Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Мнения
04.02.2003
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

250 USD — легенда года

Иногда полезно вспомнить события недавнего прошлого. Да, собственно, они еще и не успели забыться. Открутим кадры, где они запечатлены всего два года назад...

Иногда полезно вспомнить события недавнего прошлого. Да, собственно, они еще и не успели забыться. Открутим кадры, где они запечатлены всего два года назад.

Задан имидж экономической и социальной политики. Самый "яркий" его штрих -- 100-долларовая заработная плата. Пафос -- как в послевоенных песнях про "стопудовый урожай". Вдохновляло, но не более того. К тому же, 100 USD уже получали в 1995 г.

Сегодня ставим планку выше: 250-долларовая заработная плата. Шагаем в этом направлении. Растут квартплата, тарифы на коммунальные услуги, общественный транспорт. Когда выравняются цены и тарифы в соответствии с общественными издержками, мы вправе ожидать, что и заработная плата "дотянется" до соответствующего уровня.

Теперь посмотрим, что же представляет собой "план" повышения доходов в стране. Когда был обнародован прогноз экономического развития до 2005 г., появилась возможность смоделировать ситуацию с изменением заработной платы до заявленного уровня.

Вырисовывается весьма любопытная картина. Для того чтобы органично осуществлять движение к заработной плате в 250 USD в месяц, необходимо уже в этом году выйти на рубежи в 130--170 USD, что не соответствует нынешним прогнозам и расчетам правительства. Наверстать упущенное в 2004 и 2005 гг. будет гораздо сложнее. Ведь при расчетах следует учитывать факторы роста конкуренции на внешних и внутреннем рынках, способность национального производителя "держать" удар и действительно повышать заработную плату при соблюдении инвестиционного алгоритма. Это уже и сейчас делать сложно, так как свыше 4 тыс. предприятий вообще не имеют собственных оборотных средств. Кто и как будет тогда выплачивать столь высокую заработную плату?

Конечно, в ряде секторов достичь показателей в 150--170 USD удастся, но на общенациональном уровне выйти на эти параметры вряд ли получится. Правительство поставило перед собой задачу достичь только к концу 2003 г. среднего заработка в бюджетной сфере в 125 USD, то есть тех параметров, с которых надо было бы вообще начинать год. Не получилось, но никто не заявил об отказе от курса на достижение показателей 2005 г.

Конечно, в такого рода ситуациях важно выявить лидеров и аутсайдеров общенационального процесса повышения благосостояния.

Назовем сначала лидеров. По данным завершающего квартала прошлого года самые высокие заработки были -- от 170 до 300 USD -- в черной металлургии, электроэнергетике, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Чемпионы уже есть, и часть доходополучателей живет так, как хотелось бы всем в 2005 г. Строители вышли на зарплату в 140 USD в месяц, что вряд ли сможет устраивать желающих удачно и недорого сделать ремонт квартиры либо построить новую. У врачей и профессоров около 150 USD, в системе Академии наук -- 125 USD в месяц.

Последние, правда, получают ее не каждый месяц и довольствуются неоплачиваемыми отпусками. Не будем говорить и о том, что к концу года 550 тыс. человек так и не получили полностью заработанных денег за предыдущие месяцы. При этом совсем плоха ситуация в сельском хозяйстве, на которое приходился 61% всей "общенациональной" задолженности по заработной плате.

Итак, вернемся к исходному. В нашей стране сложилась определенная политика относительно уровня роста денежных доходов населения. Налажено и прогнозирование этого процесса. Время помогает оценить реалистичность планов повышения благосостояния в стране. Как всегда, результаты более скромные, нежели замыслы. Именно по этой причине при 6--7% прироста реальных доходов в 2003 г. мы уже не сможем выйти на прогнозные показатели 2005 г.

Есть два пути решения проблемы: первый -- пересмотреть прогноз на 2005 г., второй -- изменить политику доходов, стимулируя их рост в частном секторе, снижая налоги и добиваясь эффекта рационализации занятости и доходов. Ведь можно удерживать доходы в отраслях, где уже зарабатывают по 250--300 USD, а остальных сделать безработными. Парадоксально, но именно в таком случае уже сейчас получим искомые показатели. Правда, сколько при этом будет безработных, лучше не говорить. Так что же будем делать?