$

2.1329 руб.

2.4253 руб.

Р (100)

3.1894 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

А нам инструкции нужны!

28.12.2006

В «ЭГ» № 97, с.1,4 опубликовано интервью с замминистра по налогам и сборам Ларисой Кондратовой, в котором она рассказывает о налоговых новшествах 2007 года. Я обратил внимание, что одним из основных способов упрощения налогового законодательства станет предельное сокращение инструкций по налогообложению.

Основные нормы и определения, как утверждают налоговики, включат в закон. А в инструкциях останутся лишь формы налоговых деклараций и порядок их заполнения. Казалось бы все хорошо. Но меня, как и многих моих коллег — бухгалтеров, очень волнует, что при этом исчезнет разъяснительная часть положений законодательных актов, примеры, помогающие правильно их понимать и позволяющие избежать неоднозначной трактовки. Следует признать, что относительно молодое белорусское налоговое законодательство за последние годы значительно усовершенствовано. Однако оно все же недостаточно понятно и вызывает немало вопросов при применении.

К слову, инструкции с каждым годом наполняются положениями с учетом анализа практики и, что особенно ценно, примерами. В идеале хотелось бы, чтобы инструкции по налогообложению были написаны по правилу: прочитал — посчитал налог. К сожалению, сегодня немногие из них соответствуют этому принципу. Мне кажется, что налоговикам не стоит опасаться, что инструкции, разъясняющие нормы налогового законодательства, увеличиваются в объеме. Каждый бухгалтер найдет время, чтобы отметить в них положения, которые его интересуют исходя из профиля работы его предприятия. Значительно удобнее иметь под рукой один документ, где все разъяснено четко и понятно.

Наиболее удачны, на мой взгляд, с этой точки зрения действовавшие в 2006 г. инструкции по исчислению и уплате НДС, по подоходному налогу с физических лиц, налога на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельности в РБ через постоянное представительство, а также платежей за землю юридическими лицами.

Особенно хотел бы отметить инструкцию по подоходному налогу с физических лиц. В отличие от прошлых лет в 2006 г. в ней кардинально изменился стиль изложения. Ранее он был довольно витиеватым, что сильно затрудняло восприятие текста. В 2006 г. стиль изложения стал проще, отчего инструкция только выиграла. В тексте появились отсылки к различным пунктам инструкции, что поначалу несколько раздражало, поскольку приходилось перелистывать инструкцию то назад, то вперед. Но по мере прочтения убедился, что такой подход позволяет глубже понимать причинно-следственную связь прочитанного, а это помогает лучше закрепить знания. Порадовало и приведение примеров, позволяющих недвусмысленно трактовать законодательство. Более упорядоченным стало и внутреннее построение инструкции, но здесь уже сказывается заслуга и самого закона, который стал более «читаемым» и упорядоченным по сравнению с прошлыми годами.

С точки зрения приведения нужных примеров неплохо написана инструкция о порядке исчисления и уплаты платежей за землю юридическими лицами. Примеры довольно полно раскрывают смысл положений законодательства.

В инструкции по НДС хотелось бы увидеть данные ранее разъяснения по разным ситуациям. Анализ статей в СМИ, разъясняющих налоговое законодательство, показывает, что многие вопросы повторяются с завидной периодичностью. И, конечно, можно понять бухгалтеров предприятий, не успевающих уследить за потоком информации и периодически задающих одни и те же вопросы.

Что касается инструкции о порядке исчисления и уплаты налогов на доходы и прибыль, то в ней содержится очень мало информации о порядке применения льготы на развитие производства, тогда как в СМИ публикуется очень много разъяснений по этому вопросу, особенно в 2006 г. Поэтому желательно систематизировать эту и другую информацию в инструкции.

К сожалению, в этой инструкции нет положений относительно отнесения расходов на затраты. Такой информации также много публикуется в СМИ, однако она часто противоречива. А надо бы четко и однозначно изложить такую информацию в инструкции, являющейся нормативным документом, подлежащим государственной регистрации.

В конечном итоге анализ действовавших в 2006 г. инструкций по налогообложению и намечающаяся реформа по их упрощению дает основания сделать вывод, что белорусских налогоплательщиков ждут очень сложные времена. Поиск необходимых разъяснений будет занимать неоправданно большое количество времени, увеличится количество налоговых нарушений, да и бюджет страны будет нести потери ввиду отсутствия необходимой информации для своевременного поступления платежей.

Иван ПРОХОРЧИК, главный бухгалтер банка

ОТ РЕДАКЦИИ.
«ЭГ» обратилась к замминистра по налогам и сборам Ларисе Кондратовой с просьбой разъяснить читателю позицию МНС по вопросам, поднятым в письме.

Замминистра считает: оснований опасаться, что налогоплательщики не получат в инструкциях по налогообложению необходимые им разъяснения, нет. Там, где это действительно надо, в частности, по столь сложному налогу, как НДС, плательщики, по словам Кондратовой, найдут и примеры, и методики расчета.

По мнению замминистра, закон как нормативный правовой акт не может содержать каких-то формул для исчисления налогов. Ранее плательщики часто не читали закон, поскольку его нормы практически дублировались в инструкции, а теперь к законам по налогообложению надо будет относиться значительно внимательнее. А методики и примеры в необходимых случаях, заверила Кондратова налогоплательщиков, обязательно найдут отражение в инструкциях.

Судя по всему, налоговики удивляются, что, с одной стороны, плательщики жалуются на сложные и многостраничные инструкции по уплате налогов, а с другой, когда эти нормативные акты пытаются сократить, начинают сомневаться, можно ли без них обойтись. Пока ясно лишь одно: только когда выйдут новые законы и инструкции, станет понятно, насколько реально упростилось налоговое законодательство.