Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
21.06.2005 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

А председатель кто?

Вправе ли орган местного управления, принявший решение о ликвидации юридического лица на основании представления инспекции Министерства по налогам и сборам, назначить представителя этой инспекции председателем ликвидационной комиссии ? С. ПАЛЬЧИК, г...

Вправе ли орган местного управления, принявший решение о ликвидации юридического лица на основании представления инспекции Министерства по налогам и сборам, назначить представителя этой инспекции председателем ликвидационной комиссии ?

С. ПАЛЬЧИК, г. Гомель

Пунктом 56 Положения о государственной регистрации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом от 16.03.1999г. № 11 (в редакции Декрета от 2002-12-17 г. № 29) (далее - Положение) установлено предписание о назначении этим органом председателя ликвидационной комиссии из состава ее членов. Следовательно, с точки зрения возможности назначения того или иного лица председателем ликвидационной комиссии определяющим является его фактическое членство в ее составе (при условии, что соответствующих запретов в части такого назначения для данной категории лиц прямо не установлено).

В этой связи обращаем внимание на норму п.55 Положения, которая в рассматриваемой ситуации прямо предписывает формирование состава ликвидационных комиссий с участием не только учредителей, руководителя ликвидируемой коммерческой организации, но и представителей регистрирующего и уполномоченных органов. При этом очевидно, что правовое значение термина "уполномоченные органы" применительно к рассматриваемым отношениям должно определяться исходя из предоставленных законодательным актом полномочий в части направления регистрирующим органам представлений на ликвидацию коммерческих организаций.

В свою очередь, такие полномочия возложены на органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам и иные (подп. 41.3 п. 41 Положения), в связи с чем включение представителей названных субъектов в состав создаваемых ликвидационных комиссий является правом регистрирующего органа.

Необходимо отметить, что в данном случае из состава субъектов, допускаемых к участию в ликвидационных комиссиях, запрет в части назначения председателями таких комиссий установлен именно в отношении собственников имущества (учредителей, участников) и руководителя ликвидируемой коммерческой организации (п.56 Положения).

Иных ограничений или запретов в части субъектного состава руководителей создаваемых регистрирующими органами ликвидационных комиссий из проведенного анализа законодательства не выявлено. По нашему мнению, это обусловлено тем, что в рассматриваемой ситуации ликвидационная процедура в отношении конкретного юридического лица осуществляется вследствие предписаний актов государственных органов и органов местного управления, а не в результате волеизъявления самой ликвидируемой организации в лице ее уполномоченного органа.

В этой связи участие представителей регистрирующего и уполномоченных органов в ликвидационной комиссии и руководство ею фактически представляет собою осуществление властных полномочий, обеспечивающих проведение и направленных на завершение установленной процедуры ликвидации юридического лица в целях соблюдения имущественных и иных прав Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, выступающих в качестве кредиторов ликвидируемого юридического лица. В частности, речь идет об обеспечении уплаты, а также взыскания неуплаченных налогов и иных платежей в бюджеты.

Полагаем, что реализация указанных функций не может рассматриваться в качестве осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем не подпадает под действие ограничений, предусмотренных Законом "О государственной службе в Республике Беларусь" и иными законодательными актами, определяющими полномочия государственных служащих в рамках отраслевой либо функциональной компетенции того или иного республиканского органа государственного управления.

На основании высказанных аргументов считаем, что регистрирующий орган вправе назначить председателя ликвидационной комиссии лишь из состава членов комиссии - представителей уполномоченных органов (в том числе представителя органа, направившего представление о ликвидации юридического лица), либо из представителей самого регистрирующего органа.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений