$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

Выбор — за покупателем

27.07.2007

«В торговом объекте должен быть представлен исчерпывающий ассортимент товаров отечественного производства, но у потребителя должна быть возможность свободного выбора», — заявил на пресс-конференции накануне профессионального праздника работников отрасли ее руководитель Александр ИВАНКОВ.

К такой формуле отношений со своими главными партнерами — производителями и потребителями товаров и услуг — белорусская торговля пришла не сразу: вспомним прежние требования об обязательном наличии в торговом зале не менее 70% отечественной продукции, негласные запреты на реализацию в регионах товаров из других областей, прочие ограничительно-запретительные меры. «Перешагнуть» через них позволило динамичное развитие экономики страны, включая саму торговлю: за последние 5 лет розничный товарооборот увеличился более чем вдвое.

62% реальных денежных доходов населения, которые, к слову, также растут, «оседают» в торговле. Не менее важна качественная сторона: с 2000 г. доля непродовольственных товаров в общем объеме оборота возросла с 39 до 47%. Иными словами, у населения все больше «лишних» денег, и его предпочтения явно склоняются в сторону товаров длительного пользования. Растет потребление биологически ценных продуктов питания — рыбы и овощей, плодов и ягод, яиц и растительного масла…

Сегодня внутренний рынок «поглощает» более 85% производимого в республике продовольствия и 70% непродовольственных товаров. Тем не менее актуальными остаются как лозунг «купляйце беларускае», так и работа по изменению психологии продавцов-покупателей. В Бельгии, по словам министра, никто не станет покупать товар иностранного производства, если рядом будет лежать свой — человек так воспитан, что «наше», даже более дорогое, лучше импортного.

Другое дело, подчеркнул А.Иванков, все ли надо производить самим? «Что можем изготовить хорошо и качественно — будем делать, а что лучше и дешевле получается у других — оспаривать их места на рынке тоже не надо».

Все более значительную долю на отечественном потребительском рынке занимают товары российских производителей. Однако министр считает, что эти поставки должны быть уравновешены экспортом белорусской продукции.

«Есть в Минске магазин ProStore, 51% акций которого принадлежат российской фирме, — привел пример А.Иванков. — Ей же принадлежат 179 предприятий на территории РФ. Мы не возражаем против поставок российских изделий в Беларусь, но предлагаем на ту же сумму выбрать и реализовать в России белорусский товар, тем более что он там пользуется хорошим спросом».

Касаясь работы гипер — и супермаркетов, министр добавил, что в них сейчас представлен широкий ассортимент белорусской продукции, но для покупателя сохранена возможность выбора между отечественным и импортным товаром. Тем не менее судить о качестве их работы надо по количеству договоров, заключенных именно с отечественными производителями.

Сегодня в Минске функционирует 4 гипермаркета, к 2010 г. по периметру кольцевой дороги будет возведено еще столько же — площадки уже определены. Их строительство рационально — помимо продовольственных, в столице требуется развивать торговлю хозяйственными и строительными товарами. При этом важным направлением развития торговой сети остается обустройство в новых микрорайонах небольших магазинов и объектов сферы бытовых услуг.

Касаясь ситуации с цементом, министр отметил, что сейчас прежних перебоев с его поставками на потребительский рынок, вызванных увеличением объема индивидуального строительства и строительства жилья, а также возведением крупных объектов, уже нет. К слову, в I полугодии на данном рынке республики реализовано около 54 тыс.т цемента, что в 2,5 раза выше прогнозного на текущий год.

Отвечая на вопрос корреспондента «ЭГ» о расходовании средств отраслевого инновационного фонда, А.Иванков пояснил, что в нынешнем году в бюджет «заложено» 9,5 млрд.Br. Около 70% этой суммы будет переадресовано селу на строительство комплексных приемных пунктов, приобретение оборудование и на другие цели, вытекающие из Государственной программы возрождения и развития села. Остальные средства будут использованы для выпуска оборудования для торговли и общественного питания, на развитие платежной системы и научных исследований, а также торговой инфраструктуры небольших городов, особенно тех, где проводятся Дожинки.

Пользуясь случаем, министр попросил журналистов поздравить в своих изданиях от его имени всех работников отрасли (а это около 650 тыс. чел.) с их профессиональным праздником, пожелать успехов в работе и счастья в личной жизни. «ЭГ» с удовольствием присоединяется к этим поздравлениям.

Федор ЗАЯЦ