$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

А У ВАС ОПЛАЧЕН ГАЗ?©

27.03.2015

Ситуация с расчетами за потребленный газ в Беларуси остается сложной. Учитывая тяжелое финансовое положение должников, некоторым из них государство снижает тарифы и предоставляет отсрочки платежей. Однако практика показывает, что предоставление господдержки не стимулирует своевременные и полные расчеты предприятий. Об этом «ЭГ» рассказал генеральный директор ГПО «Белтопгаз» Леонид РУДИНСКИЙ.

— Леонид Иванович, почему цены на газ для промышленных потребителей систематически растут?

— В соответствии с межправительственным соглашением Беларуси и России «Об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности ОАО «Белтрансгаз» расчеты за природный газ, закупаемый у ОАО «Белтрансгаз», должны вестись только в долларах США, и (или) в евро, и (или) в российских рублях, за исключением сумм наценки и НДС, уплачиваемых в белорусских рублях.

Цена на природный газ в соответствии с Межправительственным соглашением «О порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным на территории Республики Беларусь» устанавливается в долларах. Соответственно, рост цен на природный газ для потребителей обусловлен изменением курса белорусского рубля по отношению к доллару.

— Чем объясняется значительная разница между «входной» ценой на газ для Беларуси и тарифами для промышленных потребителей?

— Разница в ценах на природный газ, установленных на белорусской границе и для конечных потребителей, обусловлена необходимостью его транспортировки по территории нашей страны и, соответственно, компенсации затрат ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» и организаций ГПО «Белтопгаз».

— Как влияет девальвация белорусского и российского рубля на контракты с потребителями?

— Контракты на поставку природного газа как в Беларусь, так и конечным потребителям носят долгосрочный характер и основываются на межправительственных соглашениях. Оценка влияния девальвации белорусского и российского рубля не входит в нашу компетенцию и может определяться только постоянными расчетами. Пока до 1 июля т. г. цена на природный газ установлена в долларах США.

— Какова экономически обоснованная норма прибыли для вашей компании и каков минимальный уровень наценки на газ?

— В соответствии с законодательством регулирование цен на природный газ для населения осуществляет Совмин, для остальных потребителей — Минэкономики. Регулирование здесь достаточно жесткое, а потому понятие «норма прибыли» с учетом национальных особенностей ценообразования носит достаточно условный характер. Рентабельность продаж за 2014 г. в целом по газоснабжающим организациям ГПО «Белтопгаз» составила 1,2%, а чистая прибыль — только 19,5 млрд. Br.

— Снижается ли бремя перекрестного субсидирования для промышленных предприятий?

— В соответствии с решениями IV Всебелорусского народного собрания и Программой социально-экономического развития на 2011—2015 годы предусматривается отход от практики всеобщей государственной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг, с постепенным приближением их размера к экономически обоснованному уровню. Для этого в 2013 г. была введена дифференцированная оплата за потребленный газ. В прошлом году в соответствии с постановлением Совмина от 12.06.2014 № 571 расширен перечень случаев, в которых оплата за топливо производится по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат. Однако эти меры не позволили существенно снизить объем перекрестного субсидирования, в т.ч. из-за девальвации. Для полной ликвидации перекрестного субсидирования цены на газ для населения необходимо увеличить более чем в 2 раза.

— Какова ситуация с платежной дисциплиной за потребляемый промышленностью газ?

— В настоящее время она крайне неудовлетворительна. Некоторые организации систематически не выполняют свои обязательства. Так, на 1 марта т.г. не обеспечили в полном объеме расчеты за природный газ организации Мистройархитектуры (уровень оплат 56,3%), Минпрома (90,6%) концернов «Беллесбумпром» (74,5%) и «Беллегпром» (69,9%), Минсельхозпрода (87,7%), Минжилкоммунхоза (92,3%).

Также не обеспечена полная оплата потребленного газа коммунальными организациями Витебской области (уровень оплат достигает 91,2%), Гомельской (92,5%), Гродненской (82,8%), Минской (86,6%), Могилевской области (90,0%).

Среди «лидеров» по размерам просроченной задолженности за газ отмечу ОАО «Кричевцементношифер» (уровень оплаты за январь–февраль 2015 г. — 29,3%), ОАО «Стеклозавод «Неман» (33,1%), ОАО «Гродненский стеклозавод» (27,7%), СЗАО «Стеклозавод Елизово» (оплата за январь не поступила). Этот перечень, к сожалению, можно продолжать, например, предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности, среди которых филиал «Бумажная фабрика «Красная Звезда», Светлогорский ЦКК, филиал «Добрушская бумажная фабрика «Герой труда», ОАО «Бумажная фабрика «Спартак», РУП «Завод газетной бумаги», а также организациями Минпрома, включая ОАО «Витязь», «Завод агрегатов», «БАТЭ» — УКХ «Автокомпоненты».

Принимая во внимание тяжелое финансовое положение должников, государство оказывает им всестороннюю поддержку в виде установления пониженной цены на газ, предоставления отсрочек платежей и пр. Однако практика показывает, что господдержка не стимулирует предприятия производить расчеты своевременно и в полном объеме. Например, ОАО «Кричевцементношифер», «Бумажная фабрика «Спартак», «Гомельстекло», РУП «Завод газетной бумаги», имея льготную цену на природный газ, остаются должниками.

Вопросы оплаты топлива ежемесячно рассматриваются на заседаниях республиканской комиссии по контролю за осуществлением расчетов за природный газ, электрическую и тепловую энергию. При этом поручения комиссии и заверения, даваемые заместителями министров, заместителями председателей облисполкомов и руководителями рассматриваемых организаций-неплательщиков по обеспечению оплаты за потребленные энергоресурсы и по погашению задолженности, как правило, не выполняются. Вместо своевременных расчетов и погашения долгов руководители предприятий ходатайствуют о предоставлении очередных отсрочек и рассрочек, в т.ч. на длительный срок. Так, за январь—декабрь 2014 г. из 436 поручений комиссии неплательщиками было выполнено только 190, т.е. 43,6% от общего количества.

Для обеспечения оплаты потребленного газа предприятиями-должниками со стороны газоснабжающих организаций систематически проводится работа по подготовке исковых заявлений и передаче материалов в суды для взыскания просроченной задолженности. На 1 марта т.г. имеется 337 исков к взысканию по постановлениям суда.

Во исполнение решений республиканской комиссии газоснабжающие организации вынуждены вводить режимы ограничений подачи топлива неплательщикам. За январь–декабрь 2014 г. такой режим вводился 860 раз для 192 организаций, полное отключение подачи газа производилось 217 раз для 118 организаций. В январе т.г. режим ограничения подачи вводился 121 раз и 11 раз подача отключалась.

Руководители организаций-должников не всегда принимают должные меры по подготовке газоиспользующего оборудования к ограничениям (отключениям) подачи газа в соответствии с решениями республиканской комиссии. Многие предприятия имеют непрерывный технологический цикл и используют природный газ для отопления жилого фонда, а потому ограничения возможны только до минимального необходимого поддержания уровня производства.

Согласно решениям комиссии с некоторыми неплательщиками газоснабжающие организации согласовывают графики погашения задолженности. Однако многие должники не соблюдают эти графики буквально с первых месяцев их действия, в основном по причине необеспечения полной и своевременной оплаты за текущее газопотребление, поэтому графики утрачивают силу.

Хочу напомнить ответственным работникам министерств (концернов) и облисполкомов, а также руководителям организаций-неплательщиков, что ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» требует от ГПО «Белтопгаз» и газоснабжающих организаций неукоснительного соблюдения условий договора на поставку природного газа и не предоставляет рассрочек в случае нарушения сроков оплаты, недобору или перебору заявленных объемов газа. Поэтому, чтобы выполнять договорные обязательства по расчетам с ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», газоснабжающие организации, входящие в состав ГПО «Белтопгаз», испытывая недостаток в денежных средствах, вынуждены привлекать значительные кредитные ресурсы и нести дополнительные расходы, уплачивая проценты за пользование ими.

— Влияет ли сокращение промышленного производства на потребление газа в нашей стране?

— Чтобы дать здесь корректную оценку, необходимо сопоставить данные о фактическом производстве товарной продукции с реальным потреблением природного газа на эти цели за аналогичный период. Структура потребления природного газа в республике за 2014 г. представлена в таблице:

В отопительный период от 50 до 62% от общего объема газопотребления страны приходится на отопление и горячее водоснабжение жилого фонда, а также объектов социального, культурно-бытового назначения и промышленности. Кроме того, важную роль играет погодный фактор. Поскольку в прошлом году было теплее, чем в отопительный период 2013 г., потребление газа несколько снизилось.

Беседовала

Оксана КУЗНЕЦОВА