$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

АДАПТАЦИЯ К ТЕНДЕНЦИЯМ И ВЫЗОВАМ МИГРАЦИИ©

19.04.2013

Динамика внешней трудовой миграции во многом зависит от экономической политики государства и особенностей рынка труда. Особенность белорусского рынка труда — высокая доля госсектора, отсутствие эффективного управления предприятиями, раздутые штаты сотрудников, удерживаемых за счет неполной занятости, неконкурентные зарплаты... Все это подталкивает белорусов к решению временно сменить место приложения своих знаний и умений. В такой ситуации возрастает роль госрегулирования миграционных процессов. Ведь, с одной стороны, необходимо защитить права соотечественников, выезжающих на работу за рубеж, а с другой — гарантировать адекватное замещение свободных рабочих мест, в т.ч. и за счет трудящихся-иммигрантов. С просьбой пояснить текущую ситуацию и перспективы миграционного обмена в трудовой сфере «ЭГ» обратилась к представителям Департамента по гражданству и миграции МВД, Исполкома СНГ, Института экономики НАН Беларуси.

— Уважаемые эксперты, не секрет, что официальные и альтернативные данные по трудовой миграции, в частности о выбытии, сильно разнятся. Можно ли решить проблему достоверности учета экспорта трудовых ресурсов и как?

Александр ТАТУРА, заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси (далее — Департамент):

— В настоящее время Департамент учитывает трудящихся-мигрантов, выезжающих за пределы Беларуси для работы на основании подписанных трудовых договоров и контрактов. Эти сведения предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с трудоустройством за пределами республики, в подразделения по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома и УВД облисполкомов.

Поскольку белорусы, самостоятельно выезжающие для трудоустройства за пределы республики, не уведомляют органы госуправления о своем выезде, Департамент не располагает полными данными о количестве всех выезжающих на работу. Более точной информацией владеют компетентные органы государства трудоустройства. Это связано с тем, что для легального пребывания и осуществления трудовой деятельности на территории иностранного государства гражданин Беларуси, выехавший самостоятельно либо при содействии лицензиата, обязан оформить свой статус и (или) получить разрешение на работу (в случае, если это предусмотрено нормами действующего законодательства и международных договоров, подписанных РБ с государствами трудоустройства).

Поскольку основной поток белорусов — трудовых мигрантов направлен в Россию, МВД РБ в настоящий момент проводит работу для того, чтобы наладить с российской стороной обмен на постоянной основе сведениями о численности трудоустроенных белорусов в России и россиян в нашей республике. Кроме того, обмен сведениями о трудящихся-мигрантах из Беларуси, России и Казахстана планируется осуществлять также между компетентными органами государств — участников ЕЭП.

Маргарита СУПРУНОВИЧ, ученый-экономист, научный сотрудник отдела динамики социально-экономических систем Института экономики НАН Беларуси:

— Все страны СНГ — партнеры по миграции сталкиваются со схожими проблемами. Сбор данных в странах Содружества основан на обследованиях, переписях, административных системах учета, которые в странах назначения и направления трудящихся-мигрантов не стандартизированы. Поэтому в СНГ создана при содействии Всемирного банка уникальная сеть экспертов и практиков в области международной трудовой миграции и денежных переводов MIRPAL. Ее аналитики рекомендуют сопоставлять данные стран-партнеров по миграционным процессам, а также согласовать методологию сбора данных. При этом важно мотивировать потенциальных трудящихся-мигрантов к выезду именно при помощи официальной инфраструктуры.

Нурлан КУРМАНОВ, заместитель директора Департамента по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполнительного комитета СНГ:

— На мой взгляд, странам СНГ стоит присмотреться к опыту России, как самой привлекательной страны для трудящихся-мигрантов из СНГ, по повышению достоверности статистического учета трудовых мигрантов и других вопросов миграционной политики.

Правительство РФ 21 августа 2012 г. утвердило План мероприятий по реализации в 2012–2015 гг. (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 г. (далее — Концепция). Согласно Плану на I этапе будут разработаны законопроекты и постановления, направленные на усиление ответственности за нарушение миграционного порядка. Будут внесены изменения в УК РФ, касающиеся усиления ответственности за организацию незаконной миграции. Предусмотрены поправки в КоАП РФ (например, за повторное нарушение иностранным гражданином режима въезда, пребывания, осуществление трудовой деятельности без разрешения будет установлена ответственность в виде административного выдворения за пределы страны). Усовершенствуют и ответственность работодателей за нарушение установленного порядка привлечения иностранных граждан.

В 2013 г. внесут изменения в законодательство о порядке въезда, пребывания и проживания на территории России иностранных граждан, в которых страна заинтересована (инвесторы, предприниматели, студенты, преподаватели, представители науки). Планируется модернизация институтов временного проживания и вида на жительство.

II этап Плана включает мероприятия по совершенствованию образовательной миграции и повышению инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока и Байкальского региона. Планируется улучшить обеспечение инвестиционных проектов кадрами требуемой квалификации, а также доступ иностранных граждан и членов их семей к социальным, медицинским и образовательным услугам в зависимости от их правового статуса.

III раздел Плана посвящен международному сотрудничеству. Будет заключен ряд международных соглашений о преференциях для квалифицированных работников и членов их семей, нацеленных на долгосрочное привлечение таких специалистов на работу в Россию.

Наряду с этим будут заключены соглашения со странами СНГ об организованном привлечении иностранных работников.

— Существует ли подобная проблема недоучета трудовых иммигрантов у нас?

А.Татура: В стране установлен особый порядок приема на работу иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Беларуси. При этом стоит отметить, что на сегодняшний день наши наниматели в основном являются добросовестными и стремятся соблюдать правила привлечения иностранной рабочей силы. Нарушений установленной процедуры немного, в основном они совершаются по неведению, а не умышленно. Отмечу, что за подобные нарушения, в т.ч. порядка принятия и оформления иностранных граждан на работу белорусскими нанимателями, предусмотрены меры ответственности.

В соответствии с КоАП РБ использование иностранного гражданина или лица без гражданства для осуществления трудовой деятельности с нарушением установленного порядка влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин. С учетом четкого механизма регулирования порядка привлечения иностранных работников мы уверенно говорим о том, что проблемы недоучета въехавших для работы трудящихся-иммигрантов не характерны для Беларуси.

М.Супрунович: Регулярно проводимые в Беларуси мероприятия профилактического порядка, например, «Нелегал», существенно противодействуют правонарушениям в этой сфере. Выявляются единичные случаи трудоустройства иностранцев в нарушение закона. Поэтому отличия в оценках объемов импорта труда крайне незначительные.

Что касается самостоятельного рекрутинга иностранных граждан в Беларуси, например, из стран ЕЭП, то эти данные видны по количеству выданных разрешений на временное проживание в республике с целью осуществления трудовой деятельности. С 1 января 2013 г. уточнение «для занятия трудовой деятельностью» введено в ведомственную отчетность Департамента, что позволяет знать точное количество трудящихся-иммигрантов.

— Не в пример иммигрантам, большинство белорусов устраиваются на работу за границей самостоятельно, рискуя гарантиями на социальное страхование, медицинское обеспечение и даже на оплату труда. Одна из причин — высокая стоимость услуг частных агентств международного рекрутинга (до 1 млн. Br за вакансию в России или другой стране СНГ и до 2,5 тыс. USD за рабочее место в США). Не все могут позволить себе такие расходы. Необходимо ли, на ваш взгляд, менять инфраструктуру международного рекрутинга и, если да, то как?

А.Татура: Вопрос об установлении максимальной стоимости услуг юридических лиц и ИП, осуществляющих деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Беларуси, не относится к компетенции МВД. Что касается инфраструктуры, то Департамент активнее участвует в разработке мероприятий по привлечению трудовых иммигрантов на наш рынок труда.

М.Супрунович: В дополнение к существующим фирмам и агентствам в области зарубежного трудоустройства нам нужно подключать на правах партнерства государственный вспомогательный ресурс служб занятости. В этих службах необходимо внедрить новое направление работы по содействию в трудоустройстве в первую очередь на рынках труда стран СНГ, а также на рынках труда дальнего зарубежья полностью на безвозмездной основе.

— А каковы планы по привлечению на наш рынок труда квалифицированной рабочей силы? Возможно, с учетом необходимости компенсировать естественную убыль населения и кадровый дефицит для трудящихся-иммигрантов будут предусмотрены некоторые преференции?

