Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Образование
04.10.2020 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

4 октября учителя принимают поздравления с профессиональным праздником

Фото: freepik

День учителя – праздник, когда мы с особенной теплотой вспоминаем учителей, наставников, педагогов. 

Трудно переоценить ту роль, которую в жизни каждого человека играет образование. Наш профессионализм, ценностные ориентиры, гражданская позиция – все это результат образования, которым мы обязаны нашим педагогам. Специально ко Дню учителя публикуем статистический обзор, посвященный их непростому труду.

На начало 2019/2020 учебного года в республике работало 111,2 тыс. учителей (включая совместителей), из них 77,3 тыс. работают в городских учреждениях образования,  33,9 тыс. – в сельских. С каждым годом в отрасли работает все меньше человек – численность учителей и преподавателей неуклонно сокращается. Так, за последние 6 лет общее количество педагогических работников уменьшилось на 8,5%, учителей – на 18,5%, профессорско-преподавательского состава – на 19,5%. Дело не только в низкой оплате труда педагогов, но и в других аспектах, которые делают профессию педагога непопулярной. Это ненормированный рабочий день, большое количество требований и обязанностей, не связанных с основной деятельностью, большое количество учеников в классах на одного педагога. В среднем на одного учителя приходится 9 учащихся, причем в городах это соотношение заметно выше, чем на селе – 11 против 5.

Чаще всего учителя и руководителей школ – это женщины. Женщины-учителя чаще всего преподают русский язык и литературу (97,7% учителей – женщины), белорусский язык и литературу – (97,7%), иностранные языки (94,8%), химию (91,6%) и биологию (91,5%). Мужчины чаще всего ведут такие предметы как физкультура (62,9%), допризывная и медицинская подготовка (59,3%), трудовое обучение (42,8%), физика (34,5%), история и обществоведение (29,2%). В общей численности учителей, преподающих отдельные предметы, представители сильного пола на начало 2019/2020 учебного года составили 18,4%.

В то же время у учителей и руководителей школ самый высокий уровень образования среди прочих специалистов. 93,9% учителей и руководителей школ имеют высшее образование, 78,8% – еще и высшую и первую квалификационную категорию.

Однако есть еще одна проблема, которая отчетливо прослеживается в отрасли – «старение» профессии. 68,7% учителей и руководителей – 2/3 от их общей численности – имеют стаж работы по специальности более 15 лет, при этом доля молодых специалистов не превышает 4,3%. Это одна из причин, из-за которой с каждым годом учителей становится меньше – молодежь не идет в профессию.

В конце прошлого года много говорили о повышении престижа профессии и реформировании системы начисления заработной платы. Время идет, однако зарплата педагогов не демонстрирует высоких темпов роста. Номинальная начисленная зарплата за январь-август в среднем составила 1 212,1 рублей, средняя зарплата педагогических работников за тот же период сложилась на 19,3% меньше – 978,1 руб., учителей на 15% меньше – 1 030,1 руб. Таким образом реформирование системы оплаты труда пока не привело к сколь-нибудь заметному росту зарплат педагогов. Однако не стоит забывать, что педагоги как работники бюджетной сферы получают зарплату из госбюджета, а значит вопрос повышения их зарплат напрямую связан с преодолением дефицита бюджета – сложно представить, что одна проблема может быть разрешена отдельно от другой.

Однако сегодня мы предлагаем на время забыть о проблемах и противоречиях и поблагодарить всех учителей и педагогов за их нелегкий и самоотверженный труд, а также сказать отдельное «спасибо» тем учителям, которые в жаркие дни августа остались верными профессии и ценностям правды, а не отделам образования и требованиям администрации.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений