$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

«Сотка» на горизонте

20.12.2011

Со вступлением очередных 5 кандидатов количество членов Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) достигнет ста.

О своем желании войти в РКП заявили Белорусская ассоциация страховщиков, Ассоциация защиты и охраны фирменных наименований и товарных знаков, Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен, портал bel.biz и столичный ресторан «Кухмістр», сообщил в ходе недавнего годового собрания исполнительный директор конфедерации Артем Терешенок. Процедура вступления новых членов завершится после выполнения всех формальностей с документацией, уточнил он.

В настоящий момент РКП, образованная в августе 2007 г., объединяет в своих рядах несколько десятков отраслевых и региональных бизнес-союзов и ассоциаций. Среди ее членов также субъекты хозяйствования. В числе целей и задач РКП — защита прав и интересов своих членов в органах власти, участие в законотворческой деятельности, развитие межрегиональных связей.

Тем временем

Как показал опрос представителей малого и среднего предпринимательства (МСП) Беларуси, проведенный исследовательским центром ИПМ, в 2011 г. количество членов бизнес-союзов удвоилось. Правда, банальная неинформированность бизнесменов остается основным препятствием на пути роста организованных предпринимательских структур.

Если в 2009–2010 гг. членами предпринимательских союзов являлись только 7% опрошенных МСП, то в этом году — уже 15,5%. Это свидетельствует о возросшей заинтересованности бизнеса, все большее число предпринимателей отмечают эффективность бизнес-союзов и их способность оказать экономико-правовую помощь, отмечается в исследовании.

Традиционно наиболее высок удельный вес субъектов хозяйствования, охваченных бизнес-объединениями, в промышленности и строительстве — 21,4% и 23% соответственно против 9,1% и 8,8% годом ранее. Рост членской базы отмечен в таких отраслях, как торговля, транспорт и связь. А вот в сфере бытового обслуживания она снизилась, что, по мнению авторов исследования, связано с чрезмерным весом государства в данном секторе и неспособностью частников эффективно отстаивать там свои интересы.

Наиболее активными членами бизнес-союзов являются средние предприятия с численностью работающих от 51 до 100 человек. Среди них отмечена и самая высокая динамика роста вовлеченности в организованные структуры — с 3,9% до 36,4%. Маленькие фирмы (с численностью работников до 50 человек), напротив, не торопятся в бизнес-союзы — членство оформила лишь каждая десятая организация.

Неодинакова активность и среди субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм. Так, если по результатам прошлогоднего опроса наибольший процент приходился на ЗАО, то в 2011-м — на ОАО (32% от числа опрошенных при более чем 6-кратном росте). Несколько снизились процентные показатели для ОДО и ЗАО — с 5,7% до 2% и с 17,6% до 16,7% соответственно. Среди производственных кооперативов удельный вес составил 50%, полных товариществ — 33,3%, ООО — 22%, УП — 10%.

В региональном разрезе наиболее выгодно смотрятся Минск и Минская область, где членами бизнес-союзов являются порядка 30% опрошенных организаций. Хуже всего обстоят дела в Гомеле и Бресте.

Таким образом, по мнению авторов исследования, можно составить приблизительный портрет участника бизнес-союза: это скорее всего организация с численностью персонала до 100 человек, основанная до 2005 г. и работающая в сфере торговли, производства или строительства.

Результаты исследования показали, что среди членов бизнес-союзов наиболее востребованными являются юридические услуги и возможность обменяться опытом, на что указали 50,8% и 44,4% опрошенных. Несколько меньшим «спросом» пользуются такие услуги, как помощь по вопросам ведения хозяйственной деятельности (39,7%) и представление интересов фирмы в центральных органах власти (36,5%). Вторично, с точки зрения белорусского бизнеса, повышение с помощью бизнес-союзов квалификации персонала и помощь в привлечении финансовых ресурсов, на что обратили внимание по 17,5% опрошенных. По мнению ИПМ, это свидетельствует о неоднозначности экономического положения субъектов МСП и их первоочередной ориентации на выживание, а не на экспансию или инновационную деятельность.

Одновременно авторы опроса попытались разобраться, почему 85% респондентов отрицательно ответили на вопрос о возможном членстве в бизнес-союзах. Почти половина опрошенных (44,8%) объяснила это недостатком информации о деятельности таких организаций. Также высока доля тех, кто считает, что бизнес-союзы не смогут оказать поддержку в решении проблем, — 43,3%. В то же время финансовую составляющую членства представители МСП не считают преградой, поскольку только для 1% ресондентов причиной отказа является размер членских взносов. Авторы опроса закономерно делают вывод о недостаточной информационной работе организованных предпринимательских структур, в силу чего их потенциал в Беларуси остается далеко не раскрытым.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО