$

2.0625 руб.

2.3094 руб.

Р (100)

3.2251 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Резонанс

«Буслику» принесло инвестора

20.11.2009

Отечественный ритейл остается самым привлекательным сегментом белорусского рынка. На днях Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) приобрел 25,5% акций группы компаний West Ost Union (WOU ТМ «Буслик»), владеющей крупнейшей сетью супермаркетов детских товаров в стране.

В минувший вторник состоялось подписание документов. Сумма сделки составила 3 млн. USD. Ее инициатором стала West Ost Union, увидев в ЕБРР серьезного и весьма перспективного партнера, которому оказались интересны социальные бизнес-проекты торговой сети «Буслик». Прежде чем пробрести блокирующий пакет акций WOU, Европейский банк реконструкции и развития больше года анализировал все «за» и «против».

— Достижения менеджмента, применение передовой практики корпоративного управления стали важными факторами принятия банком решения инвестировать в этот проект, — сказала в ходе подписания сделки старший банкир ЕБРР Ирена Стэнвелл. — Это первые инвестиции ЕБРР в сектор розничной торговли в Беларуси. Дальнейшая работа розничной сети «Буслик» в региональном направлении даст доступ для большего числа покупателей среднего уровня доходов к качественным товарам. Мы надеемся сыграть полезную роль в стратегическом управлении компанией.

Кстати, ЕБРР не намерен быть акционером компании слишком долго. Как объяснила «ЭГ» И.Стэнвелл, когда рынок станет более развитым и группа компаний West Ost Union, возможно, приглянется другому инвестору, банк продаст ему свою долю. Этап становления компании, как показывает практика, после вливания инвестиций банка составляет от 4 до 6 лет.

О том, какое место на рынке детских товаров занимает сеть ТМ «Буслик» сегодня и каковы дальнейшие планы предприятия, рассказал генеральный директор West Ost Union Сергей Мисяченко:

— В основе работы группы компаний West Ost Union были заложены открытость и прозрачность, максимальный учет интересов потребителя и особенностей белорусского рынка. В результате в относительно короткий срок нам удалось создать узнаваемый сильный бренд в сегменте товаров для детей.

Сеть, основанная в 2006 г., состоит из 12 магазинов, работающих в Минске, Гомеле, Бресте и Могилеве, ряде крупных райцентров. Ее доля на рынке детских товаров составляет примерно 5-7%. Даже в условиях мирового экономического кризиса компания продолжает развиваться. В этом году открыты три новых магазина. Прогнозируется, что, несмотря на снижение покупательского спроса и жесткую регламентацию цен товаров детского ассортимента, включая продукты питания, прирост выручки сети «Буслик» в 2009 г. составит порядка 15%.

В магазинах «Буслик» представлена продукция 53 предприятий концерна «Беллегпром». Доля некоторых белорусских товаров, например, трикотажа, обуви, доходит до 70-90%. И качество их достаточно высокое, отмечает С.Мисяченко.

Менеджеры компании ищут и находят новые инструменты привлечения покупателей. Один из них — накопительная дисконтная программа, позволяющая экономить при последующих покупках. При этом цены в сети «Буслик» нередко ниже, чем на рынках, в частности, на подгузники. Важным конкурентным преимуществом магазинов West Ost Union остается наличие на его прилавках всего спектра детских товаров. По мнению С.Мисяченко, все это вместе взятое, а также возможность цивилизованных покупок через несколько лет отучат покупателя от неорганизованных сегментов торговли, таких, как вещевые и продуктовые рынки.

Вместе с тем представители группы компаний West Ost Union считают, что для детских товаров нужен компенсационный механизм. Один из российских инвесторов — основателей West Ost Union Олег Кудинов полагает, что поскольку на социально значимые товары установлены ограниченные торговые надбавки, было бы целесообразно в качестве компенсации уменьшить арендные ставки, тарифы на электро- и тепловую энергию. Вместе с тем, несмотря на эти досадные, но в принципе некритичные для компании трудности, О.Кудинов отмечает в целом достаточно комфортные условия для развития бизнеса в Беларуси. Последние решения правительства, направленные на либерализацию экономики, несомненно, в будущем дадут хорошие плоды и государству, и инвесторам.

На это, а также на инвестиции ЕБРР, необходимые для реализации ее планов по расширению торговой сети, рассчитывает и С.Мисяченко. К 2013 г. West Ost Union планирует удвоить торговую сеть, открыв 25 специализированных супермаркетов во всех крупных городах страны. Расширение торговых форматов должно как минимум в два разу увеличить продажи. Потенциал роста компании, считает гендиректор, обусловлен и тем, что пока количество торговых площадей на душу населения в РБ остается одним из самых низких в Европе. Надо догонять.

Тамара МАРКИНА


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы