Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
01.08.2014 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

А ЛЮДИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ©

Экономические шоки 2009–2011 гг. не разрушили доверие белорусов к системе государственного и социального обеспечения. Более того, многие из нас стали выше оценивать те услуги, которые предоставляет государство, и при этом требовать от него меньше, все чаще полагаясь на себя. Результаты исследования оценок и ожиданий различных социальных групп населения в отношении благ, предоставляемых государством «Социальный контракт: двойная стратегия», комментирует аналитик Института социологических исследований (BISS) Андрей ЕЛИСЕЕВ.

Экономические шоки 2009–2011 гг. не разрушили доверие белорусов к системе государственного и социального обеспечения. Более того, многие из нас стали выше оценивать те услуги, которые предоставляет государство, и при этом требовать от него меньше, все чаще полагаясь на себя. Результаты исследования оценок и ожиданий различных социальных групп населения в отношении благ, предоставляемых государством «Социальный контракт: двойная стратегия», комментирует аналитик Института социологических исследований (BISS) Андрей ЕЛИСЕЕВ.

— Андрей, поясните, пожалуйста, какие социальные группы участвовали в анкетировании, проводил ли BISS раньше аналогичные исследования?

— В рамках исследования мы выделяем молодежь, наемных работников, предпринимателей, пенсионеров и государственных служащих. Это социальные группы с различным уровнем человеческого капитала, спросом на общественные блага, с разными возможностями социальной мобильности. Подобное исследование социального контракта проводилось в 2009 г. на основе общенационального опроса с участием около 1,5 тыс. человек в возрасте от 18 до 75 лет и итогов работы фокус-групп с представителями различных категорий населения.

— Как изменилось согласие населения с основными параметрами социального контракта?

— Оно осталось на прежнем уровне — 68% согласных с его положениями. Так, большинство населения считает, что лучше иметь меньшую зарплату, но гарантированную работу; что лучше работать на государственном предприятии, нежели на частном; после вуза необходимо принудительное распределение студентов, позволяющее им трудоустроиться. Еще два положения, с которыми согласна основная масса населения: «пусть предприятия не зарабатывают больших прибылей, но они не скуплены иностранцами» и «лучше иметь медицинское обеспечение худшего качества, но зато бесплатное». В то же время доля самых ярых «приверженцев» социального контракта сократилась в пользу «отвергающих» социальный контракт всего на 5%. Таким образом, несмотря на коллизии в экономической и политической жизни страны в 2009–2011 гг., население по-прежнему поддерживает основные положения т.н. социального контракта между государством и обществом.

— Примерно 80% трудоспособного населения страны — наемные работники. Насколько они склонны полагаться на государство в вопросах трудоустройства, материального обеспечения, охраны здоровья и т.д.?

— Степень включенности наемных работников в «социальный контракт» снизилась. Опрос 2013 г. показал фактическое исчезновение кластера т.н. зависимых патерналистов и одновременный рост доли условных категорий «независимых частников» и «неопределившихся». Таким образом, можно констатировать исчезновение группы наемных работников, в полной мере зависимых от государства.

Ожидания наемных работников от государства снизились, но при этом оценка трансфертов возросла. В целом все больше приветствуется обеспечение льгот, пособий, стипендий, гарантий трудоустройства, возможностей для предпринимательской деятельности, соблюдения законности и защиты от криминала. Сокращение некоторых благ (помощь при покупке жилья, бесплатное высшее образование, медицинское обслуживание, гарантии банковских вкладов) было очень чувствительным для наемных работников (особенно бюджетного сектора, государственных и частных предприятий). Однако по основной массе благ оценки деятельности государства не снижаются, сохраняется согласие с положениями социального контракта, а значит, контракт с наемными работниками «не разрывается». Но снижение объема социальных выплат вынуждает наемных работников надеяться на себя и скептически относиться к вероятности их повышения. Часть наемных работников компенсирует потери за счет параллельно частичной занятости в частном секторе.

— Какие социальные бонусы больше всего ценят предприниматели? С чем связаны их ожидания и как они изменились за 5 лет?

— Основные чаяния предпринимателей связаны с обеспечением государством политической стабильности, условий для ведения предпринимательской деятельности и возможностей зарабатывать. Уровень ожиданий по большинству сфер остался прежним, при этом, как ни странно, увеличились ожидания относительно предоставления государством стипендий и пособий, а также бесплатного медицинского образования, что уравняло запросы предпринимателей и населения в целом. В 2009 г. спрос белорусского предпринимателя в этих сферах был значительно ниже, чем у среднестатистического жителя страны. Соответственно, в среде предпринимателей стала популярна «двойная стратегия» поведения: с одной стороны, они не зависят от государства в сфере трудоустройства, а с другой — проявляют «лояльность», не брезгуя выгодами, которые предоставляет существующая политэкономическая модель.

