Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

1 сентября в школу: кто детей научит родину любить

Фото:pixabay.com

24 августа прошла встреча Александра Лукашенко с минист­ром образования Игорем Карпенко, посвященная подготовке к началу нового учебного года. Однако без обсуждений политических вопросов не обошлось и на этот раз – Президент потребовал «защитить учителей в школах от всяких нападок» и подчеркнул, что раз образование в стране государственное, то и учителя должны следовать принципам государственной идеологии, а те, кто делать этого не хочет, работать в школе не должны.

Таким образом, А. Лукашенко, который еще 2 месяца назад накануне президентских выборов дал распоряжение расследовать все случаи увольнений работников по политическим мотивам, прямым текстом заявляет об увольнении учителей, имеющих «иные» убеждения. Однако и Президент, и министр образования упускают из виду один факт: численность учителей сокращается, а если из системы образования уйдут еще и несогласные с официальной политикой, то учить детей будет некому.

 

Педагогов становится меньше и без проверки на благонадежность

Единственным способом установить истину при таком обилии суждений и мнений являются факты. По данным статистики, за последние 7 лет (с 2013 по 2019 годы) численность учителей, работающих в учреждениях общего среднего образования, сократилась на 11 тыс. человек (9%).

При этом количество учащихся за этот же период выросло на 100,4 тыс. человек (10,8%).

В итоге если в 2014 году на одного учителя приходилось 7,6 учащихся, то в 2019-м – уже 9,3.

Если смотреть статистику по приему-увольнению, то только с марта по май 2020 г. из системы образования на чистой основе было уволено более 15 тыс. человек. Конечно, это не только учителя, но и вспомогательный персонал, также это традиционный для отрасли «сезонный» всплеск – большая часть уволенных обычно возвращается в отрасль в начале учебного года (в сентябре-октябре). Однако если сравнить с прошлым годом, то отток кадров из системы образования – кем бы эти люди ни работали – стал более значительным. Для сравнения: в прошлом году за аналогичный период превышение увольнения над приемом на работу составило 6245 человек, т.е. в 2020 году отток кадров уже превысил сезонный фактор на 8,75 тыс. человек. Искренне надеемся, что уволенные люди вернутся в систему образования в начале учебного года. Однако если «неблагонадежных» учителей будут увольнять, ситуация с обеспеченностью кадрами станет еще сложнее.

 

Престиж профессии определяет зарплата

К сожалению, статистика не дает информации о распределении учителей по возрасту, поэтому мы не можем оценить долю молодых педагогов, равно как и тех, кто работает в пенсионном и предпенсионном возрасте. Однако мы можем посчитать численность выпускников, которые получают дипломы педагога в нашей стране. Это 10 тыс. человек в год с тенденцией к сокращению численности за последние 2 года. Такого количества молодых специалистов вполне могло бы хватить, чтобы восполнить естественный отток кадров в отрасли, однако не все выпускники идут работать по специальности, многие из них трудоустраиваются вне системы образования. Одна из фундаментальных причин – низкий престиж и оплата труда педагогов.

По данным статистики, средняя начисленная зарплата работников образования на протяжении последних 5 лет отстает от средней по стране на 30%. Зарплата учителей, как правило, выше, но это не меняет общей картины: в среднем учитель в первом полугодии получил 1035,4 руб. – 87% средней зарплаты по стране за тот же период (1180,5 руб.). Усилия Министерства образования по повышению престижа педагогической профессии и реформирование системы начисления зарплат в конце прошлого года не привели к серьезным сдвигам в общественном восприятии профессии. Наоборот, многие учителя, будучи членами избирательных комиссий, отвечавшими за первичный подсчет голосов на президентских выборах, оказались вовлечены в политический кризис и стали своего рода политическим громоотводом, что не добавляет профессии привлекательности.

 

Перестаньте подставлять учителей

Министр образования Игорь Карпенко не зря обратил внимание на буллинг (травлю) учителей.

Августовский политический конф­ликт, который так и не нашел решения в виде диалога правительства и представителей протестующих против результатов выборов, все больше смещается в бытовую плоскость, а значит, все недовольство действиями правительства будет выливаться на учителей. В большинстве случаев, как ни печально, не по адресу.

Однако это только часть правды. На встрече не обсуждалось, что ответственность за негатив к учителям лежит также на Министерстве образования. Каждый раз, когда в нашей стране проходят очередные президент­ские или парламентские выборы, сотни учителей оказываются втянуты в эту не самую чистую общественную деятельность. Однако на этот раз выборы не прошли по запланированному сценарию, из-за чего учителя вдруг оказались между молотом и наковальней. И причина как раз не в наковальне, а в порочной практике привлекать к работе на выборах педагогов.

Нашему обществу сейчас необходимо преодолеть раскол и восстановить взаимное уважение взглядов и мнений, остановить культивацию ненависти. Заявление о том, что в школах должны работать только те учителя, которые привержены государственной идеологии, сложно расценивать иначе как борьбу с инакомыслием и преследование за личные убеждения. Если мы хотим, чтобы педагоги спокойно работали в школе – не за самую высокую зарплату, стоит для начала перестать их использовать в качест­ве политических сипаев и защитить от преследования за гражданскую позицию.

Кстати, в этом году первый урок в учреждениях общего среднего образования будет посвящен теме «Я вырос здесь, и край мне этот дорог». Методическая рекомендация Минобразования – посвятить урок «формированию у учащихся чувства гордости за достижения нашей страны за годы независимости, воспитанию гражданской ответственности, инициативности и творческой активности».

 

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Количество учащихся, тыс. чел.*

931,3

946,1

969,1

982,3

994,5

1010,40

1031,70

Количество учителей, тыс. чел.*

121,9

117,4

116,3

115,8

114,6

112,2

110,9

Количество учеников на 1 учителя, чел.*

7,64

8,06

8,33

8,48

8,68

9,01

9,30

Количество выпускников педагогической специальности, тыс. чел.

10,9

10,8

10

9,9

10,5

8,4

7,3

Отношение средней начисленной зарплаты работника образования

к средней зарплате по стране, %

68,7

69

72,9

71,3

69

68,5

70,36

*в средней ступени образования


 

Минск накануне учебного года

Комитет по образованию Мингорисполкома заявил о потребности в 1113 молодых специалистах-педагогах в 2020 году. Больше всего необходимы воспитатели и учителя начальных классов. По данным на конец июля, вакансий по первой профессии насчитывалось 385, по второй – 88.

Кроме того, в текущем году востребованы учителя математики (52 вакансии), русского языка и литературы (24 вакансии), физической культуры (23 вакансии), дефектологи (20 вакансий), музыкальные руководители (43 вакансии) и руководители физвоспитания (62 вакансии) в садике, педагоги социальные (27 вакансий), педагоги-психологи (47 вакансий).

Большую часть вакансий Комитет по образованию рассчитывает закрыть за счет молодых специалистов, в основном выпускников БГПУ, который направит 754 человека.

Кроме главного педагогического университета страны первые рабочие места в столичных учреждениях образования получат выпускники БГУ, МГЛУ, БГУФК, БНТУ. Помогают и регионы. Так, в учреждения образования столицы по распределению прибывают выпускники Гродненского государственного университета имени Я. Купалы, Витебского государственного университета имени П.М. Машерова, Могилевского университета имени А.А. Кулешова.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by  
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by