принцип одного окна) либо просто указанием даты и номера регистрации в заявлении? Представляется также, что и перечни других документов можно сократить. Так, по отдельным процедурам эти перечни составляют несколько страниц (например, процедуры, связанные с регистрацией недвижимости и сделок с ней). Здесь также даже при безусловной необходимости представления тех либо иных сведений, может быть, достаточно указать их в заявлении? Надо же когда-нибудь начать повышать уровень доверия. Тем более что за предоставление недостоверной информации существуют меры ответственности.

И, наконец, самый больной вопрос — количество процедур. Практика работы как рабочей, так и аналитических групп, показала, что зачастую процедуры не всегда обоснованы, но ведомства упорно их отстаивают. Причины разные: боязнь потерять «контроль», а то и работу (ведь за соблюдением процедур следят чиновники, получающие зарплату). Поэтому мы полагаем, что процесс совершенствования не должен завершиться принятием Единого перечня. Конечно, одно его появление — уже шаг вперед. Однако, по нашему мнению, этот шаг мог бы быть гораздо шире, а за ним должны последовать и другие.