При этом предприниматели остаются категорией населения с более демократическими и либеральными экономическими взглядами. Они намного реже, чем среднестатистический белорус, предпочитают меньшую зарплату гарантированной работе, имеют больший спрос на платное, но высококачественное медицинское обслуживание, придерживаются гораздо более критических взглядов на принудительное распределение выпускников вузов.

— Как предприниматели оценивают либерализацию деловой среды?

— По сравнению с 2009 г. более чем на 25 п.п. возросла доля предпринимателей, которые считают, что правительство обеспечивает возможности для ведения предпринимательской деятельности. Действительно, в плане налогообложения статус «индивидуальный предприниматель» в Беларуси в настоящее время является весьма привлекательной формой ведения бизнеса. Вместе с тем макроэкономический кризис 2011 г. отрицательно сказался на предпринимательской деятельности в стране. Видимо, потому мнения относительно предоставляемой государством возможности зарабатывать остались примерно прежними.

— Эти субъективные оценки подтверждаются в международных рейтингах?

— Да, к примеру, в совокупном рейтинге Doing Business Беларусь с 82-го места в мире в 2009 г. переместилась на 58-е в 2013 г. По данным Doing Business, в период с 2005 по 2012 гг. Беларусь стала третьей страной в мире (после Грузии и Руанды) по сокращению удаленности от «передового рубежа». Этот индикатор показывает степень отставания страны от наилучшего результата, достигнутого по каждому из показателей исследования «Ведение бизнеса» за период с 2005 г.

Кроме того, согласно исследованию индекса политики стран «Восточного партнерства» в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП) за 2012 г., проведенному экспертами Организации экономического сотрудничества и развития, Европейского фонда образования, Европейской комиссии и Европейского банка реконструкции и развития, Беларусь по ряду индикаторов добилась самых лучших результатов, в сравнении с другими странами региона. Речь идет о индикаторах «Стандарты и технические нормы», «Инновационная политика в отношении МСП» и «МСП в «зеленой» экономике».

— Думаю, что пенсионеры — наиболее благодарная государству часть общества. Они-то не перестают полагаться на систему социальной поддержки?

— Действительно, в вопросе влияния государства на жизнь граждан пенсионеры по-прежнему остаются наиболее патерналистски ориентированной группой. Однако, по результатам исследования, уровень патернализма среди пенсионеров снизился. Респонденты чаще указывают, что их благосостояние, здоровье и трудоустройство зависят, скорее, от них, нежели от государства. При этом опрос показывает, что при падении уровня ожиданий от государства одновременно в среде пенсионеров растут оценки его деятельности. То есть они несколько меньше надеются на государство, но весьма положительно оценивают те блага, которые оно по-прежнему предоставляет.

— Каковы установки молодежи по отношению к государству?

— Мы исследовали мнение учащихся и студентов. Они все чаще рассчитывают на себя, а не на государство в вопросах благосостояния, трудоустройства, здоровья и образования. Это говорит об уменьшении зависимости от «социального контракта» и заинтересованности в нем. При этом кризис и сокращение предоставляемых благ не снизили ожиданий от государства. По многим параметрам, таким как обеспечение бесплатного среднего и высшего образования, выплата стипендий, гарантии трудоустройства, гарантии соблюдения работодателями прав работников, обеспечение возможности зарабатывать, обеспечение предпринимательской деятельности, ожидания молодежи растут. Таким образом, молодые люди рассчитывают на себя, однако от государства при этом ожидают не меньше. Опять-таки, мы отмечаем «двойную стратегию»: молодежь пользуется выгодами патернализма, попутно снижая собственные риски.

— Что-то в поведении белорусов кажется нерациональным: ценить выше, требовать меньше на фоне недовыполненных государством обязательств. Как такое возможно?

— Действительно, данные исследования говорят о том, что реакция общества на волну кризисов продемонстрировала значительное «удешевление» стоимости «социального контракта» для государства. Белорусы все больше ценят те социальные блага, которые остаются. Такую ситуацию можно описать выражением «с паршивой овцы хоть шерсти клок».

Впрочем, нерациональным такое поведение кажется лишь на первый взгляд. Мы видим, что одновременно все большая часть общества ищет способы снижения собственных рисков и склонна больше полагаться на себя, а не на государство. То есть, с одной стороны, различные социальные группы продолжают использовать государство как поставщика благ, демонстрируют лояльность и не желают менять существующую модель. А с другой — параллельно все чаще используют стратегию «выхода» из социального контракта, например, пробуя себя в частном секторе или предпринимая временную трудовую миграцию. Этакая двойная стратегия становится возможной, поскольку белорусские власти толерантны к совмещению стратегий граждан. Жесткого выбора между «выходом» и «лояльностью» белорусская система перед гражданами не ставит, а значит, теоретический запрос населения на опеку и реформы не перерастает в реальное давление.

Беседовала

Елена ПЕТРОШЕВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений