Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5752
EUR:
2.9187
RUB:
3.3594
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Мнения
14.01.2003
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

2003 год: новое в налоговом законодательстве

В рамках общей стратегии социально-экономического развития республики на 2003 г. решено сохранить налоговую систему без существенных изменений. То есть в новом году действует тот же перечень основных налогов и сборов, те же налоговые ставки, условия ...

В рамках общей стратегии социально-экономического развития республики на 2003 г. решено сохранить налоговую систему без существенных изменений. То есть в новом году действует тот же перечень основных налогов и сборов, те же налоговые ставки, условия и порядок их взимания в бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды. При подготовке проекта бюджета прорабатывался вопрос о снижении сборов и отчислений в целевые бюджетные фонды, взимаемых с выручки от реализации и уплачиваемых едиными платежами по ставкам 2,5 и 2%, а также об отмене некоторых мелких отчислений во внебюджетные фонды. Однако с учетом фактического исполнения бюджета 2002 г. такие решения признаны нецелесообразными.

Поэтому предусмотренные принятыми законами "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения" корректировки налогового законодательства касаются главным образом двух аспектов:

расширения налоговой базы по некоторым основным налогам за счет пересмотра и отмены ряда льгот;

приведения налоговых законов в соответствие с вновь принятыми актами законодательства и уточнения отдельных положений по результатам практического применения налогового законодательства.

В частности, в рамках приведения действующих законов о налоге на добавленную стоимость, о налогах на доходы и прибыль, о налоге на недвижимость, о налоге за пользование природными ресурсами в соответствие с инвестиционным и банковским законодательством, Декретом Президента от 2000-02-15 г. N 3 и новой редакцией Декрета Президента от 2001-05-17 г. N 12 в указанные законы внесены следующие общие для них поправки:

в составе плательщиков слова "предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица" заменяются словами "иностранные юридические лица", а при характеристике структурных подразделений юридических лиц, также включенных в состав плательщиков налогов, уточняется трактовка открываемых ими банковских счетов (они могут иметь не только расчетный (текущий), но и иные банковские счета);

вместо установленного ст. 1^1 Закона "О налоге на добавленную стоимость" предельного размера выручки от реализации товаров (работ, услуг), после превышения которого индивидуальные предприниматели являются плательщиками этого налога, в сумме 3000 минимальных заработных плат устанавливается предельный размер выручки в сумме 17000 евро. Кроме того, по тексту этого Закона слово "населению" заменяется словами "физическим лицам";

из состава плательщиков НДС и экологического налога исключаются индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с Декретом от 2001-05-17 г. N 12 уплачивают единый налог.

Предусмотренные уточнения некоторых положений налогового законодательства, включая и пересмотр действующих льгот, в разрезе конкретных налогов и сборов сводятся к следующему.

Налог на добавленную стоимость

В состав объектов обложения этим налогом непосредственно включены имущественные права на объекты интеллектуальной собственности, обороты по реализации которых и до этого исходя из общего контекста закона подлежали обложению НДС. Для однозначного подтверждения этой нормы соответствующие изменения внесены в подп.1.1, 1.1.3, 1.1.5 и 1.2 ст.2 действующего Закона.

В целях расширения налоговой базы отменяются льготы, установленные подп.2.17.2 ст.3 Закона (по продукции, произведенной лечебно-производственными мастерскими противотуберкулезных, психиатрических (психоневрологических) учреждений), подп.2.26 (по услугам, оказываемым специализированными механизированными отрядами) и подп.2.13 ст.3 (работы по строительству, реконструкции и реставрации культовых зданий религиозных организаций). В рамках уточнения формулировок сохраняющихся льгот предусмотрено, что установленная подп.2.2 ст.3 Закона льгота в отношении оборотов по реализации медицинских (ветеринарных) услуг будет применяться только по утверждаемому Совмином перечню таких услуг. Изменена также формулировка льготы, установленная подп.2.8. В ее новой редакции от налога освобождаются обороты по реализации на территории РБ ритуальных услуг, работ по уходу за могилами по перечню таких услуг и работ, определяемому Совмином. Отменяется также пониженная 10-процентная ставка налога при реализации населению услуг по изготовлению и ремонту одежды и обуви, ремонту часов, сложной бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, услуг парикмахерских, бань, прачечных и химчисток (подп.1.2.4 подп.1.2 ст.11 Закона). Вместе с тем в число льгот по НДС путем корректировки подп.2.29 ст.3 Закона включены услуги по доставке пенсий.

Норма, установленная абзацем третьим подп.1.1.4 ст.2 действующего Закона об исключении из объектов обложения НДС безвозмездной передачи имущества предприятия его учредителю (участнику) при его выходе из этого предприятия, дополнена положением о том, что стоимость передаваемого в этом случае имущества и размер вклада (взноса) учредителя (участника) подлежат пересчету в доллары США по курсу, установленному Нацбанком соответственно на день передачи имущества и на день внесения вклада (взноса). Для учредителя (участника) коммерческой организации с иностранными инвестициями размер вклада (взноса) определяется с учетом суммовой разницы, зачисленной в резервный фонд такой организации.

Путем изменения редакции п. 3^2 ст.16 Закона урегулированы возникшие на практике проблемы в отношении порядка зачета сумм НДС, уплаченных при ввозе на таможенную территорию РБ основных средств и нематериальных активов. Теперь четко установлено, что суммы налога, уплаченные налогоплательщиками при ввозе на таможенную территорию РБ основных средств и нематериальных активов, в отчетном налоговом периоде, в котором эти основные средства и нематериальные активы были приняты на учет, подлежат вычету с учетом п.4 ст.15 Закона в полном объеме, но не более общей суммы налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг) в данном налоговом периоде. Причем в том случае, когда общая сумма налога, исчисленная по реализации товаров (работ, услуг) в данном налоговом периоде, не превышает сумм налога, уплаченных налогоплательщиком при ввозе на таможенную территорию РБ основных средств и нематериальных активов (например, в случае экспорта товаров и соответствующего применения нулевой ставки НДС), налоговый вычет производится в размере 1/12 этих сумм.

Налог на доходы и прибыль

При определении объектов обложения налогом на доходы (дивиденды и приравненные к ним доходы) для выплат акционерам (пайщикам) при их выходе из состава участников предприятия предусмотрен тот же, что и по НДС, механизм пересчета этих выплат и размеров вкладов (взносов) в доллары США (дополнение к ч.5 п.1 ст.2 действующего Закона).

В целях уточнения порядка включения страховых взносов в состав себестоимости продукции (работ, услуг) при определении налогооблагаемой прибыли из абз.7 ч.1 п.1 ст.3 исключены слова "по добровольному страхованию жизни и дополнительных пенсий (в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь), а также платежи по страхованию имущества, грузов, гражданской ответственности и риска непогашения кредитов".

В рамках пересмотра льгот отменяются льготы, установленные подпунктами "д" (прибыль хозрасчетных лечебно-производственных мастерских больниц и диспансеров), "ж" (прибыль от издания литературы, газет и журналов на белорусском языке), "м" (прибыль, фактически используемая для создания рабочих мест по трудоустройству инвалидов), "п" (прибыль от реализации вторичного сырья), "с" (прибыль сельскохозяйственных предприятий и формирований от реализации произведенной ими продовольственной продукции за исключением подакцизной в их подсобных цехах и производствах, расположенных в сельской местности на принадлежащих им землях) и "т" (суммы прибыли от оказания платных архивных услуг), п.2 ст.5 действующего Закона, п.6 ст.5 (предприятия, в которых работает не менее 70% пенсионеров), п.п.9^4 и 9^5 ст.5 (уменьшение сумм налога для предприятий, работающих с ценностями, внесенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь), п.п.13 и 14 ст.5 Закона (пониженные ставки налога для отдельных организаций агропромышленного комплекса).

Налог на недвижимость

Исключена льгота, установленная абз.10 п.1 ст.4 действующего Закона (по зданиям и строениям, за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности, расположенным в сельской местности и принадлежащим на праве собственности гражданам, постоянно проживающим в сельской местности).

Уточнена формулировка льготы, установленной абз.11 п.1 ст.4 Закона. Согласно этим уточнениям от налога освобождаются объекты благоустройства городов, поселков городского типа и других населенных пунктов, содержащиеся за счет средств бюджета РБ.

Внесены некоторые дополнения в порядок уплаты налога. В частности, п.3 ст.5 Закона дополнен нормой, согласно которой при отчуждении в течение года здания или строения (их части) налог уплачивается за период фактического нахождения здания или строения (их частей) в собственности, включая месяц, в котором будет прекращено право собственности, до их отчуждения.

Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог)

Вносятся только некоторые редакционные правки по условиям применения льготных ставок. Так, по новой редакции подп. "а" ч.1 и ч.2 ст.4 Закона предусмотрено, что налог взимается по льготным ставкам за воду, отпускаемую для хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения, независимо от его конкретного потребителя (населения, предприятий и т.д.), а также за воду, забираемую юридическими лицами и их структурными подразделениями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по производству продукции рыбоводства.

Местные налоги и сборы

В Законе "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" предусмотрены некоторые изменения в отношении порядка их взимания:

введены ограничения по уровню ставок всех местных налогов и сборов в разрезе каждого конкретного налога (сбора). В частности, предусмотрено, что налоговые ставки по курортному сбору не могут превышать 3% стоимости путевки; по сборам с физических лиц при пересечении ими границы РБ через контрольно-пропускные пункты -- 3 евро или в эквиваленте в белорусских рублях по курсу Нацбанка на дату уплаты на одно физическое лицо; по сборам за услуги -- 5% выручки от реализации услуг; по целевым сборам и налогу на рекламу -- 5% от суммы прибыли (дохода), остающейся в распоряжении юридического лица (в совокупности по указанным целевым сборам и налогу); по сборам за промысловую закупку дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения -- 5% от стоимости объема их закупки. По налогу на продажу товаров в розничной торговой сети ограничения установлены следующим образом: по товарам отечественного производства за исключением товаров иностранного производства и подакцизных товаров -- 5% выручки от реализации товаров; по товарам иностранного производства за исключением подакцизных товаров -- 15% выручки от реализации товаров. При этом установлено, что ставки налога на продажу товаров в розничной торговой сети по подакцизным товарам устанавливаются Совмином по согласованию с Президентом;

восстановлено также действовавшее до 2002 г. ограничение по возможностям местных органов изменять ставки земельного налога и налога на недвижимость в отношении плательщиков -- физических лиц. Ставки этих налогов в 2003 г. могут быть увеличены (уменьшены) не более чем в два раза.

Татьяна ОБРАЗКОВА,
начальник бюджетно-налогового управления Минэкономики

* * *

Единый платеж с фонда заработной платы

В 2003 г. значительных коррективов в исчислении и уплате единого платежа не предусматривается.

Согласно абз.2 п.6 ст.6 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" организации, получающие финансирование из республиканского и местных бюджетов, в части фонда заработной платы, исчисленного за счет указанных средств, должны уплачивать отчисления в фонд занятости по ставке 0,5% от фонда зарплаты. Кроме того, следует обратить особое внимание на то, что названные организации освобождаются от исчисления и уплаты чрезвычайного налога. При этом они должны обеспечить раздельный учет поступающих средств и соответственно разделить фонд заработной платы в зависимости от видов источников, за счет которых он начислялся.

Как и в прошлом году, при осуществлении предпринимательской деятельности бюджетные организации уплачивают единый платеж в общеустановленном порядке в размере 5% и также должны вести раздельный учет начисления фонда зарплаты за счет бюджетного финансирования и от оказания платных работ и услуг.

В качестве объекта обложения названным платежом, как и в предыдущие три года, сохранен состав фонда зарплаты, утв. постановлением Совмина от 2000-05-25 г. N 753 (с учетом изменений и дополнений).

Обратим особое внимание на порядок предоставления льгот в 2003 г. при исчислении и уплате единого платежа.

Впервые за последние годы отсутствует льгота для юридических лиц общественных объединений "Белорусское товарищество инвалидов по зрению", "Белорусское общество инвалидов", "Белорусское общество глухих", в которых работает большинство инвалидов.

Начиная с расчетов за январь 2003 г. все организации, созданные названными общественными объединениями, при осуществлении предпринимательской деятельности будут уплачивать чрезвычайный налог в общеустановленном порядке.

Исключением останутся лишь отчисления в фонд занятости, которые в соответствии с постановлением Верховного Совета от 23.12.91 г. "О размере отчислений в Государственный фонд содействия занятости" не платят предприятия общественных организаций инвалидов. При этом следует иметь в виду, что уставный фонд таких предприятий должен полностью формироваться за счет создающих их общественных объединений.

Обратим внимание на льготу, предоставляемую юридическим лицам, осуществляющим социально-культурную деятельность. В предыдущие годы такие организации и их структурные подразделения, получающие дотации (субсидии) из республиканского и (или) местных бюджетов на возмещение убытков от этой деятельности, а также находящиеся на балансе юридических лиц и содержащиеся полностью или частично за счет прибыли, остающейся в распоряжении этих юридических лиц, освобождались от уплаты чрезвычайного налога и отчислений в фонд занятости.

Начиная с 1.01.2003 г. названные юридические лица и их структурные подразделения будут являться плательщиками единого платежа от фонда зарплаты в общеустановленном порядке.

В новом году не предусмотрены ранее устанавливаемые законодательством льготы по чрезвычайному налогу и отчислениям в фонд занятости для юридических лиц, обслуживающих сельское хозяйство, а именно создаваемых специализированных механизированных подразделений, выполняющих работы (оказывающих услуги) юридическим лицам и их обособленным подразделениям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, -- за выполненные работы (оказанные услуги).

Таким образом, все юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с обслуживанием сельского хозяйства, становятся в 2003 г. плательщиками единого платежа от фонда зарплаты в общеустановленном порядке.

Исключена также льгота, предоставляемая юридическим лицам, созданным или находящимся в ведении местных исполнительных и распорядительных органов, а также юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, в части объемов выполненных работ (оказанных услуг) малообеспеченным категориям граждан в сельской местности.

Исключение в 2003 г. названных льгот не окажет заметного влияния на увеличение налоговой нагрузки, поскольку на практике они фактически не применялись.
Виктор КОРСИК,
главный государственный налоговый инспектор МНС