А. Татура: Да, планируется внесение изменений в законодательство о правовом положении иностранных граждан, трудовой миграции и некоторых других. Законопроектом, который в настоящее время внесен в Палату представителей и будет рассмотрен в первом чтении на весенней сессии, предусмотрено предоставить иностранным гражданам из числа талантливых работников и специалистов компенсацию расходов при переезде в страну или единовременную выплату на обустройство. Кроме того, иностранные граждане, закончившие или обучающиеся в белорусских учреждениях образования и желающие остаться в стране, чтобы работать по специальности, будут освобождены от необходимости оформлять специальные разрешения на работу.

М. Супрунович: Решению проблемы кадрового дефицита белорусских предприятий посвящен проект «Интернационализация рынка труда Республики Беларусь: удовлетворение спроса предприятий в рабочих кадрах в условиях уменьшения численности выпускников учреждений профессионального образования», в соответствии с которым в ближайшем будущем на предприятия, нуждающиеся в кадрах, будет приглашаться иностранная рабочая сила из стран СНГ. Представители Центра международного сотрудничества и обучения иностранных граждан УО РИПО сообщают, что пока они прорабатывают организационную часть проекта.

— С 1 января 2012 г. вступили в силу Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей и Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств, которые призваны установить наднациональное регулирование внешних миграционных потоков на территории ЕЭП. Дополняют ли эти соглашения права белорусов, выезжающих на работу в Россию и Казахстан, а также права работодателей, принимающих в организацию граждан этих стран?

А. Татура: Первое упомянутое соглашение предоставляет трудящимся-мигрантам и членам их семей, являющихся гражданами Беларуси, Казахстана и России, право на льготы и преференции. В частности, трудящимся-мигрантам не требуется получать разрешения на осуществление трудовой деятельности на территориях государств сторон. Трудящийся-мигрант и члены его семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию этого государства. В случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся-мигрант имеет право в течение 15 дней заключить новый трудовой договор, в т.ч. с другим работодателем в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством государства трудоустройства.

Надо отметить, что ранее вопросы трудоустройства россиян в РБ и белорусов в РФ были урегулированы решениями и договорами в рамках Союзного государства, поэтому вступление в силу соглашения не повлияло на особенности трудоустройства мигрантов в двух странах.

В соответствии с тем же соглашением национальный порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан государств-сторон не применяется. Правоотношения работника-иммигранта и нанимателя регулирует трудовой договор (контракт), заключенный в соответствии с законодательством о труде государства трудоустройства.

М. Супрунович: Оба соглашения однозначно дополняют преференции белорусов при выезде на работу в Казахстан. А вот льготный порядок трудоустройства белорусов в России был закреплен еще в 1996 году.

В соответствии с первым соглашением для граждан трех стран, переезжающих на работу, увеличены сроки регистрации (до 30 суток) и временного пребывания (определяется периодом действия трудового договора). Кроме того, соглашением предоставлены дополнительные социальные гарантии детям трудящегося-мигранта в образовательной сфере. Взрослые получили право вступать в профессиональные союзы.

Если говорить о правах белорусских работодателей, то соглашение предусматривает подписание трудовых договоров с мигрантами из Казахстана и России без учета имеющихся ограничений и согласований по защите национального рынка труда с Минтруда и соцзащиты, максимально упрощен порядок оформления их трудоустройства.

— Активен ли обмен трудовыми мигрантами в «тройке»?

А. Татура: Согласно ведомственному учету Департамента в 2011 г. 4 237 граждан Беларуси выехали в Россию с целью трудоустройства, в 2012 г. — 5 369 белорусов. В Казахстан граждане Беларуси в прошлом году по этим мотивам не выезжали.

Количество граждан России, прибывших в Беларусь по служебным делам и получивших временное проживание в 2010 г., составило 1 183 человека, в 2011 г. — 1 242, в 2012 г. — 1 387 человек.

М. Супрунович: У нас сложился односторонний экспорт труда, только в Россию: более 80% от общего объема по данным Департамента, а по экспертным оценкам — более 90%. При этом в последние годы не фиксировалось въездов на работу в Беларусь россиян.

На работу по трудовому договору в Казахстан едут лишь единицы: 10 человек в 2010 г., 10 человек в 2011 г., и ни одного белоруса в 2012 г.

Импорт труда из Казахстана в Беларусь достигал 51 человека в 2010 г., 68 — в 2011 г., а в 2012 г. из Казахстана на работу в Беларусь вообще никто не приезжал.

Неравномерность международных потоков трудящихся-мигрантов на формирующемся рынке труда ЕЭП связана с разницей в уровне оплаты труда, наличием достаточного количества вакантных мест, емкостью рынка труда. Однозначно главным полюсом притяжения в «тройке» является Россия.

— Миграционная привлекательность России не ослабевает в формате СНГ. Не удивительно, что страна более других заинтересована в регулировании миграционных процессов. Ожидать ли нам ужесточения миграционного порядка с ее стороны?

А. Татура: Действительно, Россия озабочена усилением контроля над миграционными перемещениями. Но с учетом заключенных с ней и уже упомянутых выше международных договоров ужесточения миграционного порядка в отношении граждан Беларуси ожидать не следует.

Н. Курманов: Обратите внимание, что в 2013 г. Президент России утвердил несколько чрезвычайно значимых документов. Принят федеральный закон «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Суть корректировки — установить возможность запрета на въезд в страну в течение 3 лет для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые в период своего предыдущего пребывания в России без веских на то оснований не выехали из РФ до истечения 30 суток со дня окончания срока временного пребывания.

Вступили в силу изменения в ст. 322 УК РФ, предусматривающие уголовную ответственность за пересечение границы России при въезде в страну тех иностранных граждан или лиц без гражданства, въезд которым в РФ заведомо для виновного не разрешен.

Действуют изменения в ст. 322.1 УК РФ об усилении ответственности за организацию незаконного въезда в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства, их незаконного пребывания или незаконного транзитного проезда через территорию страны. Увеличены размеры и сроки наказаний за организацию незаконной миграции.

В соответствии с изменениями федеральных законов «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с 1 января 2013 г. все трудовые мигранты подлежат обязательной дактилоскопической регистрации.

В рамках Концепции подготовлен ряд других законопроектов, направленных на усиление административной и уголовной ответственности за нарушение требований миграционного законодательства. В Госдуму внесен проект федерального закона о запрете фиктивной регистрации. Он направлен на совершенствование системы регистрационного учета граждан России, устранение предпосылок фиктивной регистрации и появления так называемых «резиновых домов», когда сотни человек зарегистрированы в квартире или доме, но там не проживают.

М. Супрунович: Россия намерена упорядочить миграционную сферу за счет обновления нормативной базы, создания центров содействия иммиграции в РФ и медицинского освидетельствования иммигрантов, в т.ч. за рубежом. Планируется развивать инфраструктуру проживания трудящихся-мигрантов на основе государственно-частного партнерства, создавать системы интеграции и адаптации трудящихся-мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры России, проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции. Усиление требований трудоустройства коснется уровня владения русским языком, что актуально для выходцев из азиатских стран СНГ. Белорусам Концепция абсолютно ничем не грозит.

— Одним из факторов экономического подъема стран -- участниц СНГ признается создание общего рынка труда. Уже разработаны Приоритетные мероприятия по формированию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы на 2012–2015 годы. В чем выгоды политики интеграции рынков труда стран СНГ для Беларуси?

М. Супрунович: Основной смысл политики интеграции — в использовании демографических и экономических возможностей рабочей силы государств -- участников Содружества. В ряде стран СНГ высокая рождаемость ведет к избытку трудовых ресурсов при недостатке вакантных мест и низкой оплате труда. Мы можем задействовать этот потенциал для восполнения дефицита трудовых ресурсов у нас, создав для притока необходимые правовые и институциональные условия.

Только управляемая международная трудовая миграция и селективная иммиграция помогут решать экономические и демографические проблемы с минимальными издержками.

Но для того чтобы активно включиться в интеграцию, справиться с миграционными рисками, надо хорошо «настроить» внутренний рынок труда. А именно, наладить системы справедливой оплаты труда, выпуск востребованных специалистов, отток излишков трудовых ресурсов из модернизируемых предприятий, систему переквалификации, содействия в трудоустройстве нашим гражданам внутри страны, а также системы регулирования миграции как внутренней, так и внешней, восполнения кадрового дефицита, создания новых рабочих мест - в гармоничном, согласованном режиме.

Организовала и беседовала Елена ПЕТРОШЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях