1 сентября в школу: кто детей научит родину любить
24 августа прошла встреча Александра Лукашенко с министром образования Игорем Карпенко, посвященная подготовке к началу нового учебного года. Однако без обсуждений политических вопросов не обошлось и на этот раз – Президент потребовал «защитить учителей в школах от всяких нападок» и подчеркнул, что раз образование в стране государственное, то и учителя должны следовать принципам государственной идеологии, а те, кто делать этого не хочет, работать в школе не должны.
Таким образом, А. Лукашенко, который еще 2 месяца назад накануне президентских выборов дал распоряжение расследовать все случаи увольнений работников по политическим мотивам, прямым текстом заявляет об увольнении учителей, имеющих «иные» убеждения. Однако и Президент, и министр образования упускают из виду один факт: численность учителей сокращается, а если из системы образования уйдут еще и несогласные с официальной политикой, то учить детей будет некому.
Педагогов становится меньше и без проверки на благонадежность
Единственным способом установить истину при таком обилии суждений и мнений являются факты. По данным статистики, за последние 7 лет (с 2013 по 2019 годы) численность учителей, работающих в учреждениях общего среднего образования, сократилась на 11 тыс. человек (9%).
При этом количество учащихся за этот же период выросло на 100,4 тыс. человек (10,8%).
В итоге если в 2014 году на одного учителя приходилось 7,6 учащихся, то в 2019-м – уже 9,3.
Если смотреть статистику по приему-увольнению, то только с марта по май 2020 г. из системы образования на чистой основе было уволено более 15 тыс. человек. Конечно, это не только учителя, но и вспомогательный персонал, также это традиционный для отрасли «сезонный» всплеск – большая часть уволенных обычно возвращается в отрасль в начале учебного года (в сентябре-октябре). Однако если сравнить с прошлым годом, то отток кадров из системы образования – кем бы эти люди ни работали – стал более значительным. Для сравнения: в прошлом году за аналогичный период превышение увольнения над приемом на работу составило 6245 человек, т.е. в 2020 году отток кадров уже превысил сезонный фактор на 8,75 тыс. человек. Искренне надеемся, что уволенные люди вернутся в систему образования в начале учебного года. Однако если «неблагонадежных» учителей будут увольнять, ситуация с обеспеченностью кадрами станет еще сложнее.
Престиж профессии определяет зарплата
К сожалению, статистика не дает информации о распределении учителей по возрасту, поэтому мы не можем оценить долю молодых педагогов, равно как и тех, кто работает в пенсионном и предпенсионном возрасте. Однако мы можем посчитать численность выпускников, которые получают дипломы педагога в нашей стране. Это 10 тыс. человек в год с тенденцией к сокращению численности за последние 2 года. Такого количества молодых специалистов вполне могло бы хватить, чтобы восполнить естественный отток кадров в отрасли, однако не все выпускники идут работать по специальности, многие из них трудоустраиваются вне системы образования. Одна из фундаментальных причин – низкий престиж и оплата труда педагогов.
По данным статистики, средняя начисленная зарплата работников образования на протяжении последних 5 лет отстает от средней по стране на 30%. Зарплата учителей, как правило, выше, но это не меняет общей картины: в среднем учитель в первом полугодии получил 1035,4 руб. – 87% средней зарплаты по стране за тот же период (1180,5 руб.). Усилия Министерства образования по повышению престижа педагогической профессии и реформирование системы начисления зарплат в конце прошлого года не привели к серьезным сдвигам в общественном восприятии профессии. Наоборот, многие учителя, будучи членами избирательных комиссий, отвечавшими за первичный подсчет голосов на президентских выборах, оказались вовлечены в политический кризис и стали своего рода политическим громоотводом, что не добавляет профессии привлекательности.
Перестаньте подставлять учителей
Министр образования Игорь Карпенко не зря обратил внимание на буллинг (травлю) учителей.
Августовский политический конфликт, который так и не нашел решения в виде диалога правительства и представителей протестующих против результатов выборов, все больше смещается в бытовую плоскость, а значит, все недовольство действиями правительства будет выливаться на учителей. В большинстве случаев, как ни печально, не по адресу.
Однако это только часть правды. На встрече не обсуждалось, что ответственность за негатив к учителям лежит также на Министерстве образования. Каждый раз, когда в нашей стране проходят очередные президентские или парламентские выборы, сотни учителей оказываются втянуты в эту не самую чистую общественную деятельность. Однако на этот раз выборы не прошли по запланированному сценарию, из-за чего учителя вдруг оказались между молотом и наковальней. И причина как раз не в наковальне, а в порочной практике привлекать к работе на выборах педагогов.
Нашему обществу сейчас необходимо преодолеть раскол и восстановить взаимное уважение взглядов и мнений, остановить культивацию ненависти. Заявление о том, что в школах должны работать только те учителя, которые привержены государственной идеологии, сложно расценивать иначе как борьбу с инакомыслием и преследование за личные убеждения. Если мы хотим, чтобы педагоги спокойно работали в школе – не за самую высокую зарплату, стоит для начала перестать их использовать в качестве политических сипаев и защитить от преследования за гражданскую позицию.
Кстати, в этом году первый урок в учреждениях общего среднего образования будет посвящен теме «Я вырос здесь, и край мне этот дорог». Методическая рекомендация Минобразования – посвятить урок «формированию у учащихся чувства гордости за достижения нашей страны за годы независимости, воспитанию гражданской ответственности, инициативности и творческой активности».
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Количество учащихся, тыс. чел.* |
931,3 |
946,1 |
969,1 |
982,3 |
994,5 |
1010,40 |
1031,70 |
Количество учителей, тыс. чел.* |
121,9 |
117,4 |
116,3 |
115,8 |
114,6 |
112,2 |
110,9 |
Количество учеников на 1 учителя, чел.* |
7,64 |
8,06 |
8,33 |
8,48 |
8,68 |
9,01 |
9,30 |
Количество выпускников педагогической специальности, тыс. чел. |
10,9 |
10,8 |
10 |
9,9 |
10,5 |
8,4 |
7,3 |
Отношение средней начисленной зарплаты работника образования к средней зарплате по стране, % |
68,7 |
69 |
72,9 |
71,3 |
69 |
68,5 |
70,36 |
*в средней ступени образования
Минск накануне учебного года
Комитет по образованию Мингорисполкома заявил о потребности в 1113 молодых специалистах-педагогах в 2020 году. Больше всего необходимы воспитатели и учителя начальных классов. По данным на конец июля, вакансий по первой профессии насчитывалось 385, по второй – 88.
Кроме того, в текущем году востребованы учителя математики (52 вакансии), русского языка и литературы (24 вакансии), физической культуры (23 вакансии), дефектологи (20 вакансий), музыкальные руководители (43 вакансии) и руководители физвоспитания (62 вакансии) в садике, педагоги социальные (27 вакансий), педагоги-психологи (47 вакансий).
Большую часть вакансий Комитет по образованию рассчитывает закрыть за счет молодых специалистов, в основном выпускников БГПУ, который направит 754 человека.
Кроме главного педагогического университета страны первые рабочие места в столичных учреждениях образования получат выпускники БГУ, МГЛУ, БГУФК, БНТУ. Помогают и регионы. Так, в учреждения образования столицы по распределению прибывают выпускники Гродненского государственного университета имени Я. Купалы, Витебского государственного университета имени П.М. Машерова, Могилевского университета имени А.А. Кулешова.