$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

НА НОРМАТИВНОЙ МЕЛИ©

09.06.2015

По живописным белорусским рекам и озерам можно было бы прекрасно путешествовать на лодках или яхтах — если удастся не сесть на мель административных барьеров и штрафов. Избавит ли от них законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления уголовной и административной ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации маломерных судов», который готовится в Палате представителей к рассмотрению во втором чтении?

Когда-то общественность выиграла затяжную войну с чиновниками, доказав, что формальный техосмотр «малого флота» — безмоторных судов грузоподъемностью менее 225 кг — никому не нужен и влечет только лишние расходы. Техосмотр отменили, но с 28.12.2013 г., когда контроль за безопасностью лодок перешел в ведение МЧС, его вновь ввели. Теперь ежегодно должно проводиться техническое освидетельствование не только моторных судов, катеров и гидроциклов, но и маломерных гребных судов, после выпуска которых прошло 10 и более лет (более «молодых» — раз в 2 года). Маломерные суда должны регистрироваться в течение 30 суток с момента их приобретения в Государственной инспекции по маломерным судам.

Для управления моторным судном с двигателем мощностью свыше 5 л.с. требуется удостоверение, а их «водителю» за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации согласно ст.18.8 КоАП грозит предупреждение или штраф до 3 базовых величин (БВ).

Теперь предлагается значительно расширить сферу действия этой статьи.

В соответствии с законопроектом нарушение судовладельцем правил пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок повлечет предупреждение или штраф в размере от 2 до 10 БВ, эксплуатанту баз (сооружений) для стоянок таких судов за подобное нарушение — предупреждение или штраф от 1 до 10 БВ. Кроме того, планируется ввести штрафы от 5 до 9 БВ за управление маломерным судном с заведомо измененным регистрационным номером либо без номера, за превышение установленных грузоподъемности или допустимого количества людей на борту, за нарушение требований к количеству двигателей или их предельной мощности, категории сложности района плавания или разряда. Управление маломерным судном без соответствующего удостоверения или передача управления «бесправнику» повлекут штраф от 5 до 10 БВ, а в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или за передачу управления такому лицу — от 10 до 50 БВ с лишением «водительских» прав на 3 года. Оштрафовать можно и пассажира, например, за отсутствие спасательного жилета.

Правительству поручается определить порядок изъятия удостоверения на право управления моторным маломерным судном с мощностью двигателя свыше 5 л.с., и международного удостоверения на право управления прогулочным судном. Заодно предлагается изложить в новой редакции ст. 316 Уголовного кодекса, разделив составы преступлений в зависимости от тяжести последствий. Так, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации лицом, управляющим маломерным судном, повлекшее по неосторожности смерть 2 или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а если «водитель» был пьян, то срок лишения свободы увеличивается — от 4 до 10 лет.

Представители ОСВОДа уверены, что техосвидетельствование оправдано, если оно позволит спасти хоть одну жизнь. Но владельцы лодок, в частности пластиковых и резиновых, считают их обязательное техосвидетельствование лишним. При этом они ссылаются на опыт России, где оно, по их словам, проходит один раз в 5 лет, а суда весом менее 200 кг (почти 90% всех малых лодок) вообще не подлежат регистрации. Специалисты отмечают, что больший эффект дало бы усиление контроля на воде. Возможно, карать любителей кататься под хмельком надо по всей строгости, но гораздо больше пострадают от роста санкций дома отдыха, санатории, турбазы, предприниматели и любители-рыболовы — тем более что при нынешних зарплатах и пенсиях планируемые штрафы окажутся достаточно обременительными. Представители турбизнеса и хозяева агроусадеб видят в предлагаемых новшествах тормоз для развития в стране рыболовного туризма. К примеру, гости из России сталкиваются с тем, что их удостоверения на право управления «маломерами» зачастую оказываются недействительными, поскольку в РФ они требуются лишь для моторок с двигателем более 10 л.с., а у нас — более 5. Равенство только в этой сфере дало бы дополнительный «плюс» белорусскому туризму.

Нынешний навигационный период пройдет, вероятнее всего, по «старым» правилам. Ведь законопроект, после прохождения всех процедур в парламенте и подписания Президентом, вступит в силу только через 3 месяца после официального опубликования, т.е. в лучшем случае ближе к зиме.

Анна ФЕДОРОВА

Справка «ЭГ»

На 1.01.2015 г. в стране насчитывалось около 300 тыс. маломерных судов, из них 132,6 тыс. зарегистрировано в Госинспекции. С их участием совершается немало правонарушений, в т.ч. с летальным исходом. Так, в 2012 г. утонуло 42 человека, в 2013-м — 38, в 2014-м — 35.