Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
ВЭД
14.08.2007 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

А логистику оставьте операторам

Хоть и с трудом, в республике все увереннее пробивает себе дорогу логистика — наука, которая лет 5–6 назад была понятна только узкому кругу специалистов.

Хоть и с трудом, в республике все увереннее пробивает себе дорогу логистика — наука, которая лет 5-6 назад была понятна только узкому кругу специалистов. Многие отечественные компании перешли к активному построению логистических систем, внедрению передовых стратегий и технологий.

Какие преимущества приобрела бы республика при условии формирования и развития логистических производственных, торговых, транспортных и информационных систем, рассказывает доктор экономических наук, заведующий кафедрой теоретической и прикладной экономики Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина А.ЧЕРНОВАЛОВ.

- Александр Викторович, какие современные тенденции в развитии логистики можно отметить в странах Западной и Восточной Европы, в частности в Польше, где вы сейчас временно работаете?

— Логистическую деятельность в западноевропейских странах можно охарактеризовать следующими основными понятиями: транспорт — складирование — запасы плюс информатизация. Базируется она на глобальных системах обмена данными между логистическими операторами и их клиентами, а также на использовании спутниковых систем слежения за перемещением транспортных средств и самих логистических объектов (контейнеров, паллет и прочего).

Вторая тенденция в логистическом бизнесе — своеобразное разделение его участников на т.н. операторов (предложение услуг) и потребителей (спрос): крупных фирм-производителей и торговых розничных сетей. Операторы — это не традиционные в нашем понимании транспортно-экспедиционные предприятия, а фирмы, занимающиеся проектированием, формированием и поддержкой логистических цепей поставок. Основной смысл в том, что производитель сосредотачивает свои силы и ресурсы на том, что он делает лучше всего (например, на производстве конкретных продуктов, обеспечивающих ему явное преимущество). Логистику же на договорных началах передают операторам, которые выполняют эту работу дешевле, лучше (по качественным характеристикам) и рациональнее. Недаром транснациональная фирма CARGOFORTE в качестве девиза выбрала слоган: «Делай бизнес, а логистику оставь нам».

- Выбирая оператора, прежде всего надо учитывать экономический эффект?

— Конечно, цены на услуги являются одним из основных критериев, хотя все чаще более важны время исполнения и качество услуги, эластичность оператора к требованиям клиента, доступность и только потом — условия оплаты.

В странах Восточной Европы подобные фирмы стали появляться в начале 1990-х годов вместе с открытием филиалов западноевропейских представителей этого бизнеса. Первоначально перечень предоставляемых ими услуг был очень скромным: транспорт, экспедирование, хранение, однако со временем они стали предлагать более богатый выбор услуг. Сейчас логистические операторы оказывают разнообразные комплексные транспортные услуги, таможенную поддержку, складские, банковские и бухгалтерские услуги, страхование, дают логистические консультации, осуществляют перевозку опасных и скоропортящихся грузов…

- Имеются ли их аналоги в нашей стране?

— В доперестроечное время к логистическим операторам в Беларуси можно было отнести организацию союзного значения «Совтрансавто», к сожалению, сегодня практически полностью утраченную. На железнодорожном транспорте эту роль выполняют структурные подразделения Белорусской железной дороги. Другие примеры привести затрудняюсь ввиду того, что существующие транспортные фирмы не соответствуют современному представлению о логистической деятельности прежде всего из-за низкого уровня информатизации процессов. Хотя Беларусь, учитывая ее географическое положение, создана именно для такого вида деятельности.

- Но не может же она сформироваться в одно мгновение! Одни предприятия ликвидируются в процессе конкурентного отбора, другие возникают (такое происходит, в частности, и в транспортной отрасли). Современными белорусскими логистическими операторами смогли бы стать именно последние?

— Несомненно, со временем новые фирмы займут эту нишу — как при содействии западных партнеров, так и используя свои ноу-хау (т. е. способности выбора собственных компетенций), что позволит достигнуть т.н. логистического совершенства при предоставлении услуг подобного характера. Однако необходимо иметь в виду, что понятие логистики, получившее в последнее время широкое распространение и в нашей стране, некоторые предприниматели используют к месту и не к месту.

- Например?

— Представьте, что владелец нескольких грузовых автомобилей, включенный в транспортный процесс на принципах аутсорсинга в некоторой фирме, вдруг объявляет себя логистическим оператором. А ведь этого недостаточно. Прежде всего ему потребуются квалифицированные кадры, обеспечивающие интеллектуальный капитал организации, во-вторых, как я уже говорил, для обеспечения надежности перемещения логистических объектов необходима информатизация всех логистических процессов.

- Развитие «паутины» привело к появлению интернет-магазинов и прочих виртуальных видов предпринимательства. Могут ли существовать в Беларуси виртуальные логистические операторы?

— На Западе они давно не редкость и занимаются в основном формированием связей в сетях логистических цепей поставок, оценивают оптимальность использования логистического потенциала. В Беларуси такой вид деятельности получил бы несомненное развитие, поскольку он не требует значительных капитальных вложений — это во-первых. Во-вторых, можно опираться на высокий интеллектуальный капитал современной молодежи. Нужны только институциональные основы, и Беларусь смогла бы стать европейским лидером в этом направлении.

- Значит, у нашей страны есть шансы эффективно взаимодействовать с мировым логистическим сообществом?

— Конечно. Разработчикам отечественных макро — и микрологистических систем надо только включиться в этот процесс, и они смогут эффективно взаимодействовать с международными программами. С такими, например, как программа ООН Trade Points, стран Балтийского региона TEDIM, Европейской комиссии по транспорту и логистике «Северный путь», рядом программ и проектов TACIS и др.

- Какие области деятельности белорусских предприятий вы советовали бы передавать логистическим операторам?

— В основном транспорт, а также функции, связанные с управлением запасами и складским хозяйством. Все больше внимания и сил отвлекают у белорусских предприятий внешние связи и их обслуживание. Имеется в виду трансфер информации: телематика, телеинформатика. Естественно, что передавать функции следует только операторам, имеющим соответствующий опыт работы и имидж. Хочу подчеркнуть, что в этой части деятельности неоспоримые преимущества у средств массовой информации: они должны собирать передовой опыт, распространять о нем информацию, проводить различные анкетирования, исследования, рейтинги. Это помогло бы развитию рынка логистических услуг в Республике Беларусь.

Елена НЕЖИНЕЦ,

Ксения ПРОКОПОВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by