Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

10 лет спустя после того, как мы вместе шагнули в рыночную экономику

Сегодня, когда мы привычно считаем тысячами тираж "Национальной экономической газеты", а когда-то безвестные первые наши подписчики уверенно вошли в элиту отечественного бизнеса, не грех вспомнить, что все реки начинаются с ручейков...

Сегодня, когда мы привычно считаем тысячами тираж "Национальной экономической газеты", а когда-то безвестные первые наши подписчики уверенно вошли в элиту отечественного бизнеса, не грех вспомнить, что все реки начинаются с ручейков. Оптимисты с сотней долларов в кармане отчаянно бросались в водоворот неведомого рынка, и многие из них выплывали, помогая друг другу успешным примером. К числу этих оптимистов относится и группа журналистов, решившая 10 лет назад, что молодой суверенной Беларуси нужна своя экономическая газета. И они ее создали, опираясь на помощь и поддержку первых читателей и подписчиков.

В числе партнеров, которые в разные периоды сотрудничали с газетой, особо стоит ряд отечественных предприятий и организаций, которые материально поддержали "НЭГ" в самые трудные, первые годы ее становления, размещая свою рекламу на страницах молодого и мало тогда известного издания. Мы решили узнать, как же сложилась судьба наших первых рекламодателей, и задать их представителям два вопроса:

1. Какими 10 лет назад были общество, предприятие и вы сами?

2. Оправдались ли ваши надежды? Как сложилась судьба предприятия в нынешние дни?

Адам ПАЛЮХОВИЧ, президент компании "Дайнова":

1. -- Свой бизнес мы начинали в конце восьмидесятых с капиталом в эквиваленте 500 долларов личных средств. Мы не ставили своей главной целью лишь зарабатывание денег (при развитии любой фирмы их приумножение происходит в виде сопутствующего эффекта). Хотели создать, прежде всего, творчески развивающуюся компанию, предоставив сотрудникам возможность реализовать свою инициативу и потенциал. За последние десять лет "Дайнова" пробовала свои силы в пятнадцати различных направлениях деятельности.

2. -- Сегодня мы ведем бизнес в восьми из них. Создан сильный творческий коллектив, которому под силу решать задачи любого уровня сложности. Не могу не отметить, что каждый наш проект начинается с анализа ситуации на рынках, который проводится с помощью СМИ, в том числе и "Национальной экономической газеты", за что вам -- отдельное спасибо. С первым круглым юбилеем вас! Успехов, удачи и благополучия во всем!

Василий ШЛЫНДИКОВ, экс-глава промышленного предприятия "Амкодор":

1. -- Десять лет назад я был на десять лет моложе, полон сил, энергии, уверен в себе... Казалось, что вся жизнь еще впереди. 1992 год условно можно было назвать периодом рыночного романтизма. А годом раньше было создано акционерное общество "Амкодор". Акционирование, создание новых производств на основе рыночных законов дали ошеломляющие результаты. Именно тогда я поверил в возможность создания сильной европейской компании по производству дорожно-строительной техники. В этот год мы строили и покупали новые предприятия, переоснащали их, строили жилье. Тысячи наших работников отдыхали за рубежом -- в Болгарии, Турции (там, кстати, многие впервые увидели доллар). Одним словом, люди гордились собой. И это было важно. Тогда я понял, что Беларусь за десятилетие может стать процветающим европейским государством, но при определенных условиях, в том числе политических.

2. -- Надежды, к сожалению, не оправдались. Либеральные реформы закончились в 1994 году. И с тех пор стратегией промышленных предприятий нашей страны стала борьба за выживание.

Николай ДУШЕЙКО, генеральный директор ОАО "Мастра":

1. -- До 1992 года мы были фабрикой художественных изделий, которая находилась в ведомстве управления художественных промыслов Министерства местной промышленности. В конце 1992 года мы одними из первых в стране акционировались и стали называться акционерным обществом "Фабрика художественных изделий "Мастра". Именно этот год и стал пиком нашего развития. Рентабельность составляла 30--35%. Ассортимент выпускаемой продукции был очень велик -- трикотажные, детско-ясельные, изделия художественной росписи, народно-художественных промыслов -- из металла, лозы, соломки, дерева... Очень болезненным был для нас 1995 год. Так называемый период, когда предприятия стали "замирать". В связи с очень высокими темпами инфляции снизилась покупательная способность, как следствие -- упал спрос на многие товары, особенно на детскую одежду и текстиль. Мы вынуждены были провести реструктуризацию "Мастры". Исчезли из нашего производства трикотаж, постельное белье. Отказались от услуг 400 надомников, специализировавшихся на ручной вышивке и вязке, ликвидировали и производство галантереи... Численность персонала упала до пятисот человек. И на данный момент основное направление нашей деятельности -- выпуск легкой женской одежды. Собственно, швейные изделия всегда были основными у нас.

