$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Административная «явка с повинной»

10.12.2010

Закон от 30.11.2010 № 198-З «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», о котором так много говорили в последнее время, наконец-то принят. Рассмотрим, оправдал ли он ожидания бизнес-сообщества или оказался очередным «наведением косметики».

Прежде всего отметим дополнение главы 5 Кодекса ст. 5.5, устанавливающей обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением. Так, не будут признаваться административными правонарушениями неуплата или неполная уплата налогов в размере не более 1% от исчисленных их сумм по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть года). Не будет караться также неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшее причинение имущественного вреда, в т.ч. завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более 1% от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и ТМЦ с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 БВ.

Правда, для того чтобы избежать ответственности за указанные нарушения, необходимо их устранить и (или) возместить размер причиненного государству или иным лицам вреда в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки. Иными словами, вводится своеобразная «явка с повинной» при незначительном ущербе бюджету.

Юрлицу может быть теперь объявлено предупреждение за ряд нарушений (в частности, таможенных). До сих пор такой вид взысканий, согласно п. 2 ст. 6.2 КоАП, мог применяться только к физическим лицам.

Радует часть 5, которой дополнена ст. 6.10 КоАП: в соответствии с ней не будет применяться конфискация товаров, являющихся предметом таможенного правонарушения, приобретенных после его совершения на территории РБ лицом, не имеющим к нему отношения, если такие товары приобретены этим лицом в розничной торговле.

Но бизнес-сообщество ожидало исключения из КОАП ряда одиозных статей и изменения величины штрафов. Таких норм не столь уж много. Из них отметим отмену части 5 ст. 12.9 КоАП, согласно которой за нарушение установленного порядка отнесения на себестоимость товара, произведенного на территории РБ, расходов на его приобретение у нерезидента на ИП или юрлицо налагался штраф в размере до 100% от суммы, необоснованно отнесенной на себестоимость товара. Отменена и ст. 12.32 «Легализация доходов, полученных незаконным путем» (у нас теперь борются лишь с доходами, полученными преступным путем). Из ст. 13.3 КоАП исключена часть 1, которой устанавливается взыскание за нарушение плательщиком установленного срока предоставления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке.

Снижены и размеры некоторых взысканий. Так, предельный размер штрафа за проведение внешнеторговой операции без лицензии или других разрешительных документов либо неисполнение обязанности по регистрации сделки снижен с нынешних 100% стоимости экспортированных (импортированных) объектов до 20%. Штраф за непредставление в установленный срок статдекларации или периодической статдекларации либо ее отсутствие, который прежде мог достигать 10% стоимости экспортированных (импортированных) товаров, теперь будет составлять от 10 до 100 БВ. Нецелевое использование и (или) невозвращение в установленный срок иностранной валюты, выданной под отчет, «подешевело» с 10-кратного размера суммы этих средств до 5-кратной. Также вдвое (с двукратной до 100% суммы операции) снижен штраф за осуществление незаконных финансовых операций (если в этих действиях нет состава преступления).

Нарушение установленного порядка оформления договора на осуществление торговой посреднической деятельности будет наказываться штрафом в размере до 10% суммы договора (сейчас — ровно 10%), а максимальный штраф за иные нарушения порядка осуществления торговой посреднической деятельности снизился с нынешних 30 до 20 БВ. Это лучше, чем ничего, однако бизнес настаивал на полной отмене штрафов по п. 2 ст. 12.9 КоАП, как и изживших себя норм Указа от 7.03.2000 № 117. Сохранилась и ст. 23.17, предусматривающая штраф за нарушения в оформлении первичных учетных документов.

Изменения, внесенные в главу 13 КоАП, снижают размер наказаний за некоторые налоговые правонарушения.

Интересна новая редакция ст. 23.79, предусматривающая за совершение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, назначившим проведение проверки, деяний, повлекших признание проверки незаконной, штраф в размере от 20 до 100 БВ. Старая редакция предполагала штраф до 50 БВ. Может быть, это оградит субъектов хозяйствования от лишних проверок?

В остальном изменения, внесенные Законом № 198-З, мало что изменят для белорусского бизнеса.

Дмитрий КОРШУНОВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях