$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

«АТЛАНТУ» — 50

16.03.2010

Укрепление конкурентоспособности через развитие и совершенствование технологий — суть хозяйственной философии ЗАО «Атлант». Благодаря ей ведущий отечественный производитель бытовой техники, который отмечает в этом году полувеково й юбилей, успешно прошел через недавний кризис и рассчитывает на хорошие перспективы, рассказали журналистам в ходе пресс-тура по объединению.

В цехах «Атланта» кипит работа: нужно выполнять задание по производству продукции на 10% больше прошлогоднего. В 2009 г. с конвейеров объединения сошло 1 017 348 холодильников и морозильников и 234 744 стиральные машины. Правда, эти объемы из-за кризиса, повлиявшего на покупательский спрос, составили лишь 92% от уровня 2008 г.

Впрочем, итогами прошлого года руководство ЗАО вполне удовлетворено. Если в натуральных показателях произошло снижение, то по финансовым наблюдался прогресс. «В 2008 г. рентабельность, например, была 8%, а в 2009 г. она составила почти 11%», — сообщил генеральный директор Виктор Шумило. По его словам, повышение прибыльности обеспечено благодаря «упреждающим мерам по сокращению затрат, в т.ч. непроизводственных».

Правда, порядка 25 млрд. Br сэкономленных средств ушло на погашение подорожавших банковских кредитов, ставка по которым поднялась до 24%. Тем не менее ЗАО, как подчеркнул гендиректор, свою деятельность осуществляет без господдержки, все мероприятия финансируются исключительно за счет собственных средств.

За прошлый год доля «Атланта» на белорусском рынке по продажам холодильников с 84,6% увеличилась до 93%, по стиральным машинам — с 24,3% до 49,4%. С одной стороны, как признает руководство ЗАО, этому способствовала правительственная политика борьбы с импортом и девальвация национальной валюты, что снизило привлекательность зарубежных аналогов. С другой — следует отдать должное усилиям самого объединения по продвижению своей продукции. «Атлант» проводил в прошлом году и продолжает в нынешнем различные рекламные акции, например, по вручению призов при покупке холодильников и стиральных машин», — рассказала начальник управления Минторга Нина Пашко. По ее словам, в торговых организациях отмечают возросшую заинтересованность ЗАО в реализации своей бытовой техники населению.

Впрочем, основную долю средств «Атлант» зарабатывает на экспорте, поставляя свою продукцию в 34 государства, где реализуются каждые 8 холодильников из 10 произведенных. Как ни странно, но в 2009 г. ЗАО, несмотря на кризис, увеличило там свою долю на 5–8%. В.Шумило объясняет это тем, что конкуренты снизили производство на 35–40%, в то время как «Атлант» — только на 8%.

По его словам, в два раза, например, вырос экспорт в страны Евросоюза. Скажем, жителям ФРГ в прошлом году было поставлено около 120 тыс. единиц бытовой техники марки Atlant. Хотя основной зарубежный рынок сбыта — по-прежнему Россия и другие страны СНГ, подчеркивает гендиректор. По его оценке, здесь доля холодильников «Атлант» достигает 25%.

Ориентация на зарубежного потребителя, конкуренция на внешних рынках с такими известными производителями, как Bosh, Liebherr, Electrolux, Miele, Neff, Samsung, Whirlpool требует от белорусов выпуска качественной, экономичной техники с современным дизайном. Поэтому основной акцент в хозяйственной политике руководство сделало на организацию производства высокой культуры и внедрение жесткой системы контроля качества.

Чтобы иметь представление об их уровне у конкурентов, топ-менеджеры «Атланта» посетили заводы ведущих западных компаний в Европе и Азии. И обнаружили, что белорусы не отстают от соперников и даже, как подчеркнул В.Шумило, по условиям для рабочих выгодно отличаются. В самом деле, в цехах «Атланта» — чисто и тепло.

Заводчане с гордостью говорят о том, что здесь внедрено компьютерное трехмерное проектирование. В сутки объединение выпускает около 4300 холодильников — каждый участок стремится обеспечить максимальную синхронность производства. Редкие сбои рассматриваются как ЧП и становятся предметом разбирательств.

Особое внимание в объединении уделяется контролю качества. Минский холодильник проходит 7 различных ступеней проверки, прежде чем попасть к будущим владельцам. Контролируется качество отдельных компонентов, тестируется и испытывается готовая продукция. По словам начальника цеха сборки Дмитрия Господарика, брак составляет порядка 0,5%. Здесь в процессе производства нет деления на продукцию, реализуемую на внешний и внутренний рынки. «Для меня все холодильники — экспортные», — подчеркивает Д.Господарик.

«Атлант» поддерживает тесные контакты с предприятиями, оказывающими услуги по обслуживанию и ремонту отечественных и зарубежных холодильников в Минске и других городах страны. «Интересуемся претензиями потребителей, на основании которых принимаем корректирующие мероприятия. Информация, поступающая от организаций сервиса, свидетельствует, что к нашим холодильникам в 2–3 раза меньше нареканий, нежели к «иностранцам», — отметил руководитель сборочного цеха. В свою очередь, гендиректор полагает, что действующая в объединении система качества значительно превосходит требования ISO 9000.

Износ основных фондов здесь на сегодняшний день не превышает 42% — показатель весьма приличный по сравнению с большинством предприятий отечественной промышленности. Причиной здесь, по мнению В.Шумило, во многом является инновационный подход к производству бытовой техники, своевременные капвложения в модернизацию. В 2009 г. инвестиции составили порядка 65 млрд. Br. Такая же сумма на мероприятия по техническому развитию, совершенствованию технологических процессов запланирована «Атлантом» и на текущий год.

Иван МИХАЛЕВИЧ

Справка «ЭГ»

В ЗАО «Атлант» входят три предприятия. Минский завод холодильников выпускает бытовые холодильники и морозильники (45 моделей), а также вертикальные холодильники-витрины для торговых предприятий. Минский завод бытовой техники производит стиральные машины (17 моделей). Барановичский станкостроительный завод изготавливает компрессоры для бытовых холодильников, электрочайники (2 модели), технологические комплексы по переработке пластмасс, конвейерные системы. Также ЗАО имеет три фирменных магазина.

По данным Белстата, в 2009 г. Беларусь экспортировала холодильников и морозильников в стоимостном выражении на 109,9 млн. USD меньше, чем годом ранее. Всего их реализовано за рубеж 816,3 тыс. шт., что составляет 86,3% к уровню 2008 г., в т.ч. 784 тыс. — в страны СНГ (на 14,7% меньше, чем в 2008 г.), из которых 580,4 тыс. — в Россию (на 20,5% меньше, чем годом ранее) и 32,3 тыс. — в дальнее зарубежье (на 21% больше, чем в 2008 г.).