2. -- Насчет того, оправдались ли надежды... Смотря кто на что надеялся. Немаловажным считаю тот факт, что в условиях перестройки мы смогли выстоять, перестроиться в технологиях, занять твердую позицию на рынке и завоевать себе имя. И это уже немало.

Сергей ПРОХОРЧИК, генеральный директор страхового общества "Кентавр":

1. -- В то время "Кентавр" занимался страхованием от несчастных случаев, имущества, жизни и здоровья, добровольным страхованием автомобилей, но основным направлением было страхование кредитов. После распада Советского Союза и появления частного бизнеса банки стали практиковать такую форму обеспечения кредитных средств, как страховой полис. Эти полисы и давали до 80% общего объема поступлений. Уже тогда у нас были серьезные конкуренты, к примеру, компании "Альвена", "Христианская миссия", "Аралия", "Белгосстрах", с которыми вести речь о какой-либо "битве за клиентуру" не приходилось -- одинаково длинные очереди стояли ко всем. Более того, некоторые крупные предприятия и фирмы мы страховали вместе. Вопрос стоял только об отборе клиентов, причем наиболее жестко отбирали "Кентавр" и "Альвена", именно поэтому мы существуем до сих пор.

Десять лет назад не было никакой нормативной базы, приходилось работать на свой страх и риск. Сегодня трудно поверить, но выдавались полисы на миллионы долларов, хотя таких денег на счете у компаний не было и близко. Делалось это без боязни и особых мыслей о последствиях. Мы просто были моложе, работать было легко, получалось зарабатывать неплохие деньги. И мы надеялись, что когда-нибудь в Беларуси удастся развить классическое страхование населения. Ведь не секрет, что в любой развитой стране рынок страхования жизни является основой всего страхового бизнеса -- в этом сегменте сосредоточена основная масса договоров, премий, денег.

2. -- Ни да ни нет. Того, на что мы рассчитывали, не произошло: население не стало основным сегментом страхового рынка. Мы по-прежнему не имеем богатой страны, богатого народа, "средней" зарплаты едва хватает на хлеб с колбасой, а значит, думать о завтрашнем дне большинству граждан Беларуси "не по карману". Да, некоторые виды страхования уже становятся привлекательными, к примеру, страхование пенсий, но оно получит распространение лишь в том случае, если по доходам мы выйдем хотя бы на уровень Польши.

С другой стороны, десять лет назад казалось, что "нэп" закончится, а дальше все по традиции национализируют. Опасения оказались напрасными. Да, бизнес стал жестче, а работа -- тяжелее. Если в свое время в Беларуси работало порядка ста страховых компаний, то сегодня всего 35. Приятно, что остался и чувствует себя уверенно "Кентавр" -- мы научились работать в тех условиях, которые существуют реально.

Владимир БЕЛОВ, начальник отдела маркетинга центрального офиса "Корпорации Галактика" в РБ (ИП "Топ Софт"):

1. -- Это было время повального увлечения бизнесом "купи-продай", считалось, что наиболее реальные деньги можно было заработать только на базарах. Тем не менее мы решили пойти другим путем. Как самостоятельное юридическое лицо научно-техническое общество "Топ Софт" появилось в результате отделения от московского АО "Атлант-информ" в январе 1993 года. Подобралась настоящая команда профессионалов, состоящая из специалистов, которые прошли школу военно-промышленного комплекса. На тот момент сфера деятельности была достаточно новой. Мы сделали ставку на компьютерные системы, позволяющие предприятиям автоматизировать прежде всего сферу бухгалтерского учета. На рынок были представлены система "Бухкомплекс", программа для ведения реестра акционеров и движения акций на предприятии, разрабатывалась система по автоматизации сбыта. Эти простые в обращении и удобные продукты сразу получили признание в Беларуси и России.

С самого начала НТО "Топ Софт" стремилось давать программное обеспечение высокого качества. Плюс ко всему мы предлагали гарантию, бесплатное обновление продукта в течение года и... самую низкую стоимость. Значительную часть заработанных денег вкладывали в развитие. По-другому быть не могло. Мы хотели закрепиться на рынке "всерьез и надолго", а значит, каждый день приходилось думать о том, как завтра обеспечить более высокий уровень продукта и сервиса.

2. -- Сегодня уже нет прежней романтики, да и сами условия работы стали сложнее. Но можно сказать, что надежды того времени все-таки оправдались. Развитие нашего бизнеса не остановилось, мы стали популярными. "Топ Софт" превратился в крупнейшего белорусского разработчика программного обеспечения бухгалтерского и экономического назначения.

С сентября 2002 года мы имеем новый статус -- частного иностранного унитарного предприятия "Топ Софт", входящего в состав закрытого акционерного общества "Корпорация Галактика". Корпорация объединяет предприятия Москвы, Минска, Киева, Алматы, Екатеринбурга, Иркутска, Санкт-Петербурга и Самары, региональная партнерская сеть насчитывает более 200 фирм. В целом по СНГ мы обслуживаем порядка 5000 клиентов, а доход компании, к примеру, за прошлый год составил 11,5 млн. USD.

Екатерина ОНОШКО, директор фирмы "Внешаудит":

1. -- Нужно сказать, что характерной особенностью начала 90-х была относительная простота законодательства и то, что беспокоили больше всего вопросы размеров прибыли. Сейчас проблем для беспокойств у субъектов хозяйствования прибавилось, и значительно. Соответственно и аудиторам стало значительно сложнее выполнять свои обязанности. Число нормативных документов уже перевалило за 40 тыс., многие из наших клиентов занимаются не одним, а несколькими видами деятельности. Однако для "Внешаудита" это в порядке вещей.

2. -- Мы выросли во многом благодаря и нашей любимой газете "НЭГ", которая была и остается источником информации об изменениях, происходящих в экономике и законодательстве страны.Услуги фирмы востребованы по всей стране. Радует, что те предприятия, которым мы помогаем, крепнут и развиваются. У нас появился в Интернете свой сайт -- www.аudit.bу.

Недавно я была в Литве. В отличие от нас литовские аудиторы дают аудиторское заключение по финансовой отчетности, не касаясь налогов. Проверка правильности налогов у них -- отдельная услуга. Значительно облегчает работу литовцев электронная почта, по которой можно проконсультироваться с любыми специалистами министерств и ведомств, даже с главой государства. Мы еще на пути к этому.

Михаил ЕЛИСЕЕВ, президент АО "Западная биржа недвижимости" (сегодня -- глава ОДО "Западная недвижимость"):

1. -- 10 лет назад Западная биржа недвижимости была практически единственным солидным предприятием Беларуси, которое занималось торговлей недвижимостью в республиканском масштабе. В структуре биржи находилось несколько брокерских контор. За все время биржа провела 40 аукционов по продаже недвижимости. С нами активно сотрудничали как столичные, так и местные власти областных и районных центров. Однако вскоре в Беларусь пришла Международная финансовая корпорация, которая предложила свою помощь в продаже коммунальной собственности. В отличие от Западной биржи недвижимости, которой для существования и нормальной жизнедеятельности нужно было брать свой процент от проводимых сделок, МФК стала работать на некоммерческой основе. Сферой деятельности корпорации стали преимущественно Минск и областные центры. После этого для нас в качестве альтернативы остался рынок "коммуналки" райцентров. Однако несколько позднее, когда курс доллара был заморожен, цены на коммунальную недвижимость, в том числе на самую неприглядную, стали неоправданно высокими, мы отказались от торгов коммунальной собственностью.

2. -- Как видите, наши надежды не совсем оправдались... Западной биржи недвижимости больше нет. С 1997 года мы полностью перешли на рынок жилья. Сегодня ОДО "Западная недвижимость" занимается риэлтерской деятельностью. От АО "Западная биржа недвижимости" осталось только часть названия да главная сфера наших интересов -- сама недвижимость, оценка и торговля ею. В последнее время рынок жилья уменьшился практически в 2 раза, а число агентств по торговле недвижимостью выросло -- до 100 только в Минске. Вместе с тем недавно власти признали деятельность риэлтерских фирм сверхприбыльной: ставка арендной платы возросла. Если до ноября с.г. мы платили за 1 м^2 16 у.е., то сегодня -- 24. Так что, как видите, не все так просто...

И вместе с тем мы не теряем оптимизма. Желаем также оптимистично преодолевать все препятствия и нашей уважаемой "Национальной экономической газете", а также того, чтобы следующее десятилетие жизни "НЭГ" было более удачливым, чем то, которое осталось позади. Чтобы прибавилось не только оптимизма, но и того, что его питает: подписчиков, рекламодателей, солидных партнеров по бизнесу.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений