$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

«Буслику» принесло инвестора

20.11.2009

Отечественный ритейл остается самым привлекательным сегментом белорусского рынка. На днях Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) приобрел 25,5% акций группы компаний West Ost Union (WOU ТМ «Буслик»), владеющей крупнейшей сетью супермаркетов детских товаров в стране.

В минувший вторник состоялось подписание документов. Сумма сделки составила 3 млн. USD. Ее инициатором стала West Ost Union, увидев в ЕБРР серьезного и весьма перспективного партнера, которому оказались интересны социальные бизнес-проекты торговой сети «Буслик». Прежде чем пробрести блокирующий пакет акций WOU, Европейский банк реконструкции и развития больше года анализировал все «за» и «против».

— Достижения менеджмента, применение передовой практики корпоративного управления стали важными факторами принятия банком решения инвестировать в этот проект, — сказала в ходе подписания сделки старший банкир ЕБРР Ирена Стэнвелл. — Это первые инвестиции ЕБРР в сектор розничной торговли в Беларуси. Дальнейшая работа розничной сети «Буслик» в региональном направлении даст доступ для большего числа покупателей среднего уровня доходов к качественным товарам. Мы надеемся сыграть полезную роль в стратегическом управлении компанией.

Кстати, ЕБРР не намерен быть акционером компании слишком долго. Как объяснила «ЭГ» И.Стэнвелл, когда рынок станет более развитым и группа компаний West Ost Union, возможно, приглянется другому инвестору, банк продаст ему свою долю. Этап становления компании, как показывает практика, после вливания инвестиций банка составляет от 4 до 6 лет.

О том, какое место на рынке детских товаров занимает сеть ТМ «Буслик» сегодня и каковы дальнейшие планы предприятия, рассказал генеральный директор West Ost Union Сергей Мисяченко:

— В основе работы группы компаний West Ost Union были заложены открытость и прозрачность, максимальный учет интересов потребителя и особенностей белорусского рынка. В результате в относительно короткий срок нам удалось создать узнаваемый сильный бренд в сегменте товаров для детей.

Сеть, основанная в 2006 г., состоит из 12 магазинов, работающих в Минске, Гомеле, Бресте и Могилеве, ряде крупных райцентров. Ее доля на рынке детских товаров составляет примерно 5-7%. Даже в условиях мирового экономического кризиса компания продолжает развиваться. В этом году открыты три новых магазина. Прогнозируется, что, несмотря на снижение покупательского спроса и жесткую регламентацию цен товаров детского ассортимента, включая продукты питания, прирост выручки сети «Буслик» в 2009 г. составит порядка 15%.

В магазинах «Буслик» представлена продукция 53 предприятий концерна «Беллегпром». Доля некоторых белорусских товаров, например, трикотажа, обуви, доходит до 70-90%. И качество их достаточно высокое, отмечает С.Мисяченко.

Менеджеры компании ищут и находят новые инструменты привлечения покупателей. Один из них — накопительная дисконтная программа, позволяющая экономить при последующих покупках. При этом цены в сети «Буслик» нередко ниже, чем на рынках, в частности, на подгузники. Важным конкурентным преимуществом магазинов West Ost Union остается наличие на его прилавках всего спектра детских товаров. По мнению С.Мисяченко, все это вместе взятое, а также возможность цивилизованных покупок через несколько лет отучат покупателя от неорганизованных сегментов торговли, таких, как вещевые и продуктовые рынки.

Вместе с тем представители группы компаний West Ost Union считают, что для детских товаров нужен компенсационный механизм. Один из российских инвесторов — основателей West Ost Union Олег Кудинов полагает, что поскольку на социально значимые товары установлены ограниченные торговые надбавки, было бы целесообразно в качестве компенсации уменьшить арендные ставки, тарифы на электро- и тепловую энергию. Вместе с тем, несмотря на эти досадные, но в принципе некритичные для компании трудности, О.Кудинов отмечает в целом достаточно комфортные условия для развития бизнеса в Беларуси. Последние решения правительства, направленные на либерализацию экономики, несомненно, в будущем дадут хорошие плоды и государству, и инвесторам.

На это, а также на инвестиции ЕБРР, необходимые для реализации ее планов по расширению торговой сети, рассчитывает и С.Мисяченко. К 2013 г. West Ost Union планирует удвоить торговую сеть, открыв 25 специализированных супермаркетов во всех крупных городах страны. Расширение торговых форматов должно как минимум в два разу увеличить продажи. Потенциал роста компании, считает гендиректор, обусловлен и тем, что пока количество торговых площадей на душу населения в РБ остается одним из самых низких в Европе. Надо догонять.

Тамара МАРКИНА